Найти тему
Псковская Правда

Жемчужины в Пскове

Оглавление

Новый проект Бахрушинского музея «Пушкин и театр» начал свое турне по городам России с Пскова. 125 экспонатов впервые представили псковичам и гостям города во Дворе Постникова. Чем выставка уникальна и почему обязательно надо ее посетить, узнала «Псковская правда».

Реформатор театральной сцены

Выставка приурочена к 225-летию Александра Пушкина, и это главный проект года для Бахрушинского музея. Псков стал первым городом, куда его привезли. Потому что, по словам генерального директора Бахрушинского театрального музея Кристины Трубиновой, «Россия начинается здесь».

«Когда мы инициировали идею по созданию такого уникального и по своему масштабу беспрецедентного проекта, продумывали его карту, то не было сомнений, что первым должен быть Псков», – рассказала она. Ведь на этой земле величайший русский поэт написал свыше 100 своих произведений, включая «Бориса Годунова» и «Евгения Онегина».

Бахрушинский музей – это место, где хранится полное собрание театральной «пушкинианы», 1,5 миллиона музейных предметов. «Наверное, обратиться к Пушкину через театр – нестандартный подход, – говорит Кристина Трубинова. – Но наши исследователи, научные кураторы, провели глубокую работу не только по выявлению этих предметов из нашей коллекции, но и по подходу к самой концепции. Нам было важно показать, что Пушкин не только основоположник и создатель русского языка и литературы, но и реформатор театральной сцены. Его сюжеты и образы дали импульс развитию всех театральных жанров – от исторический трагедии и волшебной сказки до комедии и сатиры».

На выставке, по словам ее куратора, заслуженного деятеля искусств России Александра Чепурова, представлены жемчужины пушкинского театра: те произведения поэта, которые были поставлены на сцене в разные времена. Это и драматический театр, и оперный театр, и балетная сцена.

На экспозиции можно увидеть работы сценографов Михаила Врубеля, Константина Коровина, Василия Поленова. Познакомиться с интерпретациями произведений Пушкина в исполнении прославленных артистов Федора Шаляпина, Леонида Собинова, Ивана Мельникова и с постановками режиссеров Константина Станиславского, Всеволода Мейерхольда, Александра Таирова.

«Каждое имя – целая эпоха для русского театра, – отмечает Александр Чепуров. – И все это можно увидеть в Пскове».

Пушкин - театрал

Первый раздел выставки посвящен театру пушкинской поры, когда поэт только вбирал в себя театральные впечатления. Он оказался в театре сразу, как вышел из лицея. Настоящим театральным зрителем, по словам Александра Чепурова, Пушкин стал летом 1817 года, когда приехал вместе с родителями в Петербург и поселился в Коломне на берегу Фонтанки: рядом на театральной площади находился Большой каменный театр.

Он был построен еще при Екатерине II, но в 1811 году произошел пожар и театр 7 лет не работал. А в 1818 году открылся вновь и Пушкин стал его посетителем. «Он стал завсегдатаем театра, почетным гражданином кулис, потому что познакомился со многими актерами и литераторами, которые писали для сцены», – рассказал куратор выставки.

Тогда же, по его словам, театральный художник Пьетро ди Готтардо Гонзага создал комплект декораций для Большого театра. На выставке представлены два оригинальных эскиза этих декораций. Пушкин, возможно, частенько видел их на сцене, предполагает Чепуров.

Став завсегдатаем театра, Александр Сергеевич стал вхож в круг просвещенных театралов. Тогда образовались два кружка, один из которых возглавлял Алексей Николаевич Оленин, президент Академии художеств. В его доме был культ Владислава Александровича Озерова: знаменитого драматурга, который писал трагедии. «К сожалению, к моменту появления Пушкина Озерова уже не было в живых, но пьесы его шли на сцене, а в них блистали актеры императорской труппы, – рассказывает Александр Чепуров. – Один из них – Алексей Семенович Яковлев. Он ушел из жизни в 1818 году, но Пушкин успел его видеть на сцене и говорил о нем, как о замечательном, великом трагическом актере».

В год, когда поэт пристрастился к театру, на сцене дебютировала молоденькая актриса Сашенька Колосова. Поэт был влюблен в нее, посвящал ей сначала романтические стихи, а потом и эпиграммы, на что она обижалась. При этом, как рассказал Александр Чепуров, Колосова оставила о встречах с Пушкиным замечательные воспоминания. «А он ценил ее как актрису. И более того – как комическую актрису», – отметил он.

Тут же в салоне Оленина Пушкин виделся с Иваном Андреевичем Крыловом. На портрете, который представлен на выставке, он совсем не похож на седовласого баснописца дедушку Крылова. «Тогда он был вполне активный, очень ироничный, ядовитый человек. Писал пьесы и их показывали на петербургской сцене», – рассказал Александр Чепуров.

Второй кружок, куда был вхож Пушкин, – это кружок Александра Александровича Шаховского, который был членом дирекции императорских театров по репертуару. Знаменит он еще и тем, что инсценировал многие произведения Александра Сергеевича еще при жизни поэта.

«Отправляясь в ссылку из Петербурга в 1820 году, Пушкин увозил понимание нового театра, которые должен развиваться, как истинно народный», – сказал Чепуров.

Важный подарок

Всего на выставке семь таких разделов. Они посвящены историческим произведениям Пушкина, теме любви, теме, связанной с роковой страстью, поэтическому театру, поэтической драме, пушкинским сказкам. «Мы хотели показать, как в разной ипостаси Пушкин проявляется на сцене. Ведь, по сути, всем своим творчеством он повлиял на русский театр, на все его жанры и все его направления», – отметил Александр Чепуров.

Художественной концепцией выставки занималась член Союза художников России, художник театра и кино Мария Утробина. Она отметила, что лично для нее стала настоящим подарком возможность посмотреть на эскизы Левенталя, Дмитриевой, Гончаровой, на все уникальные вещи, которые представлены на выставке. «Я мечтала об этом, когда была студенткой и видела альбомы, – сказала она. – Теперь же у меня появилась возможность лично с этими вещами работать. Это подарок, подарок не только псковичам и псковской земле, но и всем зрителям. Скажу честно, многие мои знакомые поедут смотреть эту выставку из других городов России, потому что это событие по своей глубине действительно уникальное, такое бывает крайне редко.

В Пскове выставка будет длиться месяц. Потом ее увидят жители и гости Казани, а следом – посетители нового музейного комплекса в Рязани. Ожидается, что к концу 2024 года проект вернется в Москву, где предстанет уже в расширенном виде в новом выставочном пространстве Музейно-театрального квартала «Бахрушинский».