Множество раз я пересматривала чудесный фильм «Дневной поезд» (1976г., реж. И. Селезнёва) и долго не могла понять героиню Маргариты Тереховой Веру. В финальной сцене она оборачивается и смотрит вслед уходящему поезду, который увозит в Москву очередного несостоявшегося жениха. Зачем она обернулась? Ведь ясно же, никакого будущего с Игорем Петровичем у них нет.
Оба персонажа живут со своими мамами - подругами, служившими когда-то в одном театре. Отец Веры умер за несколько лет до событий фильма, и мама всю свою жизненную энергию направляет на устройство личной жизни дочери. «Я замечаю, что вы вообще не можете жить с мыслью, что ваша дочь не пристроена», - замечает Вера, давно смирившись со своим одиноким положением, которое переживалось бы гораздо спокойнее без стараний матушки.
Об отце Игоря ничего неизвестно, а мать, со слов подруги, «воевала с каждой его невестой», пока Игорь был молод, а теперь с тем же рвением воюет с его одиночеством, сетуя подруге: «Нет ничего более жалкого, чем холостой мужчина».
Ох, уж эти мамы, «состоящие из одних треугольников» (с).
Весь фильм Вера демонстрирует превосходство над Игорем, который привык к лёгким победам, привык нравиться. На комфорт и спорные успехи он разменял свои мечты о больших открытиях и научных свершениях. И Вера сиянием своего достоинства здорово поколебала в нём уверенность в правильности его жизненного выбора. А встреча со старым другом и собратом по пылким юношеским мечтам о большом научном будущем его просто размазывает, как говорится, «попал и убил».
По ходу встречи, совершенно неожиданно для Игоря выясняется, - не «все так живут», предавая мечты, не все выбирают лёгкий путь, боясь неудач и критики.
И тут всё становится гораздо глубже: Игорь от своей поездки получил много больше, чем смотрины с вероятным романчиком. Лёгкая добыча для прожжённого ловеласа, думал он по дороге в Ленинград, как это играючи он проделал с одной из подруг главной героини Лидой на свадьбе, в отличие от которой Вера даже не пытается понравиться, не кокетничает, не набивает себе цену, просто ведёт себя как обычный воспитанный человек, вежливо принимающий незваного гостя.
Благодаря этим встречам Игорь получает важнейший инсайт: оказывается, можно жить просто и радостно, можно плыть по своему течению и не изменять курса, сворачивая на пути наименьшего сопротивления. Мне кажется, осознав это, Игорь чувствует себя обманутым самим собой.
Но почему же обернулась Вера? Я думаю, у неё, как у девушки думающей, рефлексирующей, склонной к анализу, после нескольких совместно пережитых событий с бывшим незнакомцем, открылись глаза на свой главный недостаток – гордыню. Легко чувствовать себя молодым и полным сил рядом с кем-то уставшим и постаревшим, легко быть умной на фоне дурака. А между тем, ещё в начале фильма мама и Вера ведут такой диалог: «А по-твоему всегда нужно быть принципиальной?» - «Да-да, конечно!» - «И если человек дурак, ему непременно нужно об этом объявить». – «Да, мамочка, а почему нет?» - «Да потому что он, может быть, пришёл к тебе вовсе не за тем, а чтобы чаю выпить».
Я считаю, это и есть ответ на вопрос темы статьи. Вера невольно преподала Игорь серьёзный урок, а может даже дала волшебный направляющий пендель, но было ли это необходимым?
Не снеся тяжести свалившихся на героя открытий, он меняет билет с ночного поезда на дневной и спешно уезжает восвояси. Вера, несмотря на уже нескрываемую неприязнь, едет его провожать. Они обмениваются прощальными фразами, жмут друг другу руки, Игорь заходит в уже отъезжающий вагон поезда, а Вера уходит в противоположную сторону. И вот, получая свою порцию озарений, она вдруг останавливается, оборачивается и смотрит им вслед.
Как неслучайна и своевременна их встреча, половина жизни уже прожита так, как прожита, но её вторую половину есть шанс прожить иначе…
P.S.: в фильме есть занятный момент, когда герои выбирают винилы для детей своего друга Гоши. Они упоминают сказку «Чёрная курица», откуда герой Валентина Гафта цитирует несколько слова. В этой сказке Гафт снимется спустя 4 года, сразу в двух ролях («Чёрная курица, или Подземные жители», 1980г, реж. В. Гресь). Совпадение?