Найти тему
Ваш психолог

Грустный путь к взрослению. Разбор отношений в фильме «Отпуск за свой счёт»

Недавно пересмотрела лирическую кинокартину «Отпуск за свой счёт» (1981г., реж. В. Титов). Бывает у меня такое настроение, когда хочется чего-то старого и доброго, но не слишком засмотренного, тогда можно получить свежие впечатления и мысли. И я их получила.

Молодая провинциалка Катя Котова (О. Мелихова) мчится в Москву на встречу к своему любимому Юре (И. Костолевский), не зная даже его адреса.

Катя удивительно чистый человек, она естественна, романтична, искренна, доверчива, добра, мила и по-детски наивна. Девушка не вписывается в этот прагматичный столичный мир. И хотя без труда находятся люди, которые видят Катю, восхищаются ей, понимают её ценность, главный для девушки человек ею тяготится.

Ей кажется, что они с Юрой пара, что их влюблённость взаимна, а на деле для Юры их первая встреча была лишь командировочной историей (именно поэтому у Кати и нет его адреса), и сказанное им на прощание «Приезжай!» не значило ничего, но Катя этого не понимает.

Всего несколько секунд, почти в конце картины, мы видим сцену из воспоминаний, где в её родном маленьком Верхнеярске Юра совсем другой. Он тоже кажется искренним, милым и этим он ей всё обещал! Они обнимаются на фоне чистейшего белого снега и голубой реки, и, кажется, что их отношения так же чисты и первозданны. Наверное, многие из нас за пределами привычной обстановки становятся другими, под влиянием обстоятельств, а дома мы снова мимикрируем в истинного себя.

Думаю, на этого лощеного сноба со скучающей физиономией, так легко заводящего знакомства с местными красотками, Катя вряд ли обратила бы своё внимание, да и ареал у них слишком разный. Знакомство при иных обстоятельствах, скорее всего, было бы просто невозможно.

Но всё уже случилось, девушка влюблена и держит договорённость – приезжает к нему в Москву.

Как и в любом фильме-путешествии (в иностранном просторечии «роуд-муви»), главная героиня встречает по пути разных персонажей. В ходе их взаимодействия, согласно законам драматургии, с героями происходят качественные изменения. Самый яркий пример, это, конечно же, сопровождающая туристической группы Ада Петровна (Л. Гурченко). Общаясь с Катей, она проникается её искренностью, целеустремлённостью и верой. Из уставшего сухого человека она превращается в женщину тонко чувствующую, сонастроевающуюся, умудрённую своими опытом. Ада Петровна будто черпает свою чувствительность из плещущей через край Катиной энергии и, разделяя путь её печальных открытий, становится для молодой девушки и подругой, и наставницей, и сильным плечом поддержки, и жилеткой для слёз. Мне нравится, что героиня Гурченко после преображения не пытается отговаривать Катю или рассказывать ей о том, что её может ждать, не губит её надежд. Она смотрит на влюблённую девушку во все глаза, не веря, что такие ещё бывают, но страстно желая, чтобы у Кати всё-всё получилось, даже если это кажется невозможным. А что если любовь в другом можно пробудить своим чувством?.. Думаю, что Ада Петровна сама была когда-то такой же наивной, открытой и восторженной.

Лично мне душу разрывает сцена, где Катя отдает «Питон» Юре, и от переполняющих её чувств поёт во весь голос «… и неясно прохожим в этот день погожий, почему я весёлый такой…», смеется. Она в этой сцене совсем как ребёнок, сама непосредственность и радость. И какая же пропасть между ней и её возлюбленным. Молодой человек грубо тащит её через за руку, отчитывает, выражает недовольство, ведь Катя нарушила не только его личные планы, но и профессиональные. Метафора ясна: Юра живёт в мире условностей, уловок, хитростей, недоговорённостей, таких маленьких теней, за которыми удобно прятать свой недостатки, а потом появляется этот поток белого света в виде Кати, который, как прожектором, высветляет всё неудобное и некрасивое. Кому ж такое понравится?

-4

А когда Катя в погоне за своим счастьем прозревает, понимая, что Юра её нисколечко не любит, никакие его нелепые слова и неуместные обещания, так классно сыгранные Костолевским, не могут отменить этого факта. С осознанием в жизнь Кати втекает густая грусть, она больше не смеётся, даже улыбается редко, замедляется темп её речи, при этом она начинает пользоваться косметикой. Причин тому несколько: во-первых, макияж является защитой (каждый лишний слой на нас – это проявление механизма защиты психики), Катя больше не хочет показываться такой «голой», в том числе и душевно, во-вторых, она, скорее всего неосознанно, пытается соответствовать местному стандарту. В большом потоке и скорости жизни очень сложно сохранять свою инакость, двигаясь со скоростью этого самого потока. Поток таких выбрасывает «на берег осуждения», проще и спокойнее слиться с общей массой. Так работает психологическая защита, Катя взрослеет. А в жизни взрослого, как известно, радости меньше, чем грусти (об этом ещё было в моём разборе на один современный мультфильм).

-5

В жизни Кате чуть более заметной фигурой становится Ласло, он, в отличие от Юры, видит всё Катины достоинства, очарован ею, честно ухаживает, знакомит со своей семьёй. Но Катя не может ответить ему взаимностью. За эту поездку она узнала так много нового. Она и сама стала новой, и эту новую себя Кате ещё предстоит понять и принять. Будучи человеком честным и совершенно бескорыстным, девушка уезжает домой, не оставляя после себя ни намёков, ни обещаний. Ей многое нужно понять и обдумать, например, как жить дальше.

-6

В сцене прощания с Юрой у Кати потрясающее чувство собственного достоинства, такому только позавидовать, и выдержка. Когда он останавливает уже набравшее скорость такси, чтобы вернуть девушке ту нелепую шляпку, в которой она к нему приехала, это выглядит символично – изменившееся временя не догнать, шляпка Кате больше не нужна.

И мне нравится, что создатели фильма в его итоговой версии не стали Катю искусственно сводить и женить с Ласло, как это было в первоисточнике и изначальной версии фильма. Мне кажется это более правдоподобным, ведь иначе либо её влюблённость в Юру обнуляется, что делает её легкомысленной и не стоящей этих страданий, либо получается, что она будет обманывать нелюбимого жениха, а он парень славный и ничем такого не заслужил (тем более, что и Ласло до встречи с Катей пережил предательство любимой женщины, так что такой поворот был бы совершенно несправедлив). Мне вспоминается сцена из к/ф «Зимняя вишня», где Вадим забирает Ольгу с маленьким сыном из машины Герберта. Побег не удался потому что, не смотря ни на что, Ольга любит именно его, и с этим ничего не поделать.

Так и здесь, в финале при виде мужской спины в заснеженное окошко детского сада Катя произносит: «Юра?». Сильные чувства не возникают за мгновение и не исчезают за несколько дней. Нужно время.

-7

«Каждый человек после отпуска выглядит чуть иначе, чем до него. Это естественно, он стал старше. Отпуск – срок небольшой, но за него иногда можно прожить больше, чем за несколько лет. В этом смысле отпуск, проведённый в поисках счастья, всегда оказывается за свой счёт.»

Другие киноразборы здесь:

Про кино. Разборы и размышления | Ваш психолог | Дзен