В 2023 году в России вышло сразу три громких фильма с названиями-феминитивами. Мы решили рассказать обо всех в одном материале (хотя они получились очень разными, в том числе по качеству).
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Невино, Недомино», чтобы не пропускать наши новые публикации.
«Непослушная»
В картине режиссёра Дмитрия Суворова (до этого снявшего хорошее кино про сильную женщину под названием «Одна») рассказывается история современной московской студентки с экологическим прибабахом, которую решает во что бы то ни стало соблазнить молодой красавец-олигарх.
Надо сказать, что фильм про советских студентов у Суворова получился куда лучше, чем про современных. Абсурден сам образ главной героини (Анастасия Резник) – ухоженной девочки модельного типа, собирающей чужой мусор и взламывающей собачьи питомники по ночам. Соответственно, вся «экологическая» линия выглядит примерно так же деревянно и глупо, как подводка к «основному действу» в стандартном порнофильме.
Секс в «Непослушной» тоже есть и снят неплохо, но с упором на красоту постановки, а не на реализм: что-то вроде видео для Playboy, а не сцены из «Бала монстров». Ещё в картине есть Александр Петров, но он больше присутствует, чем играет (исключением стала разве что сцена разговора олигарха-сына с олигархом-отцом).
Больше про этот опус сказать, пожалуй, нечего.
«Эскортница»
Оценки у «Эскортницы» примерно такие же низкие, как у «Непослушной», но это несправедливо.
Как и беспомощная российская версия «50 оттенков серого», фильм режиссёра Михаила Погосова обращается к насущной современной тематике – на этот раз восточнославянской проституции в Дубае – но делает это куда увереннее. Помогает то, что в «Эскортнице» есть внятная и к тому же увлекательная история: администратор элитных эскорт-услуг (Анна Старшенбаум) вынуждена из-за болезни мамы лететь домой в Россию, а в это время ее подопечные попадают в Эмиратах в публичный скандал (за основу сюжета взята реальная история с голой фотосессией наших соотечественниц на балконе одного из дубайских небоскребов). В результате героиня, помимо семейных вопросов, вынуждена разбираться с мафией, полицией, журналистами и даже таинственным российским фээсбешником (Дмитрий Нагиев), причем делать это по телефону прямо из-за руля машины, мчащейся по скоростной трассе в Тулу.
Нетрудно заметить, что основной сеттинг скопирован из отличной драмы «Лок» с Томом Харди (которую в России пересняли ещё и в виде картины «Слон» с Павлом Прилучным). Однако в целом «Эскортница» – вполне самостоятельный фильм, не шедевральный, но добротный: Старшенбаум неплохо справляется с ролью провинциальной «интердевочки», пришедшей к успеху, заморские роскошь и разврат показаны довольно сочно, и только Нагиев с его странной мимикой привносит в картину толику дисгармонии.
В итоге, в отличие от темы студенческой экологии, тему проституции «с русской душой» отечественным киношникам раскрыть удалось.
«Поехавшая»
Безусловно лучший фильм в этом списке рассказывает о женщине не через призму сомнительного сексуального поведения, а через более привычный объектив личностного кризиса. Героиня «Поехавшей», разочаровавшись в своей скучной «успешной» жизни московской эсэмэмщицы, решила поехать на велосипеде в Нижний Новгород, чтобы спустя долгое время повидаться с мамой (это сближает картину Антона Маслова с «Эскортницей» – а вот у главной героини «Непослушной» проблемы были с отцом). Узнав, что мама (Елена Яковлева) мигрировала аж в Магадан, неутомимая Ася Смолина (Ольга Лерман) решила добраться на своих двух колесах и туда.
«Поехавшая» – замечательный фильм о путешествии по России, со всем полагающимся в таком случае набором ярких характеров и локаций, и одновременно о путешествии запутавшейся женщины внутрь себя, к своему потерянному «я».
Маслову удалось не только снять удивительно динамичный (особенно по российским меркам) и жизнеутверждающий фильм, но и показать себя настоящим художником: он не просто «показывает картинки», но и разговаривает на языке кино, что дано далеко не каждому представителю его профессии. Финальная сцена с самолетом, в который вмещается вся жизнь, и вовсе войдет в золотой фонд кинематографа, и не только отечественного.
Есть ли секс в российском кино
В последние годы отечественные киношники как будто открыли для себя тему секса (в «Поехавшей» сцена секса тоже есть – как и сцена неудавшегося изнасилования). Здесь можно вспомнить и сериал «Надвое» отечественного зубра Валерия Тодоровского с весьма недурно снятыми «постельными» эпизодами, и совершенно безумный с точки зрения режиссуры триллер «Одержимая», где промискуитету подвержена героиня Лукерьи Ильяшенко, и великолепный сериал Happy End о приехавших покорять столицу провинциальных вебкамщиках, и безобразный сериал с Прилучным «Жизнь по вызову» на тему всё того же элитного эскорта. Кажется, на общем, весьма чопорном русском культурном фоне происходит некий выброс половых киногормонов.
Однако, судя по оценкам большинства этих проектов на «Кинопоиске», тема «не заходит»: секс сам по себе отечественному зрителю неинтересен, а интересна, как и прежде, классическая драма (с как можно большим уклоном в трагедию, или – как показывает пример «Поехавшей» – в нехарактерный для России позитив).
Так что, судя по всему, вместо снятых по заграничной моде «непослушных» да «эскортниц» успешными по-прежнему будут истории про «русскую долюшку женскую», пусть и на современный лад. Что не может не радовать: чем дольше классическая культура сопротивляется вакханалии тотальной сексуализации хотя бы на территории отдельно взятой страны, тем лучше для всего человечества.