Найти тему
КиноманИаК

"Сто лет тому вперед" (2024): трэш-обзор на "массаракш года"

Для отечественного кинематографа фантастические ленты - это достаточно редкое явление. Можно много рассуждать о неразвитости у нас этого жанра, но в то же время вышедшая в 1984-м году "Гостья из будущего", несмотря на невпечатляющие декорации и визуал, была так сделана, что заслуженно завоевала сначала популярность, а потом и культовый статус. Возможно, не все знают, но у "Гостьи" есть продолжение - "Лиловый шар", в котором играла та же актриса, но лента прошла незамеченной. Когда появились первые трейлеры новой экранизации похождений Алисы Селезневой, то почему-то увиденное мне напомнило хайп с фильмом "Обитаемый остров". С тем фильмом вроде как все должно было быть отлично: в основе - культовая фантастическая книга братьев Стругацких, неплохой для отечественного кино бюджет, использование передовых технологий съемок и спецэффектов. Но ожидание с реальностью не совпало: получилось сомнительное кино, где главный герой лыбился, будто ему кирпич на голову упал, персонажи совершали странные поступки, периодически крича слово "массаракш" (используемое как ругательное), а венчал весь этот идиотизм розовый БТР, над которым не издевался только ленивый. Кроме того, гениальная идея поделить фильм на 2 части окончательно похоронила какие-либо кассовые перспективы ленты. На премии "Серебряная калоша" в честь этого фильма назвали целую номинацию - "массаракш года" - за худший фильм года. Думаю, что "победителя" называть не надо, все было очевидно. В случае с лентой "Сто лет тому вперед" история не только похожая, но и более интересная, ведь сравнение с "Гостьей из будущего" здесь полагалось неизбежным. Упор также оказался сделан на технологии, а сам трейлер создавал впечатление скорее очередного марвеловского фильма, чем экранизации книг Кира Булычева. Сегодня попробуем разобраться, какой получилась новая экранизация и стоит ли на нее тратить время.

После небольшого рассказа про "так похорошевшую при Собянине инопланетянах" Москву будущего нам сразу представляют главного героя Колю Герасимова. В отличие от книги и "Гостьи", Коля тут вполне взрослый и скорее всего, оставался не раз на 2-й год. По-иному не объяснить, почему 22-летний Марк Эйдельштейн играет здесь "мальчика с кучерявчиками из 11-го класса". Коля Герасимов решает, что он не персонаж Булычева, а самый настоящий Дедпул, поэтому с первых сцен ему позволено ломать "четвертую стену" и рассказывать зрителям, что в кадре вообще происходит. Коля обожает смотреть видосы Алексея Панина в полном неадеквате слушать рэп, а также получать по лицу от ревнивого одноклассника, которому не нравится, что Коля любит косплеить реакцию Артема Дзюбы на девушек слишком пялится на его подругу.

-2

Параллельно с этим, нас переносят в будущее, на 100 лет вперед. Оказывается, что человечество получило от пришельцев новые технологии и рвануло вперед в своем развитии. Но при этом существовал Альянс космических пиратов, которые "грабили кОрОваны", захватывали планеты, участвовали в рэп-баттлах и вообще вели себя неподобающе. Их лидер ЗаГлот (в исполнении Юры Борисова) обладает телепатическими способностями и умеет перемещаться во времени, а еще удивительным образом похож на Фейда-Рауту из новой "Дюны". В борьбе с ним исчезла Кира Селезнева - выдающийся борец с пиратами; в прекрасной Москве будущего у нее остались непутевый муженек-профессор с косичкой Стивена Сигала и дочь Алиса, которая со своими розовыми волосами больше похожа на одну из "нетрадиционных" героинь "Жизни Адель".

-3

Нам показывают реалии будущего: на Землю приезжают разные инопланетяне, в том числе подозрительно похожие на героев "Аватара" и "Стражей Галактики", а разные роботы способны возбудиться при виде "зеленых" банкоматов и спросить, куда можно примкнуть свой Type-C. Банкоматы при этом намекают, что даже через 100 лет придется жить с кредитами и рекламой курортов Краснодарского края. 27-летняя Алиса учится тоже в 11-м классе школы, и судя по всему, на второй год ее оставляли очень часто. В свободное от учебы время она ищет свою мать и слушает песню Игорька "Подождем мою маму", ведь уверена, что та не погибла, а просто где-то потерялась во времени. Для этого она использует робота Вертера, подозрительно похожего на Еву из "Валли".

