Сегодня вы сможете увидеть обзор интересного и необычного экспоната из коллекции Веломузея. Главный критерий его необычности – это, конечно, конструкция. Этот в высшей степени странный аппарат считается велосипедом, но считать его таковым можно лишь с некоторой натяжкой. ;-) Вторым критерием необычности является возраст экспоната – он изготовлен относительно недавно, в 2016 году и является одним из самых «молодых» велосипедов в коллекции Веломузея.
Велосипед называется Halfbike и он изготовлен компанией Kolelinia, расположенной в городе София, в Болгарии. Halfbike - это складной трехколесный велосипед с педальным приводом на переднее колесо, который предназначен для езды стоя. Аппарат имеет компактные размеры, что позволяет перевозить его в сложенном виде в автомобиле и городском транспорте. Трайк имеет переднее колесо размером 18" и сзади пару 8"-х колесиков. Рама изготовлена из листового алюминиевого сплава, а стойка руля – из буковой водостойкой фанеры. Сам руль также алюминиевый. Тормоза довольно оригинальной конструкции имеют тросовый привод от рычага на руле. Тормозные колодки работают по внутренней поверхности дисков задних колес.
Очень оригинально воплощено рулевое управление – «задний мост» закреплен шарнирно по отношению к основной части рамы и поддерживается по сторонам пружинами. Для изменения траектории движения нужно отклонить стойку руля от вертикального положения, удерживая равновесие телом – и велосипед начнет поворачивать в сторону наклона. Привыкнуть к такому способу «руления» - задача не из простых. ;-)
У аппарата отсутствует седло, так что педалирование происходит в положении стоя, что также очень непривычно. Благодаря специфической практически вертикальной «стойке» нагрузка на спину не такая уж и большая, но зато ноги нагружаются «по полной программе». В целом, ощущения от езды на «полу-велосипеде» - так можно перевести название Halfbike – скорее схожи с бегом, нежели с ездой на классическом велосипеде.
Вряд ли можно рассматривать Halfbike как полноценное транспортное средство «на каждый день», но как развлекательный аппарат или спортивный снаряд для фитнеса – вполне. Ну и конечно же, благодаря его в высшей степени необычному виду, ездоку обеспечено повышенное внимание окружающих.
Интересна история этого изобретения. В 2010 году болгарскому архитектору и дизайнеру Мартину Ангелову, увлеченному велосипедным спортом, пришла в голову идея создать совершенно новое предельно компактное транспортное средство с педальным приводом. В попытке реализовать свой замысел он придумал основную концепцию – трицикл без классического рулевого управления и седла с педалированием стоя. К Мартину присоединился коллега Михаил Кленов и вместе они довели идею до воплощения в действующую модель. У первых прототипов не было руля – вместо него использовался вертикальный рычаг, напоминавший ручку от швабры. Первые образцы тестировали как сами изобретатели, так и их друзья и знакомые. Выяснилось, что аппарат вполне подходит не только для утилитарных поездок на короткие расстояния, но и для выполнения довольно экстремальных фигур и маневров. В общем, «полу-велосипед» доставлял пилотам массу новых впечатлений!
В 2014 году Мартин Ангелов и Михаил Кленов довели модель до стадии промышленного образца, создали компанию Kolelinia и решили попробовать собрать средства для запуска стартапа краудфандингом на платформе Kickstarter. Целью было собрать 80000 долларов и она была успешно достигнута, даже с некоторым «перебором». Как считают создатели, секрет успеха их продукта в том, что люди любят, когда их провоцируют чем-то необычным и неортодоксальным, тем, что ломает привычные устои. А странный трайк без седла и привычного руля, педалировать на котором нужно стоя, а поворачивать наклоном собственного тела, как нельзя лучше соответствует эти критериям. Кроме того, такой способ передвижения возвращает веселье и драйв в процесс обыденного передвижения по городу.
На собранные краудфандингом средства было организовано производство велосипедов Halfbike. Первые серийные экземпляры стоили около 800 долларов и пользовались большой популярностью. В 2015 году появилась усовершенствованная модель Halfbike II, обладавшая уже горизонтальным узким рулем и усовершенствованным механизмом складывания. Экземпляр, представленный в этом обзоре, как раз является моделью Halfbike II. Велосипед весит около 8 кг.
Годом позднее появилась модель Halfbike III, оснащенная четырехскоростной планетарной втулкой и барабанным тормозом. Усовершенствована также геометрия рамы и механизм складывания. В этой конфигурации аппарат имеет вес 9 кг.
Предвидя замечания скептиков, сразу скажу, что Halfbike безусловно не является альтернативой классическому велосипеду, да и транспортным средством его сложно назвать. Скорее он относится к категории развлекательных спортивных снарядов и в этом качестве имеет свою аудиторию. Ну а в коллекции Веломузея он относится к разделу необычных конструкций и является яркой иллюстрацией вполне удавшегося стартапа на велосипедную тему.
Впрочем, ездить на этом аппарате действительно интересно! ;-)
Я приобрел этот экспонат в 2020 году в Чертаново и привез его на мотоцикле, к удивлению и восторгу других участников движения – глядя на странную конструкцию, закрепленную на мотоцикле, водители улыбались и на светофорах спрашивали, что это такое…
Посмотрите обзоры велосипедов необычной конструкции из коллекции Веломузея: