В 2020-х российское кино сумело достичь невероятного успеха: снять игровой фильм на околоземной орбите. Получилась ли у режиссёра «Холопа» картина космического уровня?
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Невино, Недомино», чтобы не пропускать наши новые публикации.
История о том, как российский постановщик Клим Шипенко и актриса Юлия Пересильд летали в космос, чтобы снять там фильм, вроде бы не прошла незамеченной, однако в первые дни показа их детища – драмы «Вызов» – залы кинотеатров оказались практически пустыми. Почему так получилось, пускай разбирается кто-то другой, но вся глубина этого провала становится понятна только по мере просмотра ленты.
По сюжету один из российских членов экипажа МКС (сыгранный реальным космонавтом Олегом Новицким) во время нештатной ситуации на орбите получает переломы рёбер. Теперь спускать его на Землю нельзя, а лечить на месте некому. В итоге, посовещавшись с врачами, харизматичный руководитель полётов (Владимир Машков) решает отправить одного из медработников в космос, чтобы прямо там провести операцию. Начинается отбор из нескольких кандидатов-мужчин, а планированием предстоящего орбитального лечения занимается женщина-хирург (Пересильд), которой лететь вроде бы не светит (здравствуй, сексизм). Однако по мере отсеивания претендентов на представительницу слабого пола тоже падает внимательный глаз начальства.
С самого начала «Вызов» смотрится динамично и напряжённо. Это впечатляет, учитывая, что перед нами не экшен и не триллер, а медицинская драма – в российском кино редко кому удаётся захватить зрителя настолько «прозаичным» материалом. В результате фильм Шипенко выглядит не как надуманная ерунда, а как полновесное реалистическое кино.
При этом, конечно, художественных элементов хватает, и не всегда они удачны. Героиня Пересильд, потерявшая в автокатастрофе мужа и не сумевшая оставить эту трагедию в прошлом, напоминает персонажа Сандры Буллок из «Гравитации» – правда, с уклоном в мелодраматизм, потому что, помимо дочки и мамы, у неё есть давнишний воздыхатель (Милош Бикович), мечтающий «вернуть её к жизни».
Довольно глупо смотрится сюжетная линия с уголовным делом, которое прокурор грозится завести на дочь главной героини за поставленный однокласснице фингал. А способ разруливания этой ситуации – с «блатом» чуть ли не на уровне Путина – для кино такой государственной важности выглядит совершенно безобразно. Одно дело, когда посыл о том, что без связей в «Роскосмосе» ты никто, транслируют любители чернухи вроде Балабанова или Юрия Быкова – и совсем другое, когда это делает сам «Роскосмос».
Примерно так же безобразно выглядит неприкрытая реклама компаний-спонсоров. К повсеместной демонстрации в кадре логотипов мы давно привыкли, но когда сотрудник ЦУПа бодро заявляет: «Здесь ловит только “Мегафон”», это заставляет удивлённо почесать репу – если уж без такого варварского «капитализма» родом из 90-х никак, то неужели эту фразу нельзя было вложить в уста какого-нибудь доставщика пиццы, а не госслужащего?
Впрочем, об уровне «державного мышления» кураторов от государства лучше всего говорит тот факт, что, среди прочего, в фильме усиленно рекламируется фамилия человека, открыто выступившего против России в период военного конфликта, на момент премьеры ещё далёкого от завершения. Такое даже сложно комментировать – разве что заметить, что авторы подобной «политики», в отличие от пострадавшего космонавта из фильма, явно неоперабельны.
Видимо, из-за работы этих «эффективных менеджеров» залы кинотеатров и оказались в итоге пустыми: из-за бурного распределения спонсорских денег мастера пропаганды забыли разъяснить публике, зачем ей идти на «Вызов». И это действительно печально, потому что, несмотря на отдельные недостатки, на экраны вышло эпохальное произведение киноискусства.
Когда герои всё-таки оказываются в космосе (кстати, сцена запуска ракеты – уже лучшая в своём роде, «Интерстеллар» Нолана отдыхает), становится понятно, что никакие спецэффекты пока и близко не могут заменить реальность. Невесомость на настоящей МКС настолько завораживает, что по телу бегут мурашки. Пересильд, пролетающая через узкие люки и задевающая какой-то наваленный повсюду хлам, кажется, вообще не играет, а просто озирается по сторонам в неподдельном детском изумлении. И даже реальные космонавты в ролях самих себя словно придают фильму некую особую достоверность, как американские морпехи в «Поезде на Париж» великого Клинта Иствуда.
Вне всякого сомнения, для кинематографа «Вызов» – событие сродни полёту Гагарина, и профессионалы всего мира, включая голливудских неудачников Дага Лаймана и Тома Круза, не сумевших опередить нас в космической киногонке, будут жадно смотреть этот фильм, даже если никогда не признаются в этом публично. И остаётся надеяться, что российская публика, несмотря на все «усилия» государственных идиотов, всё-таки поймёт, что за событие происходит в наших кинотеатрах, и успеет застать его там.
Конечно, если абстрагироваться от пребывания на орбите и космических съёмок, фильм Шипенко нельзя назвать великим: это уровень предыдущих работ режиссёра – «Холопа», «Текста» и «Салюта-7» – то есть крепкое зрительское кино, не претендующее на место в вечности. Но, не будучи художником уровня Кубрика или того же Куарона, постановщик «Вызова», тем не менее, встал с ними в один ряд – просто потому, что он был в космосе, а они нет. Такова магическая сила реальности, и в этом апреле, как и 62 года назад, она позволила России снова стать первой – причём там, где, казалось бы, давно и безраздельно правит американская «фабрика грёз».