Найти тему
Huge Sound

КАБЕЛИ ДЛЯ АУДИОСИСТЕМ

Давайте я раз и навсегда выну из вашего сознания занозы вопросов:

. влияют кабели на звук системы или это шарлатанство?

. как может влиять на звук сетевой кабель, если к розетке ведет простой медный или даже алюминиевый провод?

. почему Японцы в 80-х делали отличную аудиотехнику и не заморачивались кабелями?

. как может влиять на звук специальный «цифровой кабель», если он передает нули и единицы цифрового сигнала, на которые чистота меди влиять не должна?

. сколько разумно платить за кабели для аудиотехники?

. стоит ли пробовать, тестировать, перебирать кабели?

. кабели аудиофилов – миф, шиза или необходимость?

. надо ли «разоблачать аудиофилов»?

За десять с лишним лет в High End бизнесе я убедился, что ни один компонент системы не вызывает так много споров и даже конфликтов, как пресловутые кабели. Я не буду вдаваться в споры с невидимыми оппонентами в попытке что-либо доказать. Вместо этого, изложу свой кабельный опыт в нескольких утверждениях и объясню, как именно влияют на систему кабели. Год назад мой практический опыт уложился на персональную лекцию главы компании Siltech, и в итоге, на все кабельные вопросы появились рациональные, научные ответы. Никакой мистики и шарлатанства.

Поехали:

Почему Японцы делали в 80-е усилители с несъемными штатными сетевиками, и никакими кабелями не заморачивались? До начала 2000-х кабелями никто всерьез не занимался. Отдельные умельцы пытались ваять что-то «эдакое», но люди с высшими техническими и физическими образованиями крутили пальцами у виска, объясняя, что кабельные соединения не могут влиять на звук системы, потому что… и называли десятки причин.

В то же время, некоторые образованные люди решили поэкспериментировать. Взяли кабели умельцев, отслушали и в некоторых случаях уловили заметную разницу. Самые пытливые решили понять, в чем дело, и стали заниматься исследованиями в лабораториях.

Оказалось, что сетевые кабели влияют на звучание совершенно не так, как думают многие. Именно это вызывает споры вроде – «какой смысл подключать систему толстым сетевым кабелем, если у вас в стене тонкая проводка – тяните тогда толстый кабель от электростанции». Сетевой кабель, находящийся в непосредственной близости от компонента, распространяет вокруг себя в трех плоскостях сильнейшее электромагнитное поле. Кабелей, обычно, несколько, и электромагнитные поля, наслаиваясь друг на друга, создают помехи, влияющие на электронику усилителей, ЦАПов и прочей техники.

Задача сетевого кабеля для аудиотехники не в том, чтобы «усиливать напор тока», а в том, чтобы минимизировать электромагнитное излучение. Сетевые кабели для аудиосистем получаются толстыми не потому, что должны «лучше проводить ток», а потому что особое плетение жил и специальная изоляция уменьшают, насколько возможно, электромагнитное излучение, которое портит звук. У многих любителей музыки за стойками с аппаратурой целые клубки спутанных кабелей – попробуйте для начала просто сделать так, чтобы кабели не путались возле компонентов - звучание системы улучшится даже от этого. Кстати, именно для этой цели служат пресловутые деревянные подставки под кабели, над которыми любят зубоскалить «разоблачители аудиофилов». Делаются эти подставки не для того, чтобы «придавать звучанию телесность дерева», что конечно – чушь, а для того, чтобы эстетично распределять кабели подальше друг от друга и от компонентов. Разумеется, этот изыск не может дополнительно уменьшить помехи больше, чем на 0.05%

