Найти в Дзене
Умный Канал

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Оглавление

Нервная система — это сложная и уникальная сеть нервных клеток, нервных волокон и головного мозга, которая обеспечивает связь между различными частями организма и внешней средой. Она играет решающую роль в передаче электрических и химических сигналов, координирует движения, регулирует внутренние органы и позволяет воспринимать окружающий мир через чувства и ощущения. Нервная система также ответственна за высшие психические функции, такие как мышление, память, обучение и эмоции.

РОЛЬ И СТРУКТУРА

Ключевая роль нервной системы:

  1. Обеспечение гомеостаза в организме.
  2. Гармонизация и коррекция функций различных органов.
  3. Взаимодействие организма с внешним миром благодаря рецепторам и другим элементам.
  4. Адаптация организма к окружающей среде.

Основной механизм действия: Рефлексы, которые являются ответными реакциями на стимуляцию.

Структурное деление нервной системы:

  • Центральная Нервная Система (ЦНС):Головной мозг
    Спинной мозг
  • Периферическая Нервная Система (ПНС):Нервы: состоят из нервных волокон, окруженных соединительной тканью.
    Нервные узлы: концентрации нейронов за пределами ЦНС.
    Нервные окончания: реагируют на различные внешние стимулы.

Функциональное деление:

  • Соматическая:Управляет мышечными сокращениями, воспринимает сигналы от кожных рецепторов.
    Центр управления находится в коре больших полушарий мозга.
  • Вегетативная (или автономная):Регулирует функционирование внутренних органов, кровеносных сосудов и других систем.
    Управляющий центр находится в стволе головного мозга и спинном мозге.
    Включает в себя
    симпатические и парасимпатические подразделения.

ЧАСТИ ГОЛОВНОГО МОЗГА И ИХ ФУНКЦИИ:

Продолговатый Мозг

  • Отвечает за жизненные и защитные рефлексы.
  • Регулирует сердцебиение, давление, дыхание.
  • Управляет пищевыми и защитными рефлексами: глотанием, чиханием, кашлем и другими.
  • Связан с функциями спинного мозга.

Мост

  • Содержит ядра, направляющие импульсы к мозжечку.
  • Контролирует функции желез и мышц лица, включая жевательные и мимические мышцы, а также восприятие вкуса.

Мозжечок

  • Обеспечивает баланс, точную координацию движений.
  • Взаимодействует с мостом, формируя заднюю часть мозга.

Средний Мозг

  • Управляет ориентировочными рефлексами зрения и слуха.
  • Поддерживает тонус мышц и управляет автоматическими движениями, такими как плавание или езда на велосипеде.

ПЕРЕДНИЙ МОЗГ:

Промежуточный мозг

  1. Таламус: Центр чувствительности, регулирующий эмоции, внимание, боль и удовольствие.
  2. Гипоталамус:Ключевая зона регуляции вегетативной нервной системы.
    Участвует в управлении основными физиологическими процессами.
    Включает в себя зрительный перекрест и центры голода, жажды, сна.
    Производит нейрогормоны, такие как вазопрессин и окситоцин.
    Контролирует эндокринный процесс и работу гипофиза.
  3. Эпифиз: Регулирует суточные ритмы организма.
  4. Гипофиз: Основная эндокринная железа, управляющая выработкой гормонов и регуляцией многих функций организма.
-2

Конечный мозг (теленцефалон)

  • Большие полушария: Отвечают за высшие когнитивные функции, такие как мышление, память, язык.
  • Базальные ганглии: Участвуют в регуляции двигательных функций и координации.
  • Лобная доля: Занимается планированием, решением задач, эмоциональным контролем.
  • Височная доля: Отвечает за слух, обработку сложных стимулов, память.
  • Теменная доля: Включает в себя центры ощущений, таких как ощущение прикосновения.
  • Затылочная доля: Центр зрения и визуального восприятия.
-3

Спинной Мозг

Структура и Расположение: Спинной мозг имеет форму цилиндрической трубки и находится в спинномозговом канале позвоночника.

Оболочки: Он обернут тремя слоями:

  • Наружный твёрдый слой.
  • Средний паутинчатый слой.
  • Внутренний мягкий слой (сосудистый). Между паутинчатой и внутренней оболочкой расположена спинномозговая жидкость, заполняющая желудочки мозга.

Состав: Спинной мозг состоит из белого вещества на периферии и серого внутри, сформировав передние, задние и средние рога в грудном отделе.

Сегменты:

  • 8 шейных
  • 12 грудных
  • 5 поясничных
  • 5 крестцовых
  • 1-3 копчиковых
-4

С каждой стороны от сегментов происходят корешки, объединяющиеся в спинномозговой нерв.

Типы нейронов:

  1. Афферентные (чувствительные): принимают сигналы от рецепторов и направляют их в ЦНС.
  2. Эфферентные (моторные): передают команды от ЦНС к исполняющим органам.
  3. Ассоциативные (вставочные): перенаправляют информацию от чувствительных к двигательным нейронам в ЦНС, осуществляя её обработку.
-5

Процесс передачи информации: Проходит следующим путем: рецептор -> чувствительный нейрон -> вставочный нейрон -> двигательный нейрон -> исполняющий орган.

Рефлекторная дуга: как это работает?

Этапы Реакции

  1. Регистрация Стимула: Рецептор чувствует раздражение и превращает его в нервный импульс.
  2. Первичная Передача: Импульс достигает нервного узла, направляясь к чувствительным нейронам.
  3. Обработка в Спинном Мозге: Сигнал продвигается через задние корешки к задним рогам спинного мозга, где вставочные нейроны обрабатывают информацию.
  4. Активация Двигательных Нейронов: Импульс направляется в передние рога спинного мозга к двигательным нейронам.
  5. Исполнение Реакции: Сигнал отправляется к органу-исполнителю, запуская физическую реакцию.

Виды Рефлексов

  1. Простые и Сложные: В зависимости от наличия вставочных нейронов.
  2. Соматические и Вегетативные: Влияют либо на скелетные мышцы, либо на гладкие мышцы и железы.
    Вегетативные Делятся на:Симпатические (спинной мозг управляет)
    Парасимпатические (управление близ органа-исполнителя)

Природа Рефлексов

  • Условные: Обучаемые, формируются в течение жизни.
  • Безусловные: Врожденные, передаются по наследству.
-6

Вегетативная нервная система

Эта система делится на два главных отдела, которые работают в разное время и помогают организму справляться с различными ситуациями.

  1. Парасимпатическая Система (Система Покоя):
  • Где находится? Управляет ей ствол мозга и крестцовая часть спины.
  • Что делает? Работает, когда мы отдыхаем и расслабляемся. Она использует химическое вещество, называемое ацетилхолином, чтобы отправить сигналы между нервами.
  1. Симпатическая Система (Система Стресса):
  • Где находится? Её центры размещены в грудной и поясничной частях спины.
  • Что делает? Эта система включается в ответ на стресс или волнение. Она использует другие химические вещества, такие как адреналин и норадреналин, чтобы подготовить организм к быстрой реакции.

Коротко говоря, парасимпатическая система помогает нам отдыхать, а симпатическая — срабатывает в моменты напряжения и активности. Эти две системы взаимодействуют, чтобы помочь нам реагировать на постоянно меняющийся мир вокруг нас.

Правила Создания Условного Рефлекса

Выработка условного рефлекса – это процесс обучения животного или человека реагировать на определенный стимул. Это было впервые изучено ученым Иваном Павловым. Вот основные шаги этого процесса:

  1. Интерес: Животное должно быть заинтересовано и внимательно.
  2. Здоровье: Нервная система животного должна быть в порядке.
  3. Спокойная Обстановка: Лучше всего проводить эксперимент без мешающих факторов.
  4. Выбор Раздражителей: Используется два раздражителя: условный (например, свет лампочки) и безусловный (что-то важное, как еда).
  5. Порядок Введения: Сначала показывают условный раздражитель, затем безусловный.
  6. Повторение: Повторяя шаги, животное начинает связывать два раздражителя вместе. Например, собака может начать слюниться, когда видит свет от лампочки, ожидая еду.
  7. Осторожность с Торможением: Если связь между раздражителями слаба, рефлекс может угаснуть.

Эти простые правила помогают понять, как можно обучить животное реагировать на определенный сигнал. Это основа для многих методов обучения и лечения в психологии и медицине.

ВНИМАНИЕ, ВОПРОС ИЗ ЕГЭ!
Правильная последовательность прохождения импульса:

1) глаз
2) зрительный нерв
3) зрительная кора
4) временная нервная связь
5) корковый центр слюноотделения
6) слюноотделительный центр
7) вкусовой нерв
8) слюнные железы

-7

ТЕМПЕРАМЕНТ — ЧТО ЭТО И КАКОЙ ОН БЫВАЕТ?

