Найти в Дзене
Ваш психолог

Разные системы. Разбор фильма «Дочки-матери»

В советской драме «Дочки-матери» (1974г., реж. С. Герасимов) отражён очень интересный, на мой взгляд, психологический случай. По сюжету девушка Оля приезжает из Свердловска в Москву в поисках матери, которая оставила её в доме малютки 19 лет назад. Девушка полна надежд: быть может сейчас, увидев, какой взрослой и самостоятельной она стала, мать захочет присутствовать в её жизни. Оля готова простить ей все годы, которых уже не вернуть, в обмен на то, что может быть впереди. И вот героиня попадает в квартиру семьи Васильевых. Хорошая дружная интеллигентная семья состоит из четырех человек: жена – Елена Алексеевна (Т. Макарова), женщина с чувством собственного достоинства, красивая и статная, как королева, муж – Вадим Антонович (И. Смоктуновский), ипохондрический интеллектуал, несостоявшийся поэт, их дочери – Аня (С. Смехнова) и Галя (Л. Удовиченко), избалованные молодые красотки, порой томные и надменные, порой простые и весёлые. В семье есть свои порядки и правила: «папа работает – не ш

В советской драме «Дочки-матери» (1974г., реж. С. Герасимов) отражён очень интересный, на мой взгляд, психологический случай.

По сюжету девушка Оля приезжает из Свердловска в Москву в поисках матери, которая оставила её в доме малютки 19 лет назад.

Девушка полна надежд: быть может сейчас, увидев, какой взрослой и самостоятельной она стала, мать захочет присутствовать в её жизни. Оля готова простить ей все годы, которых уже не вернуть, в обмен на то, что может быть впереди.

И вот героиня попадает в квартиру семьи Васильевых. Хорошая дружная интеллигентная семья состоит из четырех человек: жена – Елена Алексеевна (Т. Макарова), женщина с чувством собственного достоинства, красивая и статная, как королева, муж – Вадим Антонович (И. Смоктуновский), ипохондрический интеллектуал, несостоявшийся поэт, их дочери – Аня (С. Смехнова) и Галя (Л. Удовиченко), избалованные молодые красотки, порой томные и надменные, порой простые и весёлые.

В семье есть свои порядки и правила: «папа работает – не шумим», не подходить к телефону, потому что звонят люди, с которыми не хочется разговаривать, и прочие «неразрешимые противоречия», которые представляют собой систему семейных ценностей отдельно взятой семьи. Они ни плохие, ни хорошие, они просто есть, как и в каждой семье.

И вот Ольга попадает в этот калейдоскоп новых для неё условностей. Со свойственной ей прямотой, она бросается причинять добро и всё кругом «чинить» и «исправлять». Ей непонятно, к чему эти всё это, почему встреча со старым, более успешным другом, не добавляет радости и без того всё время кислому Вадиму Антоновичу (кстати, в моем любимом к/ф «Дневной поезд» тоже есть подобная глава, разбор есть на канале). Прямая и бесхитростная, как рукоятка швабры, она умудряется перессорить всех. И дело тут, мне кажется, не в том, что все друг другу врут или говорят не то, что думают, а в том, что Ольга не понимает, что все эти несуразные, на её взгляд, моменты и есть система, в которой все персонажи существуют добровольно, и каждый находит свои маленькие радости. Ольга из совершенно другой системы. Она государственный ребёнок и воспитана в системе, где всё общее (тогда ещё не было в детских домах форм семейного воспитания), где все друг у друга на виду и есть единые правила и требования, понятные для всех: что хорошо – то хорошо, что плохо – то плохо. В соответствие с этим девушка реагирует на то, что видит, и всё время попадает впросак, а когда пытается исправить, получается ещё хуже.

Ольга – девушка очень смелая, она не боится признавать своих ошибок, готова меняться, ради людей, к которым успела привязаться, вот только это не её семья. Васильевы – однофамильцы её матери – по доброте душевной приютили девушку на некоторое время. Расставание неизбежно. Ольга с достоинством принимает новые удары судьбы и разочарования. Она гордячка и ни за что не позволит себе показать кому-то свою боль и слабость, не так воспитана.

И только дома, в своей государственной комнате на множество коек, одна, она даёт волю своим чувствам и горько плачет.

У неё хорошие отношения с руководством и воспитанниками детского дома, это её дом, но попав в семью, она поняла, как многого была лишена.

Неравнодушные Васильевы подарили ей не только новый опыт, но и понимание, что её упорство и поиски не напрасны, ей нужна семья, нужно о ком-то заботиться, понять, кто она. Елена Алексеевна присылает девушке письмо, в котором рассказывает о её матери, Вадим Антонович постарался разузнать. Благодаря этим данным Оля сможет найти свою настоящую маму.

И вот она снова садится на поезд со «свердловским тортом в свердловской коробкой» и снова полна надежд.