Если задача аудиофильских сетевых кабелей не выпускать электромагнитное поле наружу, то задача межблочных и акустических кабелей для аудиотехники – не пускать электромагнитные поля внутрь. Это достигается другим плетением и немного другой изоляцией. Материалы проводников и коннекторов, их точный состав, придают звучанию некоторую окраску и влияют на общее разрешение. Это к вопросу «какой смысл в проводе из бескислородной меди, если в стене алюминиевая проводка?» Во-первых, если речь о межблочнике, то из компонента в компонент идет уже совсем не тот ток, что вышел из розетки – теперь он содержит информацию, а информацию лучше передавать как можно чище. Во-вторых, алюминиевый провод в стене – тоже очень плох для звука, и лучше, чтобы там был медный. В-третьих, представьте, что ток из розетки – это белый свет, а межблочные и акустические кабели с разным составом проводников – это цветные стекла. Звучание системы можно балансировать разными кабелями, делая его чуть «светлее», «темнее», динамичнее или спокойнее. Эти доводки находятся в переделах 5-7% от общего характера звучания системы.

-2

Многокомпонентные цифровые тракты соединяются кабелями, которые называют «цифровыми». Выглядят они так же, как межблочные XLR, но устройство их изоляции и внутреннего плетения отличается. Задача цифрового кабеля для аудиотехники передавать исходный цифровой сигнал в конечную точку без задержек и случайных перестановок – не создавать «джиттер». Эти же функции должен обеспечивать в стримерах Ethernet кабель, который тоже, представьте себе, влияет на звук. Конечно, если вы будут думать как раньше – «какая разница нулям и единицам, по какому проводнику бежать», то в действие Ethernet кабеля вы не поверите. Но зная, что творится в кабелях на самом деле, легко поймете, что электромагнитные поля плохих сетевых кабелей пронизывают изоляцию обычного Ethernet кабеля, вносят в передачу сигнала задержки, и вы получаете «джиттер».

Фонокабели, соединяющие тонарм с фонокорректором или повышающим трансформатором передают очень слабый сигнал, который деградирует от любой изоляции. В то же время без изоляции кабель собирает наводки, и сигнал деградирует другим образом. Совмещая несовместимое, фонокабель становится едва ли самым сложным соединительным компонентом. По-нашему опыту хорошие фонокабели производят буквально единицы брендов.

Суммируя вышесказанное, приходим к естественному заключению: кабели – полноправный компонент аудиосистемы, такой же важный, как источник, усилитель или колонки. Сколько имеет смысл платить за кабели?

Влияние кабелей на звучание более заметно с компонентами высокого класса и менее заметно с компонентами среднего и низкого класса.

Кабели должны соответствовать системе. Среднебюджетную систему уровня Hi-Fi нет смысла подключать кабелями топовых брендов, тем более нижними или средними линейками – это потеря денег. Нужно выбирать средние или верхние линейки демократичных, но хорошо зарекомендовавших себя брендов: QED, Furutech, Acoustic Revive, Wireworld. Средняя цена кабельной обвязки таких брендов, состоящая из трех сетевых, двух пар межблочных и пары акустических кабелей будет стоить в пределах 3-4 тысяч долларов. Для самых экономных есть предложения «мастеровых» кабелей, которые умельцы паяют из различных размоток и закручивают в изоляцию, кто во что горазд. Стоить такая кабельная обвязка будет долларов пятьсот. Ничего того, на что способны высокотехнологичные кабели для аудиотехники – удерживать или не пропускать электромагнитные поля, передавать цифровой сигнал без джиттера – мастеровые кабели не умеют. Но этого не умеют и кабели демократичных брендов, так что по большому счету – это один уровень. Разве что фирменный кабель будет лучше спаян, крепче изолирован, и проводник может оказаться чище. Если ваша система собрана из японского винтажа или стоит в пределах полутора миллионов рублей – 3-4 тысячи долларов за кабели – это разумный предел. Ставите топовую обвязку Wireworld, закрываете вопрос и живете спокойно. Не надо ничего больше пробовать и тестировать – наслаждайтесь музыкой. Если очень хочется «припорошить среднебюджетную систему хайэндом», итальянская компания Cammino, чья кабельная обвязка принесла системе Blumenhofer/Mastersound Гран-При Мюнхен 2016, производит три линейки кабелей, и обвязка нижней линейкой будет стоить всего на 50-60% дороже Wireworld или QED. Будет ли недорогая система с такой обвязкой играть лучше? Будет, но не драматически.

