Изучая тактику боевого применения подводных лодок и отдельные воспоминания часто можно встретить упоминание такой особенности подводной лодки как возможность уйти от непогоды путем простого погружения. Однако как мы увидим ниже это не всегда удавалось, особенно в начале освоения этого средства вооруженной борьбы в советском флоте.
2 декабря 1918 года подводная лодка Балтийского флота «Тигр» (тип «Барс») (в строю флота с апреля 1916 года) под командованием помощника командира (по данным интернет-источников был командиром лодки) Ч.В.Мацеевского вышла из Кронштадта в море с целью ведения разведки. Лодке предстояло обнаружить корабли английского флота и состав их флотилии. По одним данным «Тигр» был направлен в районы портов Либава и Виндава (об этом пишет Э.А.Ковалев в своей работе), по другим (в том числе интернет-ресурсы) - в район Ревеля, осмотреть ревельский рейд.
Покинув остров Котлин «Тигр» вскоре попал в сильный шторм, сопровождавшийся также плотными снежными зарядами. После нескольких часов плавания обнаружилось, что из-за ударов волн по перу руля вышел из строя привод управления. В это время субмарина находилась в районе маяка острова Нерва. По некоторым данным на острове была обнаружена четырехорудийная батарея (120-мм орудия со щитами), которую вероятно установили финны. Так что находиться на поверхности было не безопасно. Для исправления повреждений Мацеевский приказал положить лодку на дно, и приступить к устранению неисправности.
За ночь, к утру, привод отремонтировали, и лодка всплыла на поверхность. Погодные условия продолжали желать лучшего. Море продолжало штормить. Когда ветер усилился до 9 баллов, «Тигр» снова лёг на грунт, но, несмотря на 30-метровую глубину и заполненные балластные цистерны, лодку часто и порой с силой било о дно. Вскоре стали известны последствия этих ударов - на носовой переборке в районе носовой дифферентной цистерне обнаружилась течь. Как известно на подводных лодках типа «Барс» деления на отсеки не было, а потому переборок у лодки было всего две: носовая и кормовая.
Утром 4 декабря подводная лодка снова всплыла. Мацеевский, оценив повреждения корпуса как серьёзные, решил прекратить разведывательный поход, и «Тигр» вернулся назад в Кронштадт. Может оно и к лучшему, по имеющимся данным лодка находилась в ремонте почти три недели, до 23 декабря.
Второй случай также связан с подводной лодкой типа "Барс" - на этот раз речь пойдет о "легендарной" в будущем "Пантере".
23 декабря 1918 года из Кронштадта при помощи ледокола на Большой кронштадтский рейд была выведена подводная лодка БФ «Пантера» (тип «Барс»), под командованием военмора А. Н. Бахтина, которая направилась к Ревелю. Этот разведывательный рейд проводился в рамках подготовки плана набеговой операции кораблей Действующего отряда на Ревель.
Поход проходил в крайне тяжелых метереологических условиях. Подводная лодка шла под двумя дизелями в надводном положении. Сильный шторм настиг «Пантеру» вечером у острова Гогланд. Высота волн была такой, что, перекатываясь через шедшую в надводном положении субмарину, они полностью «заглатывали» рубку. В таких условиях вести наблюдения за надводной обстановкой очень сложно. На пути к Ревелю видны были горящие маяки: Сескар, Верхний и Нижний Гогландские, Большой "Потере, Родшер, Экхольн, буи у банок Средней и Лавенсарской. Не виден был только маяк Стеншер, хотя подводная лодка проходила и в районе его видимости. Вскоре определение стало крайне затруднительным, так как компас и пеленгатор непрерывно заливало водой и они обледеневали. Находиться на мостике было просто опасно, а рубочный люк и перископы быстро обмерзали.
В 3 часа 24 декабря "Пантера" прошла траверз Южного Гогландского маяка. В 09.35 при подходе к маяку Кокшер, были застопорены дизеля и субмарина погрузилась, намереваясь следовать на Ревельский рейд, но оказалось, что оба перескопа неисправны: не поднимались, не опускались и не вращались; кроме того, носовой перископ имел перекошенное изображение (как оказалось по возвращений из похода, вследствие обрыва тросика для перевода на увеличение), у кормового же обмерзли наружные и внутренние стекла. Поэтому подводной лодке пришлось держаться под водой пока перископы не оттаяли, и одновременно кормовой перископ был пущен на просушку. Через некоторое время перископы начали с трудом ворочаться, подъем и спуск кормового перископа также стал действовать, но носовой заело "в мертвую" и он торчал бесполезно, только мешая при наблюдении в кормовой перископ.
Как отмечают источники: один из перископов (судя по всему носовой) обмёрз настолько, что при погружении и движении лодки на перископной глубине, оказался погнутым напором воды (хотя надеялись, что вода смоет наледь).
Несмотря на всё это, 24 декабря «Пантера» достигла района Ревеля, но на этом её везение закончилось. Еще когда в светлое время лодка находилась под водой по восточную сторону о.Кокшера, выяснилось, что пропускают клапана циркуляции дизелей, вследствие чего ПЛ потеряла возможность погружаться на глубину свыше 50-60 футов (16-19 метров). Из за большой волны "Пантера" плохо держала перископную глубину и на 40 футах (13 метров) ее качало. В 16 часов, когда ясность кормового перископа сделалась достаточной, подводная лодка пошла в проход между Кокшором и островом Б. Врангель.
В 17.15 стемнело, субмарина всплыла и в надводном положении проследовала на Ревельский рейд под одним дизелем, пустив другой "на зарядку". Из за волны и обмерзания, радиотелеграфная мачта не могла быть поднята. Вскоре обнаружилось, что сгорел реостат циркуляционной помпы. Была пущена помпа №2, не рассчитанная на два дизеля, и поэтому работа шла с перегрузкой. Дойдя до створа Екатеринентальских маяков, "Пантера" повернула обратно, так как начался снежный шторм. Выйдя за Кокшер, подводная лодка держалась на курсе под одним дизелем, продолжая зарядку. Было решено, утром, если позволит погода, попытаться пройти на юг под водой, но вскоре планы пришлось срочно менять.
В 22.00 на находившейся на траверсе острова Кокшер у подводной лодки вышло из строя рулевое управление. При очередном ударе волны у вертикального руля оборвало его левый штуртрос, на участке, проходившем через центральный пост. Вместе с этим на глубине более 12 метров клинкеты газоотводов начали пропускать воду. Радио на лодке не работало ещё до выхода в море. Застопорив дизеля, экипаж приступил к исправлению. Держаться против волны электромоторами не удавалось, лечь на грунт не позволяла глубина, потому пришлось стоять без движения в надводном положении, в том числе потому, что следовало экономить электроэнергию. Руль сильно било волной и была опасность, что лопнет второй штуртос. Попытка временно поддержать руль дифференциальными талями была неудачна, так как у первых заведенных талей лопнула цепочка, при заводке вторых - разогнулся гак.
При таких обстоятельствах «Пантера» находилась в полной власти волн, как вспоминают, крен достигал 40°. К двум часам ночи герметичность клинкетов и возможность управлять вертикальным рулём были восстановлены, но руль мог перекладываться лишь на 10 градусов. С этим можно было мириться, но пока шли ремонтные работы, шторм нанес корпусу подводной лодки новые повреждения. Появилась течь, исправить которую в море экипаж был не в силах, и по-прежнему не было связи. К тому же проведенные ремонтные работы были настолько ненадежными, что не имея более средств для исправления в случае повторного повреждения руля, командование лодки не считало возможным в таком положении оставаться на позиции. В силу всех этих обстоятельств командир «Пантеры» А.Н.Бахтин и находившийся на лодке комиссар В.Г.Иванов приняли решение вернуться.
Вскоре "Пантера" под обоими дизелями пошла обратно с Кронштадт. В 8 часов она прошла траверз маяка Родшер, 09.15 определилась по Ю.Гогландскому маяку, и уже в 13.50 у банки Средней была встречена крейсером "Олег" (тогда он еще был в строю), которому семафором были сообщены сведения о походе и просьба вызвать встречу, в ожидания которой предполагалось стать на якорь у мыса Осинового.
В 16.25 25 декабря, подойдя к Шепелевскому маяку, подводная лодка встретила эсминец "Спартак", к которому она ошвартовилась и также сообщила все сведении о походе. В 22 часа она стала на якорь у Шепелевского маяка, а в 09.50 26 декабря направилась далее в Кронштадт, куда и благополучно прибыла в 13 часов.
Таким образом, поход оказался безрезультатным - подводная лодка за все время неприятеля так и не обнаружила. Командир в своем донесении за поход указал на массу различных повреждений и неисправностей, резюмируя, что убежден в необходимости прекратить выходы подводных лодок в море, так как иначе не представлялось возможным отремонтировать их к весне, а в том состоянии, в котором они находились, подводные лодки не имели возможности действовать ни торпедами, ни артиллерией. Обвинять Александра Николаевича Бахтина в трусости или не профессионализме вряд ли стоит. Все свои качества он в полной мере проявил уже через полгода, когда в августе 1919 года "Пантера" под его командованием потопила британский эсминец "Виттори".
Так что согласимся, штормовые условия - не лучшее время для походов даже для подводных лодок.
Источники: Лисин, С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/С.А.Лисин. СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв, Э. Рыцари глубин:Хроника зари российского подплава /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2005.- 445 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червоных валетов: Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918-1941 гг. /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с.,; Платонов, А. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945/А.В.Платонов.- М.:АСТ, 2004. -592 с.; Морозов, М. Советский подводный флот 1922-1945. О подводных лодках и подводниках/ М.Э.Морозов, К.Л.Кулагин. - СПб.: Аст.- 2006. - 877 с.; материалы интернета.