Популярность Алекс Гарленд приобрел благодаря сотрудничеству с Дэнни Бойлом: сначала тандем выпустил "Пляж" (адаптация романа Гарленда), а затем "28 дней спустя" и "Пекло". Со временем Гарленд начал работать самостоятельно, выступая сценаристом в фильмах вроде римейка "Судьи Дредда", но в 2014-м году попробовал себя в режиссерском кресле. Лента "Из машины" получилась скорее камерной фантастикой с не самой сложной историей, но ее успех предопределил для Гарленда дальнейшее развитие как режиссера. Конечно, его работы вроде "Аннигиляции" и "Рода мужского" были не столь успешны, но благодаря последнему фильму Гарленд сработался со студией А24, которая начинала с небольших лент, продвигаемых при помощи активного маркетинга, вскоре став среди именитых студий. Отдельно стоит отметить, что студия А24 сейчас напоминает "Мирамакс" в 90-е: боссы студии активно вкладываются в оригинальные проекты и готовы рисковать деньгами, их фильмы по большей части приносят прибыль (хотя исключения тоже есть вроде "Всех страхов Бо", которые притормозили карьеру Ари Астера), кроме того, студия стабильно мелькает на "Оскаре", в 23-м году их лента "Все везде и сразу" взяла аж 7 статуэток. В общем, достаточно оригинальное видение Гарленда пока находит нормальное финансирование. Проект писателя с названием "Гражданская война", переведенная в нашем прокате как "Падение империи", настолько впечатлил студийных боссов, что Гарленду выделили 75 миллионов долларов на его постановку. Этот фильм - один из немногих американских картин, вышедших в отечественный прокат официально. Сегодня попробуем проанализировать, какой получилась новая работа Гарленда и стоит ли ее смотреть.
Действие развивается в недалеком будущем. Президент США в неожиданном исполнении побритого Ника Оффермана узурпировал власть, вступив уже в 3-й подряд срок, установил диктатуру и разогнал ряд ведомств. Часть американских штатов с этим не согласилась, в итоге, в стране развязалась гражданская война между рядом коалиций, но самая боевая из них - Содружество Запада (Техас и Калифорния) ведут активные наступательные действия и продвигаются к Вашингтону. Нам не показывают, с чего начался конфликт и как развивался, тут нет предыстории. Зрителя забрасывают уже ближе к его завершению. Страна истерзана многочисленными боевыми действиями, но люди как-то пытаются жить дальше.
Главные герои фильма - двое фоторепортеров Ли Смит и ее коллега Джоэл: в поисках интересных снимков они оказываются в гуще событий. Ли во время одной из потасовок спасает молодую девушку Джесси, также работающую репортером. По странным причинам репортеров власти не считают за людей и их деятельность фактически запрещена, но Содружество Запада наоборот активно использует репортеров, чтобы освещать происходящее. Как говорится в одной китайской мудрости, "если ты спас человеку жизнь, то ты за него в ответе". Джесси очень благодарна Ли и считает ее своим кумиром. Ли уже много лет видит происходящее насилие и устала от всего. Она пытается помочь Джесси, которая так восхищена, что готова идти за Ли и Джоэлом в самое пекло. Вместе с другим своим коллегой, престарелым военным репортером Сэмми, наши герои решают проехать через половину Америки, чтобы попасть на штурм Вашингтона и Белого дома и сделать те самые исторические снимки.
Хотя завязка кажется странноватой, но надо отметить, что Гарленд старается брать достаточно простые сюжеты, но украшать их необычными деталями. Наша четверка героев (Ли, Джоэл, Сэмми и Джесси) начинают собственную одиссею по разоренной Америке, где почти везде видны следы боевых действий, но разные последствия. Где-то разрушенные полностью города с брошенными машинами как мертвые артерии когда-то живого организма, а где-то им кажется, что получилось перенестись в прошлое: абсолютно спокойные и чистые городки, где спокойная жизнь кипит как раньше. В одном из таких мест Джоэл спрашивает у продавщицы: "Вы хотя бы знаете, что идет гражданская война?", на что та спокойно отвечает, что знает, просто никто не выбирает определенную сторону.
Пусть в этих пустошах сохранилось подобие цивилизации и нет банд панков-мародеров с каким-нибудь Бессмертным Джо во главе, но от этого эта антиутопическая Америка не становится более безопасным местом. Человеческая жизнь здесь почти ничего не стоит, как и деньги: американские "зеленые бумажки" обесценились и в ходу только канадские доллары. Словно герои гомеровской "Одиссеи", персонажи фильма сталкиваются с различными опасностями, будь это безумный снайпер в парке развлечений или группа мародеров под предводительством психически нестабильного вожака с красных очках, совсем не заинтересованные, чтобы кто-то видел все их деяния с массовыми казнями. Боевые действия тут тоже есть, конечно, фильму немного не хватает бюджета, но сделано вполне органично, особенно хорошо получились взятие Вашингтона и осада Белого Дома. Из этого возникает выигрышная формула фильма: роуд-муви и военная драма, немного приправленные антиутопией.
