Найти в Дзене

Русские художники. Билибин

Общий план
Общий план
Билибин справа по центру, тыкает иголочкой коня Петрова-Водкина, чтобы оценить пластику брыкающейся животинки и зарисовать под богатырём
Билибин справа по центру, тыкает иголочкой коня Петрова-Водкина, чтобы оценить пластику брыкающейся животинки и зарисовать под богатырём

Иван Яковлевич Билибин (1876 - 1942) - отец русской графики и, на мой взгляд, один из талантливейших столпов нашей культуры. К тому же картиночник, что тоже приятно (пальцы не масляные, как у прочих живописцев). Билибин - русский модерн.

Кстати, про технику - сначала художник с помощью скошенной кисти наносил тушью рисунок, а затем заполнял его акварелью. Некоторые места не заполнял – там оставался просто белый ватман. А линии он вел с первого раза, безошибочно, за что получил прозвище Железная рука.

А вовсе не за то, о чём вы подумали.

Вначале большевикам не поверил. Потом поверил. И умер героически, в блокадном Ленинграде, от голода, отказавшись от эвакуации, чтобы не занимать место женщины или ребёнка.

«Иван-царевич и Жар-птица». Иллюстрации к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», 1899
«Иван-царевич и Жар-птица». Иллюстрации к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», 1899

Это выглядит не только современно, это выглядит гораздо круче, чеканнее и приятнее, чем, например, первые комиксы, нарисованные спустя сорок лет.

Причем, что мне больше всего нравится, так это ловкое сочетание внимания к деталям с минималистичностью изображения (ну, посмотрите на ёлочки, например), что упрощает печать. И вот книжки уже могут не только у дворянских дитёв. А это в любом случае круто.

«Иллюстрация к присказке „Жил-был царь…“ из книги „Царевна-лягушка“», 1900
«Иллюстрация к присказке „Жил-был царь…“ из книги „Царевна-лягушка“», 1900

Помимо прочего, здесь Билибин использует штуку простую, но дико привлекательную, я и сам постоянно это делаю - выносит детали за края рамки, причем рамка рукотворная, неровная и тем приятна глазу.

Крым. Скалы. Сахарные головки. 1917
Крым. Скалы. Сахарные головки. 1917

И в очередной раз художник, несмотря на разительное отличие Билибина от вышерассказанных живописцев, рисует Крым. Уникальная природа, место силы, лучший отдых - да как угодно, эти люди вообще очень много где были - и всё равно возвращались в Крым.

Да я бы и сам поселился на биостанции Карадага, честно говоря.

«Кощей Бессмертный», Иллюстрация к сказке «Марья Моревна», 1901
«Кощей Бессмертный», Иллюстрация к сказке «Марья Моревна», 1901

Вот, кстати, как видели образ Кощея на рубеже прошлого-позапрошлого.

Никаких «лыцарских лат», никаких кольчуг и никакого скелетоподобия - этакая маскулинная версия Бабы Яги, только с саблей и бородой (и ноги костяной нет).

-7

Тут, кстати, виден ещё один плюс в том,ч тобы быть картиночником, а не живописцем - попробуйте увидеть пятилетний прогресс на картинах именитых масляных художников той поры. Вот двадцати-тридцатилетний прогресс увидеть можно. А тут за счет недолгого периода создания рисунка видно, как Билибин качает свою технику, будучи в ней и сам новатором и пионером.

Посмотрите на детализацию бармиц, например. Чудно!

«Стрельчиха перед царем и свитой», Иллюстрация к сказке «Поди туда − не знаю куда», 1919
«Стрельчиха перед царем и свитой», Иллюстрация к сказке «Поди туда − не знаю куда», 1919

Здесь я прямо узнаю этот милый сердцу каеф - рисование долгих симметричных узоров на одежде и платьях. Я ему сам оооочень подвержен - офигенный релакс и красота на выходе.

Посмотрите на рисунок - он симметричный, но он не идеально симметричный, элементы хоть на долю миллиметра да различаются - этим и достигается эта жизненность и притягательность.

-9

А вот тут я вижу неожиданное - зацените, как это похоже на нарочитый примитивизм тюремной наколки в СССР, продиктованной убогостью инструмента и отсутствием худ. образования у контингента?

Поразительно, как одни вещи можно углядеть в других. Статью, что ли, написать про это.

-10

Здесь сразу две, хотя меня больше интересует нижняя - посмотрите, как чудно Билибин поработал с небом и луной.

И как красиво вычерчена трава, листва и хвоя. Это невероятно самобытный стиль. Особенно поразительно время, в которое он творил - повторяю, я совсем не удивлюсь, если выяснится, что все отцы комиксов вдохновлялись Билибиным, а где-то могли и просто копировать не глядя. Хотя о чём я - это гораздо красивее тех комиксов. Сравнивать невозможно.

-11

Что я больше всего люблю - так это находить в творчестве художников нехарактерные для их манеры и стиля работы.

Вот здесь за четкостью линий я вижу, насколько же правдиво прозвище Железная рука. Я бы ещё и Острый взгляд добавил.

-12

Просто посмотрите на это буйство действия в монохроме.

Хотел бы я так когда-нибудь.

Эх.

Оставлю ссылку на живой журнал, который мне здорово помог, и в котором вы можете увидеть больше 160 иллюстраций Билибина.

Однозначный, чёткий и характерный вклад в русскую и мировую культуру. Уникальный и неповторимый гений.