Найти в Дзене
Главное в истории

Не каждая современная женщина пройдёт такую проверку на ведьму

Оглавление

В «темное» средневековье женщинам устраивали испытания, которые они бы точно не смогли пройти. Если прошла - ведьма, казнить! Не прошла – мертвая женщина, увы. Замкнутый круг, и при любом раскладе не в пользу обвиняемой.

«Если женщина плачет, то она, конечно, готовит козни»

Перед основной частью, позвольте немного углубиться и рассказать почему так сложилось. Женщины определенно переживали в период средневековье не лучшие свои времена. Еще бы, ведь было нормой считать:

«имеются на свете три существа, которые как в добре, так и во зле не могут держать золотой середины: это – язык, священник и женщина»

А сложилось это потому, что у ученых и религиозных мужей было представление, что женщина существо чрезмерно эмоциональное и, конечно, недостаточно разумное. А какие выводы тут следовали? В порыве обуревающих чувств это существо с легкостью отступает от веры, становясь верной служанкой дьявола. Думаете маловато доводов, а вот вам еще два. Женщины от рождения слабы физически, а внутренне переполнены злостью.

Книге сына Сирахова (глава 25) говорится: «Нет ничего хуже злобы женщины. Соглашусь лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злой женой».

Одним словом, доводов тут предостаточно, что ни государство или великая империя, то ее падение в первую очередь связано с женщиной. Троя пала из-за Елены, Иудейское государство страдало от «скверной царицы» Иезавели и ее дочери, напасти на Египет случались именно из-за Клеопатры. Убедительно звучит, а значит, любое злоключение происшедшее с истинно верующим можно объяснить проклятьем, колдовством. Но как доказать причастность подозреваемой к несчастью? Бинго, устроить испытание!

Картина пера Л.Р. Фалеро. "Ведьмы, идущие на шабаш", написана в 1878 году.
Картина пера Л.Р. Фалеро. "Ведьмы, идущие на шабаш", написана в 1878 году.

Найдем потенциальную ведьму

Итак, перед испытанием, давайте приглядимся к незнакомкам, подозрительным женщинам. Более того, не обязательно чтоб она была подозрительна, любая особь женского пола может тут поучаствовать.

Под подозрения могли попасть:

  • Во-первых, любая: красивая, с увечьями, молодая, пожилая.
  • Во-вторых, одинокая женщина, живущая на окраине города (деревни), которая избегает общения.
  • В-третьих, так назовем распутная женщина, живущая с мужчиной или не живущая, а предающаяся «плотским наслаждениям»: прелюбодейки, блудницы и наложницы вельмож.
  • В-четвертых, среди повивальных бабок, сто процентов будет ведьма.
«Никто не вредит католической вере больше, нежели повивальные бабки.»

Испытание для ведьмы

Как уже поняли под подозрением кто угодно. В книге «Молот ведьм» очень подробно описывается цепь событий с обоснованием этапов: как начать процесс, сбор свидетелей, дача показаний, как следует производить арест и даже защита обвиняемой. Кульминацией процесса считалось признание или наличие неопровержимых доказательств, которые непременно появляются во время пыток или испытаний. Как правило, конец был один – казнь. Кому удавалась избежать казни и пройти испытание - ведьмы, поскольку околдовали суд или использовала амулеты, вшитые под кожу. А ведьмы, которое после признания намеревались лишить себя жизни – еще одно доказательство, так как черт оставил ее без поддержки.

Метки ведьмы

Перед испытанием или «умеренными пытками без кровопролития» обвиняемую раздевали и брили. Этот первый шаг объяснялся следующим: в одежде или волосах ведьма могла прятать амулеты, защищающие ее от боли или способные навредить священному суду. Конечно, в таких случаях дополнительно осматривали на наличие «знаков дьявола». Ведь любой изъян на теле считался неоспоримым доказательство связи нечистой силой. Под это попадали: родинки, родимые пятна, шрамы, татуировки, язвы, шишки, наросты.

Картина пера Т. Х. Маттесона. "Допрос ведьмы", написана в 1853 году.
Картина пера Т. Х. Маттесона. "Допрос ведьмы", написана в 1853 году.

Молитвенный тест

Проверку и доказательство в ведомстве лучше всего выносить было в особые дни «больших праздников», когда в церкви проходит богослужение. Обвиняемую нужно было заставить произносить Священные писания без ошибок и пропусков. Могли также три дня подряд натощак давать пить освященную воду с каплей освященного воска, призывая пресвятую троицу. Но, впрочем, даже если и будет святой текст прочтен без ошибок и заминок, то это будет расценено, как проделкой дьявола.

Испытание иглами

Всем известно, что это больно, а те, кто не чувствуют боли от укола и уколотое место не кровоточило – ведьма. Более того использовали не простые иглы, а специально разработанные. И кололи до тех пор, пока уж точно такое место не найдется. Также применяли метод «царапания» со стороны жертвы. Считалось, что околдованные люди получали облегчение, царапая виновного до крови.

Испытание утоплением

Ведьму вели к ближайшему водоему, раздевали, вдруг в одежде будут амулеты, связывали крест-накрест (правая рука к левой ноге, левая рука к правой) и кидали в воду. Логика тут была проста: невинный утонет, подобно камню пойдет на дно, а ведьму вода не примет, и будет она болтаться на поверхности.

Картина кисти Фр. Гойя. "Полет ведьм", написана в 1798 году.
Картина кисти Фр. Гойя. "Полет ведьм", написана в 1798 году.

Испытание раскаленным железом

Если обвиняемая упорствует и не желает сознаваться, то она вправе доказать свою невиновность пройдя испытание раскаленным железом. Точно всем известно, что дьявол оградит и сохранит свою служанку от ожога. Но с этим испытанием стоит быть очень осторожным, если под пытками обвиняемая сама проси пройти это испытание - точно ведьма.

Испытание физическим контактом с жертвой

Считалось, что жертва непременно будет иметь особую реакцию на присутствие виновной. Если одержимого или заколдованного человека касалась ведьма, учинившая это было два исхода: не было реакции, т.е. припадок продолжался – невиновна, несчастный затихал – чары наложила обвиняемая.

Итак, не находите очень удобным, подозревать и обвинять в случившихся несчастьях каждую косо смотрящую, случайно проходящую, неудачно оказавшуюся и спокойно себе живущая женщину. А еще удобнее получать признания при помощи пыток, уточним, «умеренных пыток без кровопролития», ведь, как известно, церковь не должна проливать кровь. Избавились ли мы от предрассудков средневековья? А вот и нет. Как часто вы слышите: «меня сглазили», «прокляли», «наложили порчу»? Стало ли меньше восклицаний: «она испортила мне жизнь»? Не стало. Удобно же винить кого-то.