1. Подготовительная работа.
- Кто такая мартышка? (обезьяна) Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр.124.
- Что держит мартышка в лапках? (очки)
- Почему у мартышки такой растерянный вид? (она не знает, что делать с очками)
Сегодня мы прочитаем басню Ивана Андреевича Крылова про мартышку и очки.
- Чем отличается басня от других литературных жанров? ( в басне высмеиваются недостатки людей, а в роли людей выступают животные).
2. Чтение учителя. Понравилась басня?
3. Чтение про себя.
Возьмите простые карандаши, прочитайте басню про себя и подчеркните непонятные слова и выражения.
4. Чтение вслух и словарная работа.
Слаба глазами стала - стала плохо видеть.
Зло еще не так большой руки - не самая страшная проблема.
Полдюжины - дюжина - старое название числа 12, полдюжины - половина от 12, то есть 6.
Темя - макушка.
Нанижет - наденет на хвост.
Проку на-волос нет в них - никакой пользы.
О камень хватила - кинула с силой.
Брызги засверкали - разбились на мелкие осколки.
Невежда - необразованный человек. Не путать с "невежа" - невоспитанным человеком.
Свой толк все к худу клонит - пользу вещи не понимает, ругает ее.
Невежда познатней - человек высшего сословия.
5. Беседа, выясняющая характер действующих лиц и содержание.
- Зачем мартышка завела очки? (стала плохо видеть к старости)
- Как мартышка использовала очки? (лизала, нюхала, надевала на хвост и темя)
- Что сделала мартышка с очками? (разбила)
- Почему? (не поняла, как ими пользоваться)
6. Выделение морали.
Прочитайте поучение, вывод, который делает автор.
- Что хотел сказать Крылов? (если ты не знаешь, как пользоваться вещью, не стоит винить в этом ее)
- Какой недостаток высмеял? (невежество)
7. Чтение по ролям.
Давайте прочитаем басню в лицах. Какие роли нам понадобятся? (мартышка и автор)
8. Рассказывание детьми жизненных ситуаций по аналогии с басней.
- Были ли в вашей жизни случаи, когда вы не понимали, как использовать вещь и считали ее бесполезной?
9. Домашнее задание. Выучить басню наизусть. На следующем уроке возможно разыграть басню по ролям.