Сегодня мы покажем вам фотографии этнографа Николая Шабунина, которые он сделал на своем родном севере в 19-10 веках. Конечно, кроме фотографий вас ждет еще и рассказ о том, как в то время жили, работали, строили и вели быт люди, живущие в суровых условиях прошлого.
Фотографии в статье преимущественно сделаны в Архангельской губернии. Во время поездок в родные края Николай Шабунин стал с грустью замечать, что традиции буквально на глазах уходят в прошлое, растворяются. С помощью фотографий он пытался сохранить самобытность и традиции народа, чтобы передать их потомкам.
Основным занятием населения Архангельской губернии были лесные промыслы. Лес вывозили по воде, это было дешево и удобно. Также были развиты рыбные и звериные промыслы: охотились на пушных зверей, ловили треску, семгу, навагу и другую рыбу, а затем продавали ее, часто зарабатывая весьма неплохие по тем временам деньги. При этом сельское хозяйство было развито слабее, чем во многих других регионах, виной тому — суровый климат.
Надо сказать, что жизнь на севере существенно отличалась от жизни в городах центральной России. Доказательством этому служат воспоминания писателя-краеведа Алексея Александровича Жилинского:
«В приморских селениях живут очень зажиточно: просторные избы, часто в несколько комнат, с большими дворами и хозяйственными постройками, обилие домашней утвари даже в домах среднего достатка, хорошее платье и здоровая пища».
Дома-дворы Поморья действительно имеют очень внушительные габариты, а самое удивительное, что принадлежали они простым людям, а не зажиточным купцам или знатным особам. Дом-двор — это двухэтажный дом, с четырьмя и более окнами на фасаде. В длину дома-дворы были примерно 30-30 метров, бревна для постройки подбирались максимально толстые, диаметром 25-30 см. Крышу делали из теса или лемеха — деревянной черепицы из осины.
Окна, как и везде на Руси, «наряжали» в красивые наличники, свесы крыш украшали резными полотенцами. Ставни были отдельной историей — их делали только там, где можно было закрыть их снаружи, например, если это окна, выходящие на гульбища (галерею).
В таких домах часто жили большими семьями, все вместе: родители и их дети с мужьями и женами, внуками и т.д. В одном доме селилась только одна семья — это важно. Быт организовывали максимально просто, но эффективно.
Внутри дома были не только жилые, но и хозяйственные помещения, связанные между собой переходами. В доме даже держали скотину, чтобы не было нужды лишний раз выходить на улицу. Скажем больше: под крышей дома мог быть устроен небольшой огород! А вот баню и мельницу строили отдельно и как можно дальше от дома, из-за риска пожара.
Как видите, северные дома существенно отличались от более скромных изб других регионов страны. Отличалось и многое другое:
«Отсутствие в крае помещиков, а вместе с этим и зверского крепостного права наложило свой яркий отпечаток на психику населения. Население держится свободно, непринужденно».
Конечно, и на севере были люди разного социального положения и достатка. Но это не так сильно бросалось в глаза:
«Различие сословности среди населения обусловливается только степенью образованности и различием в состоянии, но купец, чиновник, мещанин или крестьянин, — все говорят одним непринужденным языком».
Есть и еще пара интересных различий, которые не столь масштабны, но имеют значение. Например, на севере в те времена носили исключительно кожаную обувь, тогда как в центральной России вплоть до начала ХХ века люди повсеместно ходили в лаптях.
Есть различия и в рационе, однако они уже более очевидны:
«Главная пища жителей — рыба, преимущественно морская соленая. Мясо в незначительном употреблении. Любимое кушанье крестьян — “шаньги” из ячменной муки, блины, рыбники и кулебяки».
Напоследок предлагаем просто еще раз посмотреть на портреты той, прошлой жизни на Русском Севере:
Делитесь в комментариях своими историями от бабушек и дедушек о жизни на севере. А пока читайте другие наши статьи:
Где и как жили простые рабочие в 19 веке? Жилье и быт в фотографиях
Основание рубленой избы: как строили на русском Севере и в Сибири
Курные избы: почему наши предки топили «по-черному»?