На удивление неплохими получились арки главных персонажей. Хотя Джесси (Кейли Спейни) немного бесит своей неопытностью и истеричностью в начале, по ходу фильма вместе с Ли (Кирстен Данст) они образуют удачный тандем, причем Ли ведет себя по-матерински по отношению к своей юной коллеге, не только защищая, но и обучая премудростям своего профессионального дела. Формула "матерый ветеран + неопытный новичок" и в этом случае смотрится вполне выигрышно. Как ни странно, но мне их дуэт напомнил Тома Хэнкса и Мэтта Деймона в "Спасении рядового Райана": два совершенно разных человека, один из которых (опытнее) спасает более юного и со временем передает ему как преемнику собственное наследие. Но и другие персонажи нескучные: весельчак Джоэл (Вагнер Моура из "Элитного отряда") , очень напоминающий Ретта Батлера в исполнении Кларка Гейбла, не только похож внешне на героя "Унесенных ветром", но и играет в схожей манере. Лишь события последней трети фильма выведут его из эмоционального равновесия. Престарелый репортер Сэмми (Стивен Маккинли Хендерсон), с трудом даже передвигающийся, возьмет волю в кулак и в нужный момент спасет всю команду, намекая, что встретить смерть он хочет не на пенсии, а в очередной "горячей точке". Даже глава мародеров в исполнении Джесси Племонса появляется ненадолго, но оказывается вполне объемным и прописанным персонажем.
Актерские работы здесь по большей части удачные, Кирстен Данст отлично исполняет драматическую роль выгоревшего от своей работы профи, уже изрядно потрепанного и уставшего от жизни; Кейли Спейни, конечно, смотрится похуже, но для своей роли максимально старается; Вагнер Моура - это определенно находка фильма, его персонаж, сначала достаточно расслабленный, проходит через серьезный срыв, чтобы в конце, как и героиня Данст, все свои силы бросить на достижение поставленной цели.
Манера съемки достаточно динамичная, хотя экшн-сцен в фильме немного. Есть очень удачные и красиво снятые сцены, лучшая из которых - поездка через горящий лес. Фильм, конечно, снят больше в артхаусной манере, но при этом без особых провисаний. Интересно смотреть, что дальше ждет главных героев в этом мире безмолвия и отчаяния. С неплохой историей Алексу Гарленду удалось показать качественную режиссуру. Конечно, для такого масштаба 75 миллионов долларов маловато, но фильм точно смотрится на свои деньги. Даже несколько жестоких сцен не вредят фильму, а делают показанный антиутопичный мир более объемным. Причем здесь нет каких-то диких выдумок: показанное на основе имеющихся трендов - это вполне реальный сценарий, по крайней мере, с учетом нашего безумного времени. Технически фильм тоже на хорошем уровне, пусть и без кучи спецэффектов.
Кратко говоря, от фильма ожидал худшего, хотя скажу честно, что его идея заинтересовала сразу после первого трейлера и ленту ждал с некоторым нетерпением. Гарленд, как минимум, не разочаровал. Для своего бюджета фильм смотрится здорово и несмотря на некоторую артхаусность съемки, это очень зрительское кино.
Критики высоко оценили ленту, дав 84% положительных рецензий, особенно отмечая актерские работы Данст, Моуры и Племонса, а также режиссуру Гарленда. Сборы у фильма за уикенд планируются в районе 24 миллионов долларов, но у студии А24 многие ленты показывают феноменальную стойкость в прокате, благодаря хорошему "сарафану", да и в мировом прокате фильм точно не затеряется, так что шансы на успех у него достаточно высокие. Конечно, вряд ли мы увидим этот фильм на "Оскаре" через год, но говоря объективно, это действительно крепкое и относительно оригинальное кино, которого в эпоху франшиз очень не хватает. Стоит ли смотреть? Один раз точно можно, это гораздо правильнее, чем выручать халтурщиков вроде Учителя-младшего с его психоделическим "Летучим кораблем".
Рекомендую к прочтению обзор римейка "Дома у дороги":
Также советую обзор на другую недавнюю новинку проката:
И куда же без трэш-обзоров:
------------------------------------------------------------------------------------
Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.