Собирая систему из компонентов высокого уровня, экономить на кабелях – значит опускать уровень своего приобретения наполовину. Все равно, что обуть Мерседес-600 в Белшины и заправить 76 бензином. Сложные high-end компоненты, подвержены действию электромагнитных полей, которые излучают кабели, сильнее, чем более простые устройства, и задачу полной нейтрализации таких полей решают только высокотехнологичные кабели.

Выбирая продукцию топовых кабельных брендов вроде Nordost, Siltech, Kubala Sosna или Ansuz имеет смысл ориентироваться на две самых верхних линейки. Только в них собраны все ноу хау компаний, и кабели выполняют функции, описанные выше. Более низкие линейки, по сути – обычные кабели, которые немногим лучше демократичных брендов, но громкое имя заставляет вас переплачивать вдвое. К тому же, средние линейки именитых брендов нещадно подделывает Китай.

Топовая обвязка Nordost Odin в инсталляции CH Precision.
Топовая обвязка Nordost Odin в инсталляции CH Precision.

Как влияют плохие кабели на систему? Мелкие нюансы воспроизведения загрязняются помехами. Длинные хвосты послезвучий тарелок превращаются в грязное шипение. Шорохи одежды музыкантов и мелкие артефакты телесной жизни вроде вздохов и покашливаний становятся неразборчивой звуковой грязью, которая отвлекает от прослушивания, заставляя мозг напрягаться на уровне подсознания, пытаясь распознать, что это за призвуки. Пропадает глубина сцены. Нарушается локализация инструментов. В результате, вместо того чтобы создавать перед вами трехмерную реалистичную звуковую картину, когда живых музыкантов, кажется, можно потрогать, High End система просто играет на уровне «средние на месте, басы есть, высокие цикают».

Многие, наслушавшись и начитавшись «разоблачителей аудиофилов», не верят, что влияние кабелей может быть существенным. А откуда берутся «разоблачители аудиофилов» и «слепые тесты», в которых участники не слышат разницы между дорогим кабелем и разогнутой проволочной вешалкой? От безделья. Люди, которые заняты серьезным делом и много зарабатывают, не тратят время на то, чтобы доказывать кому-то, что «все дорогое, на самом деле не стоит своих денег и тот, кто это покупает – идиот». Этим занимаются те, у кого много лишнего времени, а значит нет серьезного дела и нет денег. Как следствие, «тесты» проводятся на аппаратуре невысокого класса или, в лучшем случае, на японском винтаже. Горе «экспериментаторы» приносят откуда-нибудь один сетевик Нордост, втыкают его куда-то в систему и восторженно заключают, что никакой разницы нет, а значит – сетевик Нордост за шесть тысяч долларов ничем не лучше простого штатника. Аудиофилы – идиоты! Никому не приходит в голову, что, разницы нет, потому что сетевой кабель действует не так, как они думают, и нет смысла втыкать один хороший кабель в клубок обычных, когда излучения даже ОДНОГО неизолированного кабеля достаточно, чтобы портить звук. Это условный пример, но в каждом конкретном случае подобных «экспериментов» можно найти причину, почему результат из раза в раз получается одинаковым – звучание тестовой системы «разоблачителей аудиофилов» как было посредственным с плохими кабелями, так им и остается с парой-тройкой приличных.

Тема кабелей «холиварная», и я уже вижу, как в меня швыряются «Бригами», «Амфитонами», «Сансуями» и прочими кирпичами, которые «одинаково играют с любым кабелем». Холиварить у меня времени нет, а вот если среди читателей статьи появится человек, который захочет убедиться в справедливости вышесказанного на личном опыте – наша компания Huge Sound предлагает услугу выездного теста. Специалист привезет вам на дом комплект правильно подобранных кабелей и устроит тестовое прослушивание. Покупать не обязательно.