Найти в Дзене
Ваш психолог

«Мы выбираем, нас выбирают…» Разбор отношений в фильме «Наследница по прямой»

Фильм, конечно, очень «соловьёвский», почерк мастера сквозит в каждой сцене, и это надо иметь в виду при просмотре. Если вы не любитель творений режиссёра Сергея Соловьева, то «Наследница» может вам и не зайти. Лично я считаю фильм недооценённым, все восхищаются эстетикой и патетикой к/ф «Сто дней после детства» (1975г.), но мне никогда не доводилось слышать восхищений и передач-посвящений к/ф «Наследница по прямой» (1982г.). Антураж в фильме изумительный, немного фантастичный и ностальгический, как островок воспоминаний о детстве в океане взрослой жизни. Сойдёшь с него, сразу обмочишься в холодной и грязной воде, как это метафорично происходит в финале картины. Разрушенная усадьба, разрушенные иллюзии, убегающее вслед за Александром Сергеевичем детство. Огромными серо-голубыми глазами главной героини Жени создатели фильма показывают нам всю романтичность юношеской влюблённости, её чистоту и неискушенность, готовность делиться самым ценным и сокровенным. И не для того вовсе, чтобы прои
кадр из к/ф "Наследница по прямой"
кадр из к/ф "Наследница по прямой"

Фильм, конечно, очень «соловьёвский», почерк мастера сквозит в каждой сцене, и это надо иметь в виду при просмотре. Если вы не любитель творений режиссёра Сергея Соловьева, то «Наследница» может вам и не зайти.

Лично я считаю фильм недооценённым, все восхищаются эстетикой и патетикой к/ф «Сто дней после детства» (1975г.), но мне никогда не доводилось слышать восхищений и передач-посвящений к/ф «Наследница по прямой» (1982г.).

Антураж в фильме изумительный, немного фантастичный и ностальгический, как островок воспоминаний о детстве в океане взрослой жизни. Сойдёшь с него, сразу обмочишься в холодной и грязной воде, как это метафорично происходит в финале картины. Разрушенная усадьба, разрушенные иллюзии, убегающее вслед за Александром Сергеевичем детство.

Огромными серо-голубыми глазами главной героини Жени создатели фильма показывают нам всю романтичность юношеской влюблённости, её чистоту и неискушенность, готовность делиться самым ценным и сокровенным. И не для того вовсе, чтобы произвести впечатление, а чтобы душой породниться, открыть точки для соприкосновения, найти союзника по идеалам.

На мой взгляд, фильм рассказывает о взрослении через разрушение детских грёз об предательство: вереница сердечных привязанностей, казалось бы, мимолётных, но таких ярких в безоблачном детском мире, ведёт к череде разрушающего обмана.

Женя влюбляется в приехавшего в гости сына папиндруга Володю, который от отсутствия других развлечений проводит с ней время в прогулках и напутственных разговорах. Расцветающая Женя, обделённая вниманием родителей, не может не влюбиться во взрослого и прекрасного, как ей кажется, парня.

А Володя влюбляется в ресторанную певичку Валерию, которая тоже от скуки начинает проводить с ним время, обволакивая томными взглядами, очаровывая фирмо́й и одурманивая феромонами половозрелости. Володя не может не влюбиться в эту «взрослую женщину», которая одарила его своим вниманием, и отстранятся от Жени. Не задумываясь, он передаривает Валерии всё, что Женя так бережно лелеяла в своём сердце.

Любит ли Валерия своего «товарища по работе» Влада непонятно, но она уж точно в него не влюблена и с лёгкостью совершает предательство, давая Володе гласные и негласные сигналы и допуск к телу. А позже она предаёт и Володю, отдав его на растерзание своему ревнивцу. Ах, как сладко печалиться на мягких сидениях авто о дерущихся за право быть с тобой «оленях».

Каждый участник этой цепочки оказывается преданным тем, в кого влюблён, и предавшим влюблённого. И Женя не исключение. Она не только жертва несчастливо стёкшихся обстоятельств, рядом с ней тоже есть тот, кто смотрит на неё во все глаза – Ганя. Мальчик готов поддержать подругу во всём, не рассуждая «зачем и почему», а просто потому что об этом просит Женя, потому что это для неё важно. А героиня принимает эту помощь и поддержку как должное.

Взрослея буквально на глазах, Женя включается в гонку за своим счастьем, пытаясь произвести впечатление «по-взрослому» (в её детском понимании). И о том, насколько это тщетная затея, кричит её несчастливое преображение, отчаянный танец на дискотеке и слёзы в объятиях матери (сделала, что опыт подсказал, но как у Золушки не вышло).

Это сразу отсылает к двум другим подросткам: как плакал Сева Мухин из к/ф «Не болит голова у дятла» (1974г., реж. Д. Асанова), бегом догоняя поезд, увозивший его любимую, и как шила себе платье из шторы Таня Канарейкина из к/ф «Шла собака по роялю» (1978г., реж. В. Грамматиков), пытаясь охмурить залётного трубача…

А между тем именно Ганя (для Жени) замыкает этот круг, давая отпор взрослым на другом конце цепочки.

Сгорела усадьба, а с ней и все иллюзии о причастности к чему-то особенному и уникальному (каждый ребёнок считает себя особенным и достойным всего, чего желает). Женя больше никому не расскажет о том, что она наследница Пушкина, потому что это больше неважно и не нужно, боль от разоблачения сказки, в которой она жила, запечатает маленьким шрамиком на сердце воспоминание об этих днях и оставит их в прошлом. В таком далёком, прекрасном и навсегда ушедшем вслед за Александром Сергеевичем детстве.