Представляю вашему вниманию очередной необычный велосипед с интересной историей. Это французский разборный мини-байк, изготовленный на рубеже 1920-30-х годов. Я приобрел этот аппарат летом 2009 года во Франции, в курортном городке Ле Мон-Дор региона Овернь, куда меня занесло с целью осмотра частной коллекции исторических велосипедов. С коллекционером я познакомился через интернет, завязалась интересная переписка и он пригласил меня в гости. Как раз набралось изрядное количество дел по всей Западной Европе, которые требовали моего присутствия, и я отправился в путешествие на машине. Поездка протяженностью почти в 10000 километров вышла в высшей степени содержательной и богатой на дорожные приключения и приобретения для моего Веломузея. Коллекционер из Ле Мон-Дора предложил мне несколько интересных велосипедов, некоторые из которых я охотно купил. Среди них был этот занятный аппарат, привлекший мое внимание своей концепцией – это был взрослый мини-байк на колесах размерностью 18 дюймов. В 1920-х годах концепция мини-байка только зародилась и подобные велосипеды производились всего несколькими европейскими компаниями. При осмотре раритета я не сразу заметил, что рама разбирается на две части, да еще и имеет очень необычный способ сопряжения половинок. Когда я рассмотрел все эти технические подробности, решение о покупке было принято моментально, благо, что запрашиваемая цена была невысока.
Передняя часть рамы имеет подседельную трубу, как бы разрезанную вдоль по всей длине и приваренную в ней в нижней части поперечно такую же полутрубу, упирающуюся в каретку. Упор в каретку обеспечивает фиксацию в горизонтальной плоскости, а сопряжение по всей длине подседельной трубы – фиксацию по вертикали. В районе каретки половинки рамы крепятся шпилькой с барашковой гайкой, а сверху они соединяются подседельным хомутом, также с «барашком». Разборку рамы можно произвести менее, чем за минуту. Для вящей компактности левая педаль сделана быстросъемной – она крепится на шатуне огромной гайкой с насечкой, которую можно открутить руками. Колеса закреплены также барашковыми гайками, так что велосипед можно разобрать на совсем уж мелкие части. Длинные подседельный штырь и шток руля позволяют подогнать посадку в большом диапазоне ростов – от ребенка до рослого «дяди Степы».
Состояние и комплектность машины довольно неплохие. Вероятно, не хватает ручного тормоза на заднее колесо, но он явно был стандартный, так что восполнить потерю для меня не составит труда. Велосипед неоднократно перекрашивался поверх оригинальной окраски, что дает надежду на восстановление первоначального красочного слоя. За реставрацию веломашины я пока не принимался, но в недалеком будущем планирую ей заняться.
Имеющаяся на головной трубе рамы табличка с лаконичной надписью “Gervais – Paris” мне ничего не говорила, что неудивительно – в 1920-х годах во Франции насчитывалось более 1000 производителей велосипедов, так что даже местные маститые коллекционеры порой не могут ничего сказать о том или ином бренде. Мой коллега, у которого я покупал этот раритет, также ничего не знал о производителе машины.
Недавно я озаботился поиском информации о производителе раритета и первые же результаты меня, прямо сказать, обрадовали и не на шутку заинтриговали. Оказалось, что изготовителем этого занятного велосипеда является очень известный во Франции человек по имени Луи Жерве (Louis Gervais) (1883-1967) – гениальный изобретатель, механик и предприниматель, придумавший сотни конструкций необычных и парадоксальных веломашин и создавший первый в мире парк велосипедных развлечений. В 1924 году Жерве арендовал в городке Брюнуа (Brunoy) на окраине леса Сенар близ Парижа небольшой участок земли, где организовал своеобразный аттракцион, предлагая посетителям прокатиться на изобретенных и построенных им удивительных комических велосипедах. Там были странные по своему внешнему виду конструкции на разновеликих колесах, многоместные машины, велосипеды-гиганты и велосипеды-лилипуты, а также удивительные аппараты, прокатиться на которых с первого раза просто никто не мог. Именно Луи Жерве придумал велик, у которого поворот руля в одну сторону вызывал поворот колеса в другую, различные машины с шарнирными рамами, эксцентрическими колесами и тому подобные «технические безумства»… Многие из веломашин, изобретенных и построенных Жерве, имели статус «самых-самых» в мире по различным параметрам – габаритам, количеству посадочных мест и т.д. Велосипеды для аттракционов Жерве изготавливал в мастерской; кроме того, там же строил машины для продажи, в том числе и мини-байки. Судя по найденным материалам, в разное время он выпускал мини-байки нескольких вариантов и другие утилитарные веломашины необычных конструкций. Примечательно, что все аппараты, выходившие из мастерской Жерве, были изготовлены на очень высоком техническом уровне, то есть это были отнюдь не кустарные конструкции.
Аттракцион, работавший по выходным дням, пользовался бешеным успехом и довольно быстро эволюционировал до своеобразного парка развлечений, задолго до более поздних аналогов. Этот парк назывался La Ferme du cycle (Велосипедная ферма), затем Le Vélodrome du rire (Велодром смеха) и, наконец, Chez Gervaise (У Жерве). Луи Жерве умер в 1967 году, но его детище работало до 1976 года под управлением наследников. В итоге, парк велосипедных развлечений функционировал 52 года, радуя посетителей и пропагандируя велосипедную езду и изобретательство. За этот срок, по некоторым подсчетам, его посетило более 15 миллионов человек, в числе которых были очень известные в свое время персоны, о чем остались многочисленные свидетельства.
«Раскопав» всю эту историю, я вспомнил, что в моей коллекции фотографий имеется несколько неатрибутированных снимков комических велосипедов необычных конструкций. Отыскав эти фото, я сравнил их с репортажами из парка Жерве, найденными в Интернете и понял, что мои снимки сделаны именно там! Так что изыскания помогли еще и коллекционные фотографии атрибутировать. ;-)
Единственное, на один вопрос я так не сумел найти ответа – в каком именно количестве Луи Жерве производил велосипеды для продажи? Вероятно, в очень небольшом, так как в частных коллекциях и музеях представлено очень мало экземпляров с эмблемами “Gervais – Paris”.
Посмотрите обзоры необычных по дизайну и конструкции французских велосипедов из коллекции Веломузея: