Найти тему

Чарльз Дарвин и его корреспонденты: жизнь в письмах

Оглавление

Эпистолярная сеть имела решающее значение для работы Дарвина, позволяя ему получать новую информацию и зарождая свежие идеи в умах его корреспондентов.

В прошлом году был опубликован тридцатый и последний том "Переписки Чарльза Дарвина", завершивший работу, начатую в середине 1970-х годов.

После того как было собрано около 15 000 писем, исследовательская группа Darwin Correspondence Project была распущена. За годы, прошедшие между началом и завершением проекта, научные публикации претерпели значительные изменения: сегодня издательство Кембриджского университета и Кембриджского университетского издательства располагают удивительно богатой базой данных писем.

Эта монументальная работа стала результатом многолетнего труда более девяноста сотрудников и добровольцев как в США, так и в Великобритании. Он был задуман Фредериком Буркхардтом (1912-2007), когда он ушёл в отставкус постов президента Беннингтонского колледжа и главы Американского совета научных обществ. В 1974 году, планируя подготовить издание писем Томаса Хаксли, Буркхардт "вспомнил", что переписка Дарвина до сих пор остаётся практически неопубликованной.

Правда, некоторые из писем Чарльза Дарвина были ранее опубликованы его детьми. Но эти эпистолярные биографии были очень викторианскими: письма подвергались тщательному отбору и редактированию, а частные или потенциально оскорбительные моменты вымарывались. Мемуары самого Чарльза Дарвина, включенные в книгу "Жизнь и письма Фрэнсиса Дарвина" (1887), также подвергались цензуре, поскольку семья пыталась сформировать наследие Дарвина.

Тысячи же писем, отправленных Чарльзу Дарвину, практически не публиковались. Буркхардт и проект "Переписка Дарвина" работали над тем, чтобы собрать как можно более полную коллекцию: письма Дарвина, как нерасшифрованные, так и присланные ему как известными учеными всего мира, так и многими другими, известными только по их письмам Дарвину.

Корреспонденты Дарвина были его сотрудниками.

Письма были основополагающими в жизни и работе Дарвина. Они были его основным средством общения, ведь проводов, связывающих его с внешним миром, не было. Почтовая служба викторианской Британии могла поражать воображение: в крупных городах письма доставлялись несколько раз в день, но все равно требовалось время, чтобы письмо, скажем, от Асы Грея из Гарвардского колледжа дошло до Дарвина в Даун-Хаус, расположенный в пятнадцати милях от центра Лондона. (Время также позволяло спорам остыть, что совершенно чуждо мгновенной ярости Интернета).

Корреспонденты Дарвина были его сотрудниками. Его главные книги полны ссылок на его корреспондентов, в которых подробно описываются их наблюдения, эксперименты и открытия. Историк Уильям Монтгомери отмечает, что письма были двусторонними; через них "Дарвин получал желаемую информацию, одновременно стимулируя своих корреспондентов к новым направлениям исследований". Историк Сандер Глибофф, рецензируя девятнадцатый том (2013), называет письма Дарвина "исходными данными". Глибофф отмечает, что общение по почте

также позволяло Дарвину заранее распространять некоторые из своих выводов, проверять их и сглаживать реакцию на каждую крупную публикацию. [...] Он также получал последние призывы от религиозных авторитетов воздержаться от отрицания духовного измерения нашей человечности и терпел оскорбления от чудаков, которые говорили, что он похож на обезьяну.

В своей рецензии на шестой том (1990) Барбара А. Кеннеди говорит о "захватывающем удовольствии" от ежегодных томов. Кеннеди, известный геоморфолог, скончавшаяся в 2014 году, также писала, что в переписке представлено само воплощение учёного-естествоиспытателя. Ссылаясь на "необычайно эффективную смесь наблюдений, гипотез и испытаний" Дарвина, а также на любопытство и энтузиазм всей его жизни, Кеннеди утверждает, что "дарвиновская модель ученого" - это то, к чему мы должны стремиться. Она спрашивает,

как часто мы действительно строим догадки на основе наших наблюдений? Как часто мы действительно подвергаем наши гипотезы проверке или даже комментариям других работников? Как часто мы не соглашаемся с мнением старших? Или приветствуем тех младших, которые хотят доказать, что мы не правы?

В письмах представлен как привычный и социальный, так и научный мир. Рецензируя первый том писем в 1985 году, палеонтолог/эволюционный биолог/историк науки Стивен Джей Гулд поставил его в один ряд с "Миддлмарчем" Джорджа Элиота за "социальный комментарий о жизни уютных деревенских людей". Историк Джессика Рискин, рецензируя последний том, соглашается с ним и пишет, что переписка "читается как роман по живости персонажей и непосредственности их повседневной жизни".

Викторианские романы часто издавались в трёх томах и были известны как трёхпалубники или троепалубники. Умножьте на десять, и "Переписка Чарльза Дарвина" станет, пожалуй, вершиной викторианской эпохи.

Буду несказанно благодарен если, зайдя однажды, останетесь с каналом навсегда.

Желающие поддержать канал, в ЧЕТВЁРТЫЙ раз поднимающийся из дзеновских руин, могут присылать донаты.

Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.). Пожалуйста, сопроводите перевод сообщением: «Для Каморки».

Наука
7 млн интересуются