-4

Сюжет опять скачет вперед и мы уже видим некую космическую тюрьму, в которую заключен Глот, которого будем звать Крыс Борис. Туда проникает разодетый как посетитель очень специализированных баров Весельчак-У в исполнении Александра Петрова. Точнее, не так. Герой Петрова так ужимается и кривляется, что напоминает одновременно Пеннивайса, Джека Воробья и Джокера. Поэтому пусть будет капитан Сашка Пеннивайсов. Он откровенно троллит Крыса и предлагает ему заплатить налоги и не сесть как Елена Блиновская освобождение в обмен на сотрудничество и обязательство не причинять друг другу вреда. Пеннивайсов с Борисом бегут, а что это, где, откуда - ну зачем отягощать зрителя этой информацией?

-5

Коля и его друг Фима, оставшись убирать класс после уроков, залезают в кабинет их учительницы по физике Уткиной и находят тайник в стене, в котором находится чудо-чемоданчик с плетками обнаруживают космион - сгусток энергии, который проникает в Колю и переносит в 2124 год, где и происходит его знакомство с Алисой Селезневой. Герои отправляются на работу к отцу Алисы, который понимает, что находится внутри Коли и рассказывает, что он знал давно про свою жену Киру, которая выжила и попала в прошлое, решив там остаться и вести роль скромной инфомошенницы, предлагающей в инсте переход в 5D измерение в кредит учительницы физики.

После стычки с космическими пиратами Алиса и Коля отправляются на 100 лет назад, где им даже приходится вместе переночевать. Кстати, одна из самых нелепых сцен фильма: мать Коли спокойно впускает незнакомую девушку, которую приводит сын, а сам Коля сначала пытается поцеловать Алису, потом делает вид, что тянется за зарядкой. Чувствуя, что кринжа маловато, Коля подписывает контракт с лейблом Black Star читает свой рэп про розовые волосы. На следующий день герои появляются в школе, где воссоединяются с ее матерью Кирой, но в пылу схватки с вечно болтающим Сашкой Пеннивайсовым совершают действия, из-за которых будущее меняется и теперь им необходимо все вернуть взад обратно.

-6

Надо отметить, что сюжеты с путешествиями во времени почти всегда вызывают широкий интерес и смотрятся достаточно выигрышно. Назвать сюжетные фабулы фильма полностью провальными нельзя. Но огромная проблема ленты - ее вторичность, причем слишком голливудизированная. Сама история лишь первые 40 минут как-то похожа на "Гостью из будущего", но потом идут в чисто виде "Люди Икс: Дни минувшего будущего". Везде надерганы какие-то элементы: тут из "Аватара", тут из "Валли", тут из "Дедпула". Даже сцена с разбивающимся о препятствие автомобилем заимствован из "Ночного дозора". Фильм вообще больше напоминает какой-то фанфик по вселенной Марвел. В "Гостье из будущего" был минимальный бюджет и скромные технические возможности, тем не менее, это смотрелось хоть как-то оригинально. Здесь же при массе возможностей все равно идет совершенно вторичная поделка. Но даже не в этом проблема: тот же "Эквилибриум" Курта Уиммера не блистал оригинальностью, а тоже был надерган из разных кусков, однако получилось достаточно органичное зрелище, в котором тема раскрывалась очень убедительно в течение полуторачасового хронометража.

В "Сто лет тому вперед" с этим настоящая беда: фильм идет свыше 2,5 часов, при этом, его хронометраж основательно растянут, из-за чего фильм провисает. Ведь нам не нужно погружаться в перипетии главного героя, который блеющим голосом то Алису на свидание хочет пригласить, то еще как-то подкатить. Сюда же можно добавить нелепые пафосные речи второстепенных персонажей, которые решают "защищать свой район" и говорят прочие глупости. Порезав лишнее и сократив хронометраж до примерно 1 часа 45 минут можно было бы сделать вполне динамичное кино, которое из-за вторичности может бы и не хватало звезд с неба, но хотя бы смотрелось цельно и не создавало желания покинуть сеанс поскорее.

