Несколько припозднившийся, но зато хорошо продуманный рейтинг картин ушедшего года (из тех, что мы смотрели).
15. «1993»
Фильм Александра Велединского о событиях октября 1993 года в Москве – редкий по нынешним временам пример отечественной ленты на острую историческую тему. Автор, впервые осветивший гражданское противостояние тех дней ещё в «Бригаде», и на этот раз выбрал максимально правильный тон – не говорить о схватке полузабытого Ельцина с напрочь забытыми Хасбулатовым и Руцким напрямую, а показать её как фон, на котором жили обычные люди. В итоге получилось живое и трогательное кино со звёздными лицами, но без капли гламура, а финальная сцена и вовсе великолепна в своём символизме.
Велединский раскрыл самую суть событий того времени, чем в современной России могут похвастаться немногие: борьба «патриотов» с «демократами» в том «кровавом октябре» была просто беспорядочной сварой растерянных людей, у которых не было ни одной серьёзной причины убивать кого-то или умирать самим – но по своей детской политической наивности, неизбежной после десятилетий жизни в СССР, они этого не понимали, да и не могли понять.
14. «Подземелья и драконы: Честь среди воров» (Dungeons & Dragons: Honor Among Thieves)
Восхитительный образец довольно редкого жанра – комедийного фэнтези – понравится далеко не только фанатам игры, по мотивам которой он снят. Однозначно самый весёлый фильм года (чего стоит только дракон, который не может взлететь из-за лишнего веса) – и при этом захватывающее приключение с экшеном и спецэффектами. Неожиданно лёгкое кино для тяжеловесной эпохи, породившей его на свет.
13. «Убийца» (The Killer)
О новом фильме Дэвида Финчера мы писали здесь. Бури восторгов он не вызвал, но холодное совершенство маэстро, приправленное щепоткой его излюбленной провокационности, тут по-прежнему есть.
12. «Крупный улов» (Finestkind)
Голливудский ветеран Брайан Хелгеланд выдал удивительный фильм о семейных ценностях, дружбе и взаимовыручке – несмотря на мрачноватую криминальную фабулу, пропитанный позитивным духом 90-х, которого в Голливуде давно не осталось. В более узком смысле это, пожалуй, одна из самых вдохновляющих картин об отцах и сыновьях, которую вы когда-либо увидите.
11. «Поехавшая»
Об этом трогательном и в то же время драйвовом российском роуд-муви мы писали здесь. Образец мастерского и зрелого кино, хорошо демонстрирующий высокий уровень отечественной киноиндустрии в целом.
10. «Слово пацана: Кровь на асфальте»
Тут всё понятно: новая народная классика. Талантливый и постоянно пробующий себя в разных жанрах режиссёр Жора Крыжовников сумел попасть в самое яблочко, доказав, что тема криминальной романтики вовсе не осталась в 90-х – в России её, видимо, будут любить если не всегда, то ещё очень долго.
9. «Вызов»
Про этот эпохальный для всего мирового кинематографа фильм мы писали здесь. Русских сейчас в цивилизованном мире стараются всячески «игнорировать», но молчание по поводу этой ленты говорит о ней даже красноречивее, чем премии и овации – это называется зависть.
8. «Все страхи Бо» (Beau Is Afraid)
Одарённый режиссёр Ари Астер, до этого снявший два ужастика, решил повысить градус серьёзности своего творчества и выдал сложную метафорическую историю о роли матери в жизни мальчика. Этот сюрреальный фильм выглядит как попытка сделать римейк «Святой крови» Алехандро Ходоровски в минималистичном духе Чарли Кауфмана. Конечно, здесь нет ни визуального гения первого, ни сценарного гения второго, но нельзя сказать, что Астер от них очень далеко.
7. «Чебурашка»
Об этом безупречном, а местами даже беспрецедентном образце зрительского кино мы писали здесь.
6. «Убийство на краю света» (A Murder at the End of the World)
В этом мини-сериале как будто объединены два отдельных сериала: первый – очередная версия «Десяти негритят» Агаты Кристи, только с примесью современных хайтек-фобий, второй – триллер о том, как детективы-любители пытаются поймать серийного убийцу. Оба они на диво хороши (жаль только, что второй – всего лишь серия флэшбеков из жизни главных героев).
Создатели проекта, творческий дуэт Брит Марлинг и Зала Батманглижа, вновь доказали свою самобытность и умение красиво играть с фантастико-социальными сюжетами.
5. «Чёрное облако»
В этом российском сериале о загадочной череде смертей, преследующих не очень счастливую студентку-мажорку, сошлись великолепный сценарий, куча звёздных актёров и впечатляющая режиссура Карена Оганесяна. Перед нами исследование человеческой психики в форме закрученного детективного триллера с примесью псевдо (или не псевдо?) мистики и молодёжного цинизма а-ля «Жестокие игры». Что-то вроде «Острова проклятых» в современном питерском антураже. Крайне любопытное и необычное сочетание.
4. «Падение дома Ашеров» (The Fall of the House of Usher)
Об очередной выдающейся картине Майка Фланагана, на этот раз по мотивам произведений Эдгара По, мы писали здесь.
3. «Оставленные» (The Holdovers)
Уникальный художник современного кино Александр Пэйн вновь сделал то, что он умеет лучше всех – снял отличный фильм про людей и в то же время с искренней любовью к людям. Звучит вроде бы банально, но в голову не приходит ни один режиссёр, про которого можно сказать то же самое. С любовью к людям снимает свои фильмы Стивен Спилберг, но там всегда есть что-то ещё: акулы, динозавры, инопланетяне, нацисты, негры-рабы, евреи, террористы, шпионы, президенты и т.д. Пэйну же, кроме людей, как сказал великий философ, «вообще никто не нужен, не мил и не интересен». Удивительное качество – и ещё более удивительно, что в мире людей оно настолько уникально.
2. «Маэстро» (Maestro)
После яркого, но простоватого «Звезда родилась» режиссёр Брэдли Купер сумел снять по-настоящему мощное кино в лучших традициях классического Голливуда. Но главная особенность этой картины не только в исключительном качестве постановки и даже не в актёрской игре самого Купера (потрясающего актёра), а в том, что автору удалось почти невозможное – рассказать интересную историю о счастливой семейной жизни. Пожалуй, это достижение для книги рекордов Гиннеса.
1. «Май декабрь» (May December)
В отличие от «Маэстро», в этом фильме показана история настолько нездоровой семьи, насколько это в принципе возможно. Жена (Джулианна Мур) когда-то совратила школьника, и, отсидев за это, ушла к нему от мужа и детей, родив вместе с ним ещё троих. И вот к этой странной семейке приезжает актриса (Натали Портман), которая должна сыграть скандальную мамашу в кино – в гостях она планирует лучше «вжиться в роль».
По провокационности «Май декабрь» напоминает драму «Тайное влечение» (Adoration), и смотреть его так же интересно – хотя многие в этом никогда не признаются. Персонажей и сюжетных коллизий хватит на несколько сезонов крутого сериала, а некоторые сцены (вроде той, где молодой отец пробует травку со своим сыном, больше похожим на младшего брата, и рыдает у него на плече) разрывают мозг.
Вероятно, это лучшая картина о последствиях сексуализации несовершеннолетнего, когда-либо снятая в мировом кино. А ещё тут есть потрясающая игра Мур и особенно Портман – последняя переплюнула саму себя образца «Чёрного лебедя» по способности изображать несколько личностей одновременно.