Найти в Дзене
Ваш психолог

Жертва матери как проклятье. Разбор отношений в фильме «Впервые замужем»

В замечательном фильме режиссёра Иосифа Хейфица 1979 года главная героиня, талантливо сыгранная Евгений Глушенко, предстаёт как трогательный положительный персонаж, жертва обстоятельств, положившая на алтарь счастья и благополучия дочери свою жизнь. И лишь в финале Тоня обретает своё женское. Но так ли положительна героиня и такое ли уж счастье она обрела? Давайте разбираться. Я считаю эту историю поучительной, потому что в ней показано, как не надо. Опуская лирику, рассмотрим факты. Всё начинается с того, что милая добродушная девушка, проживая без присмотра деревенской родни, «позволяет себе лишнего, рожает неизвестно от кого». Её, естественно, выселяют из общежития, так в те годы было повсеместно, и секретом для героини не являлось, в чудесным образом выбитую Галиной отдельную комнату в жилом доме. «Мать-одноночка», как она сама себя называет, вынуждена бросить техникум и трудиться на работах категории «неквалифицированный труд». У Тони есть возможность устроить свою личную жизнь, н

В замечательном фильме режиссёра Иосифа Хейфица 1979 года главная героиня, талантливо сыгранная Евгений Глушенко, предстаёт как трогательный положительный персонаж, жертва обстоятельств, положившая на алтарь счастья и благополучия дочери свою жизнь. И лишь в финале Тоня обретает своё женское.

Но так ли положительна героиня и такое ли уж счастье она обрела? Давайте разбираться.

Я считаю эту историю поучительной, потому что в ней показано, как не надо.

Опуская лирику, рассмотрим факты.

Всё начинается с того, что милая добродушная девушка, проживая без присмотра деревенской родни, «позволяет себе лишнего, рожает неизвестно от кого».

Её, естественно, выселяют из общежития, так в те годы было повсеместно, и секретом для героини не являлось, в чудесным образом выбитую Галиной отдельную комнату в жилом доме.

«Мать-одноночка», как она сама себя называет, вынуждена бросить техникум и трудиться на работах категории «неквалифицированный труд».

У Тони есть возможность устроить свою личную жизнь, но она выбирает гордое одиночество.

Разделавшись с потенциальными женихами, она делает дочь центром своей жизни, угождая во всём и потакая всему (из чувства вины за отсутствие отца в том числе).

Дочь Тамара, имя которой, кстати, выбрала Галина, вырастает эгоистичной и заносчивой, она относится к матери с презрением, разговаривает снисходительно, стыдится и откровенно не уважает. А какой ещё они могла вырасти?

Насмотревшись на тяжёлую жизнь одинокой матери, которая «могла свою жизнь посветить чему-нибудь ещё», Тамара выбирает в критической ситуации мужа, и Тоня уходит буквально куда глаза глядят. И хотя это её жильё, она снова выбирает принять свою печальную участь, повинуясь желаниям дочери.

И снова её выручает Галина, предлагая Антонине сначала заработок, а потом содействуя её счастливому финалу.

И вроде бы всё логично и по сказочному красиво: достаточно настрадалась женщина, можно ей и счастья насыпать полные карманы? Или просто наконец пришла пора жить свою жизнь?

А теперь лирика.

Да, эсссэровское время для одинокой матери было тяжёлым: нужно зарабатывать, где-то жить (в фильме история с комнатой это невероятная удача, старожилы говорят, в жизни не было всё так легко), пособий таких как сейчас не было, алиментов тоже, родных, которые могли бы помочь, и подавно. И на глаза с таким «подарком» не покажешься. Это всё понятно. Кроме подруги Галины, которая как ангел-хранитель всю жизнь спасала Тоню и покровительствовала её дочери, и кратковременного ухажёра Куликова (по книге ухажёров было несколько), никто Тоне не помогал. Да никто и не обязан был. Тоня сама организовала себе такую жизнь.

Крутилась молодая мама, как могла, хотела как лучше. Но в одном она ошиблась сильнее прочего. Как человек, не привыкший брать ответственность за свою жизнь, она всю её переложила на хрупкие плечики маленькой Тамары.

Когда родители делают ребёнка центром своей жизни и перекладывают на него ответственность за принятие судьбоносных решений, чего можно ожидать? Ребёнок не обладает ни нужным опытом, ни критическим мышлением, ни иными ресурсами для этого. Он только учится жить, его картина мира ещё формируется (под влиянием среды и примеров родительского поведения).

Тамара выросла паразитом. Как и все паразиты, она считает, что все должно служить ей, её желаниям и интересам, она курит, а в конце фильма, вероятно, имеет и ещё какие-то зависимости (один из признаков паразита – все они считают яд чем-то ценным). У неё атрофировано чувство долга, благодарности, уважения к чужому труду. И всё это результат жертвы матери.

Что видела Тамара в своей жизни? Какие примеры? Вырастая дети почти всегда имеют два жизненных сценария: родительский и «от противного». Его Тамара, как ей кажется, и выбрала. И трудно её за это винить. Разве может она, молодая, сильна и красивая, в качестве образца выбрать жизнь своей матери? И разве может она его не выбрать, если всю свою недлинную жизнь привыкла опираться на свои хотелки, эмоции и не знать отказов?

Финал фильма показывает, что этот сценарий Тамаре переписать не по силам. И всё повториться вновь.

А Тоне действительно повезло, чтобы хотя бы к середине жизни ей удалось сменить вектор, опять же благодаря Галине и Тамаре, но всё-таки включиться в собственную жизнь.

Может и Тамаре после всех сюжетных поворотов, прописанных в семейном сценарии, улыбнётся прозрение, а за ним и счастье.