-7

Другая проблема - главные герои. "Гостья из будущего" прекрасно демонстрировала, что дети могут быть главными героями, действуя похитрее взрослых. В новой экранизации явно виден тренд в стиле Сарика Андреасяна: герои гораздо старше по годам, особенно странно, как взрослые актеры играют школьников.

На актерах отдельно остановлюсь. Больших претензий к Дарье Верещагиной нет: конечно, у нее нет даже десятой доли обаяния Наташи Гусевой, но что-то играть она все же пыталась, по фильму особенно не раздражала. С Марком Эйдельштейном история другая: лет 15 назад в голливудских комедиях начал появляться дерганый додик Джей Барушель, который был "очень смИщным", а по факту дико унылым и однотипным актером, который в кадре вымораживал. Здесь схожая история: не знаю, кто этого актера называет "русским Тимати Шаломе", но по факту это достаточно неврастеничный и задерганный товарищ, который в кадре то изображает Дедпула, то заикается. Определенный минус фильма.

-8

Константин Хабенский сыграл какой-то стереотипный образ папаши, который в себе не уверен и не может найти контакт со своим ребенком. Смотрелось, конечно, так себе. Виктория Исакова неплохо справилась с ролью. Юра Борисов пытался изобразить мегазлодея (Крыса Бориса), но потуги эти сложно назвать убедительными. Петров в роли Сашки Пеннивайзова откровенно раздражает: он пытается быть смешным, изображает то Джека Воробья, то Пеннивайса из "Оно", но от этого быстро замыливается глаз и потом это только раздражает.

Для тех, кто считает, что это - отдельная экранизация, не имеющая никакого отношения к "Гостье из будущего": в ряде сцен есть отсылки, но самый прикол, что музыкальная тема "Прекрасное далеко" играет в разных вариациях каждые 3-5 минут, а заканчивается фильм уже полноценной песней на эту же тему. Продюсеры не смогли справиться с соблазном и все же сыграли на ностальгии, хотя при этом уверяли, что это "точно не римейк".

-9

Сказать, что фильм - полный провал нельзя: он получше "Летучего корабля", определенный потенциал был, да и визуальная составляющая тут достойная для отечественного кино. Если бы все это попытались сделать без оглядки на фильмы Марвел и с меньшим хронометражем, то вполне могло получиться неплохое зрительское кино. Но вторичность, ряд недостатков и попытка сыграть на ностальгии превращают этот фильм в настоящий "массаракш года".

Что удивило на сеансе, так это небольшое количество желающих увидеть этот фильм. Причем после первых 40 минут люди вставали и уходили из зала. Бюджет у фильма немаленький, наверняка не меньше 600 миллионов рублей, с такой наполняемостью залов отбиться в прокате фильму будет сложновато. При этом, за несколько дней до премьеры в сети начали гулять отзывы о картине, большинство - хвалебного характера, некоторые - со скрытым намеком на полностью вторичное кино. Похоже, что хайп особенно не сработал.

-10

Смотреть ли это кино? Если честно, то это необязательная лента. Надо настроиться, что тут не будет даже приблизительно той самой "Гостьи из будущего", на экране зритель увидит что-то в стиле Марвел с современным сленгом и спецэффектами, где герои будут иметь отношение к вселенной Булычева только посредством одинаковых имен, не более. Если такое не пугает, то фильму можно, конечно, дать шанс и посмотреть, но сомневаюсь, что о ленте будут помнить через пару лет: скорее всего его забудут как и "Обитаемый остров", изредка вспоминая лишь нелепости и шутки про "массаракш года".

Рекомендую к прочтению трэш-обзор к отечественному этно-хоррору "Домовой":

Также не проходите мимо трэш-обзора на другой незадачливый хоррор:

Наконец, рекомендую обзор на достаточно достойную антиутопию:

------------------------------------------------------------------------------------

Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.