В этой статье я расскажу об одном из самых необычных массовых серийных велосипедов в истории – британской Strida. Эта странная конструкция появилась еще в 1980-х, но продолжает выпускаться в наши дни, претерпев ряд модернизаций, сменив нескольких производителей и мест производства, но сохранив при этом концепцию и основные технические решения. В коллекции Веломузея представлена Strida первого поколения, выпущенная в 1988 году на заводе в Ноттингеме.
Изобрел эту конструкцию молодой британский дизайнер Марк Сандерс (Mark Andrew Sanders) в 1984-85 годах. Свою трудовую деятельность Сандерс начал в 1977-м, поступив учеником в компанию Rolls-Royce в Бедфорде (Великобритания). Параллельно он учится в Имперском колледже Лондона по специальности инженер-механик и заканчивает его в 1980-м. В следующем году Сандерс поступает на работу в Mars Corporation на должность конструктора в отделе, занимающимся разработкой торговых автоматов, где работает вплоть до 1983 года. Оставив работу, Сандерс поступает на курсы промышленного дизайна, организованные Имперским колледжем совместно с Королевским колледжем искусств в Лондоне. В 1984-м в качестве своей дипломной работы Сандерс разрабатывает складной велосипед RCA, ставший прототипом Strida.
Год спустя он завершает разработку складного велосипеда, защищает диплом и получает от Королевского колледжа искусств премию имени Джорджетто Джуджаро в категории «Концептуальный велосипед». Это событие получило некоторую известность – в нескольких газетах и журналах публикуются статьи, а на телеканале BBC в передаче Tomorrow’s World («Завтрашний мир») рассказывают о Сандерсе и его велосипеде.
Прочитав статью в газете Sunday Times, Джеймс Маршалл (James Marshall), предприниматель, бывший менеджер великого игрока в гольф Грега Нормана и управляющий компанией Industrial Property Rights Ltd, предлагает Марку Сандерсу сотрудничество. Начинается подготовка к серийному производству велосипеда, не имеющему пока что коммерческого названия. В 1986-м идет подготовка запуска серийного производства велосипедов конструкции Сандерса на заводе в Спрингберне, Глазго в Шотландии. Название Strida приснилось восьмилетнему сыну одного из директоров завода и это имя было признано лучшим из всех существовавших тогда вариантов. Презентацию нового велосипеда провели в крупнейшем лондонском универмаге Harrods. В Глазго было произведено около 3000 велосипедов Strida первой модели (Strida 1). В 1988 году производство переместилось в Лонг-Итон в Ноттингеме, рядом с заводом Raleigh Bicycle Company, который к тому времени пришел в упадок.
В 1988-м Strida завоевывает все три награды британского конкурса UK Cyclex Bicycle Innovation Awards - «Лучший новый продукт», «Самый передовой продукт» и «Лучший дизайн».
В Ноттингеме было изготовлено около 17000 Strida 1. Большинство из них было продано в Японии и Великобритании, а меньшее количество - в США, Австралии и Германии.
В 1991 году производство перешло к португальскому производителю Casa Hipolito. В это время компания Strida Ltd разработала детскую коляску в качестве второго продукта. К 1992 году было выпущено 25 000 велосипедов Strida 1. В 1993 году британская технологическая группа BTG, компания, которая лицензирует и коммерциализирует медицинские инновации и другие технологии Великобритании, приобрела эксклюзивные права на Strida до 1995 года.
В 1997 году британская фирма Roland Plastics приобрела права на производство Strida и перенесла производство обратно в Великобританию, в Уикхем-Маркет в графстве Саффолк. Год спустя компания выпустила новую модель - Strida 2.
Новое тысячелетие творение Сандерса встретило также удачно – в 2000 году Strida получила ежегодную премию журнала I.D. за дизайн, премию Питтмана журнала Sail за инновации и безопасность и премию Британского совета по дизайну Millennium Product Award.
В том же году Стидман Басс (Steedman Bass) из Бостона, США, приобрел права на производство Strida. Вместе с Марком Сандерсом Басс начал разработку Strida 3.
В 2002 году, чтобы удовлетворить возросший спрос, Bass перевел производство на завод Ming Cycle на Тайване. Была запущена модель Strida 3 с первой поставкой 2000 единиц в Италию. Компания Ming начала налаживать дистрибьюторские связи в Корее, Японии, Нидерландах, Франции и США. Началась разработка Strida 5. В марте 2006 года Ming Cycle стала владельцем прав на Strida. В 2007-м Strida 5 получила награду за дизайн на Международном байк-шоу в Тайбэе.
Конструкция велосипеда Strida продолжает развиваться, далеко еще не исчерпав своего потенциала.
В истории велосипедной индустрии Strida занимает особое место благодаря даже не своей конструкции, а уникально длительному коммерческому успеху столь радикально необычного образца веломашины!
Экземпляр Strida первой модели 1988 года, имеющийся в коллекции Веломузея иллюстрирует самое начало долгой эволюции этой конструкции. Рама состоит из металлических трубчатых элементов и пластиковых узлов и имеет оригинальный механизм складывания. Колеса размерностью 16” закреплены консольно, тормоза барабанные; привод зубчатым ремнем. Натяжение ремня осуществляется перемещением каретки вдоль трубы рамы. Шатуны неразъемные. Одной из особенностей велосипеда Strida является возможность катить велосипед в сложенном состоянии, не утруждаясь его переноской. Модель позиционировалась, как городской транспорт для перемещения на короткие расстояния, имеющий возможность складывания для компактного хранения или перевозки.
Здесь вы можете прочитать про интереснейшую разработку советского конструктора, опередившую Strida на 40 лет: