Первыми, уже с 15 мая этого года, заработают требования к внешнему виду курьеров. В них прописано, что обувь должна быть закрытой, одежда чистой и опрятной, необходимо носить длинные штаны или брюки, шорты не подойдут. У каждой компании должна быть своя узнаваемая униформа.
Более строгие требования заработают с 1 октября 2024 года. С этого момента обязательным станет наличие на транспорте и сумках курьеров номерных знаков, а на одежде и сумке — светоотражающих элементов. Последние повысят заметность доставщиков в темное время суток, особенно для автомобилистов. Номер на сумке поможет определить и идентифицировать курьера, даже когда он идет пешком или передает заказ.
Наконец, с 1 мая следующего года вступят в силу требования к транспорту курьеров. Во-первых, велосипеды и электросамокаты должны быть сертифицированными. Во-вторых, у них должны быть передний и задний тормоза, номерной знак спереди и сзади, передняя фара и задний фонарь, звуковой сигнал и боковые световозвращатели. Кроме того, транспорт должен автоматически снижать скорость при въезде в медленные зоны — пешеходные и многолюдные улицы, парки, площади у популярных станций метро и т. д. Скорость от электродвигателя в принципе ограничивается 25 км/ч. Фару и фонарь потребуется держать включенными на протяжении всего рабочего времени.
Новые требования прописаны и к самим курьерам. Все они должны регистрироваться в системе столичного правительства «Таксомотор», проходить проверку личности и документов, отмечают в городском департаменте транспорта. После прохождения проверки в системе курьер получит личный цифровой ID — что‑то вроде электронного паспорта доставщика. Все курьеры будут проходить обязательный обучающий курс на знание правил безопасного вождения. Обучение будут проходить на базе московского Корпоративного университета транспортного комплекса. Допуск к работе получат лишь те курьеры, у которых есть цифровой профиль и пройденное тестирование.
По словам заммэра Максима Ликсутова, в городе работают около 100 тысяч курьеров на велосипедах и самокатах, которые выполняют до полумиллиона заказов в сутки. Их пользу трудно переоценить — помимо того, что это просто удобно для людей, снижается число поездок на личных авто, заторов в городе становится меньше. Все больше горожан вместо поездки за продуктами и другими товарами просто берут смартфон и вызывают курьера со всем необходимым. Однако такое количество курьеров в то же время создает проблемы в городе — быстро ездят по тротуарам, часто не знают Правил дорожного движения, их сложно идентифицировать. Вот вас только что чуть не сбил доставщик, вы оборачиваетесь и видите лишь его быстро удаляющуюся спину. Кому тут пожалуешься? С новыми правилами достаточно запомнить номер, установленный на транспорте.
Ликсутов подчеркивает, что единый стандарт работы курьерских служб по поручению мэра Сергея Собянина разработали совместно с компаниями доставки. «Для потребителей это означает, что доставлять им товары будут только квалифицированные сотрудники с проверенными документами. Для самих курьеров стандарт позволит улучшить условия труда, работа станет прозрачной», — уверен вице-мэр.