Темперамент является индивидуальной характеристикой, определяющей динамические аспекты поведения. В классической теории темперамента выделяют четыре основных типа:

  1. Холерический Темперамент:Активность: Высокий уровень энергии и инициативы.
    Эмоциональность: Взрывные, быстро меняющиеся настроения.
    Реакция: Быстрые и интенсивные реакции на стимулы.
    Особенности: Могут быть недолговечными, нетерпимыми.
  2. Сангвинический Темперамент:Активность: Энергичные, но с умеренным уровнем активности.
    Эмоциональность: Оптимистичные, веселые.
    Реакция: Быстрые реакции, но не такие взрывные, как у холерика.
    Особенности: Общительные, легко идут на контакт.
  3. Меланхолический Темперамент:Активность: Низкий уровень энергии, склонность к размышлениям.
    Эмоциональность: Склонны к пессимизму, часто грустные.
    Реакция: Медленные реакции на стимулы.
    Особенности: Чувствительные, внимательные к деталям.
  4. Флегматический Темперамент:Активность: Низкая активность, спокойные.
    Эмоциональность: Равнодушные, уравновешенные.
    Реакция: Очень медленные реакции на стимулы.
    Особенности: Устойчивые к стрессу, хорошо рассудительные.

Эти типы темперамента представляют собой упрощенную модель и могут смешиваться в разных комбинациях, создавая уникальный характер каждого индивида. Они могут быть полезны для понимания того, как человек реагирует на определенные ситуации и как может взаимодействовать с окружающим миром.

-8

ПАМЯТЬ: Умение хранить и воспроизводить опыт

Память — это уникальная способность организма сохранять, обрабатывать и воспроизводить полученный опыт.

Типы памяти:

1. Эфемерная память:

  • Краткое сохранение восприятия, активизирующего нейроны.
  • Характеризуется преходящим хранением образов.

2. Короткая память:

  • Ограниченное время хранения информации — до нескольких часов.
  • Возбуждение в нейронах активно, и при долгосрочном воздействии может перейти в следующий этап — долгосрочное хранение.

3. Долгосрочная память:

  • Хранит информацию на протяжении многих лет.
  • Основана на химических процессах в нейронах, а также на росте и связывании нейронных ветвлений, усилении связей с помощью РНК и белков.

4. Двигательная память:

  • Фиксирует последовательность движений: от обыденных, таких как ходьба, до специализированных, например, письмо или плавание.

5. Визуальная и аудиальная память:

  • Запоминают впечатления от визуальных и аудиальных стимулов, такие как графика или мелодии.

6. Логическая память:

  • Относится к запоминанию и пониманию сложных концепций, идей или речи, включая стихи и академическую информацию.

7. Случайная память:

  • Процесс невольного запоминания. Мозг может отфильтровать и отбросить большую часть такой информации со временем.

8. Целенаправленная память:

  • Требует усилий и концентрации для осознанного запоминания информации на длительный период.

Первая и вторая сигнальные системы: ключ к пониманию человеческого восприятия

Первая сигнальная система: основа восприятия

Первая сигнальная система — это набор инстинктивных реакций, которые связаны с нашими основными чувствами: зрением, слухом, осязанием, обонянием и вкусом. Эти реакции позволяют нам реагировать на внешние стимулы и адаптироваться к окружающей среде. От простых рефлексов, таких как моргание, до более сложных физиологических процессов, первая сигнальная система является ключевой составляющей нашего взаимодействия с миром.

Вторая сигнальная система: человеческое мышление и речь

То, что действительно выделяет человека, — это наша способность к абстрактному мышлению и общению через речь. Вторая сигнальная система позволяет нам обмениваться идеями, обучаться новым навыкам, планировать и размышлять о будущем. Эта система связывает нас не только с нашим непосредственным окружением, но и с более сложными и абстрактными понятиями.

-9

Заключение:

Память – это фундаментальная особенность человеческого мозга, благодаря которой мы обучаемся, развиваемся и приспосабливаемся к миру вокруг. Знание ее разновидностей поможет лучше понимать, как мы обрабатываем информацию и какие методы могут оптимизировать процесс обучения.

Наука
7 млн интересуются