- Что это
- Виды
- Средства
- Примеры
- Отличия от вербального общения
Кто бы не хотел обладать такой суперспособностью, как чтение мыслей? Есть хорошая новость: это почти возможно. Попытаться прочитать, что думает человек в конкретный момент, можно с помощью невербальных средств коммуникации. Разобрались с экспертами, что такое невербальное общение и как обернуть его в свою пользу.
Что такое невербальное общение
Невербальное общение — это вариант коммуникации без использования слов. В противоположность вербальному общению (термин происходит от латинского verbalis, то есть «словесный») это вариант донесения мысли или эмоции с помощью звуков, мимики, жестов и даже приближения либо удаления от другого человека.
Существует правило, выведенное профессором психологии Альбертом Мехрабианом, которое условно называют правилом «7/38/55». Оно гласит, что лишь 7% информации, которую мы хотим донести до собеседника, облекается в слова, в то время как 38% приходятся на интонацию, а 55% — на язык тела [1]. Это правило подчеркивает важность грамотного невербального общения.
Однако Татьяна Баранова не рекомендует слепо верить этим цифрам: «Дело в том, что это процентное соотношение довольно условно. Эти цифры появились в шестидесятые-семидесятые годы, когда в ходе экспериментов профессор Мехрабиан выявил важность невербальной коммуникации. Но речь тогда шла только о неконгруэнтной коммуникации: это тот случай, когда информация, которая передается вербальным и невербальным образом, не совпадает. К тому же в ходе экспериментов акцент делался на передаче и восприятии именно неосязаемых вещей, таких как эмоции. Так что говорить о том, что эти выводы верны и для передачи фактической информации, не совсем корректно».
Осознанная и неосознанная способность человека передавать информацию через позу, выражение лица, голос, дистанцию вызывает интерес не только ученых, но и режиссеров. Яркий пример — сериал «Обмани меня», где эксперт по языку тела (Тим Рот) помогает полицейским раскрывать преступления. Прочитать об этом навыке можно в книгах профессора Калифорнийского университета в Сан-Франциско Пола Экмана «Психология лжи» и «Узнай лжеца по выражению лица».
Особенности невербального общения
Мы применяем невербальное общение ежедневно каждый раз, когда говорим и даже когда молчим. О многом может рассказать:
- как мы сидим или стоим;
- как пожимаем руку;
- как смотрим (исподлобья или прямо);
- как жестикулируем во время разговора;
- как часто моргаем;
- подходим или не подходим близко к человеку во время общения;
- как звучит наш голос.
Это лишь часть элементов невербального общения, которые так или иначе присутствуют в коммуникации. Важно, использует ли человек их в своих целях. Ведь можно не только научиться считывать их, но и применять в нужный момент, чтобы усилить свое послание или изменить его смысл.
Когда используется невербальное общение
Неосознанно мы используем невербальное общение постоянно, другое дело — сознательная невербальная коммуникация. Она может пригодиться в случае, когда нужно произвести определенный эффект.
Елена Медведева, клинический психолог, специалист психологической платформы Alter
«Большое значение «невербалика» имеет для публичных людей — ведущих, политиков, руководителей, ораторов, артистов.
Невербальные сигналы активно используются в рекламе для создания определенного впечатления, настроения, в PR (например, если спикер выступает на конференции или дает интервью), в деловых переговорах, в юридической практике, в актерском мастерстве и так далее — словом, во всех сферах деятельности, где присутствует личная коммуникация с другими людьми.
В повседневной жизни мы также осознанно или неосознанно применяем невербальные инструменты: в любом общении есть цель и отношение — к собеседнику, к ситуации, к себе. «Невербалика» усиливает наше послание, помогая выразить это отношение и добиться цели. Это ярко видно, например, в ситуациях, когда мы хотим кому-то понравиться: тут в ход идут и взгляды, и позы, и движения, и голос».
Цели невербальных сигналов могут быть разными [2]:
- Регулирование беседы. Невербальные сигналы могут помочь модерировать ход беседы и указывать как на начало, так и на конец сообщения или темы.
- Выстраивание отношений. Невербальная коммуникация может очертить или раздвинуть границы близости в общении, придать им интимности или, напротив, установить дистанцию.
- Замена произносимых слов. Передача информации, которую человек, возможно, не сможет произнести вслух. Это может быть полезно в ситуациях, когда собеседника может быть не слышно (например, в шумном месте) или когда произносить вслух какое-то слово может оказаться неуместным.
- Подкрепление смысла. Соответствие невербальной коммуникации произносимым словам может помочь внести ясность и подчеркнуть важные моменты.
Правила невербального общения
Намеренно использовать техники невербального общения следует с умом. Чтобы тактика была успешной, нужно быть уверенным, что собеседник прочитает невербальные сигналы ровно так, как это задумано.
Татьяна Баранова, эксперт по деловой коммуникации
«Простой пример: в некоторых странах Азии прямой визуальный контакт с собеседником может расцениваться как признак агрессии. Культурный фактор всегда нужно иметь в виду при общении с представителями других стран и традиций: ведь одни и те же жесты, например👍👌🤘✌️, в разных культурах могут означать принципиально разные вещи. Даже улыбка (или ее отсутствие), сила и продолжительность рукопожатия, дистанция при общении, жесты одобрения или симпатии могут трактоваться по-разному в разных частях света.
Для того чтобы верно интерпретировать невербальные сигналы других людей, нужно учитывать:
- контекст (окружающая обстановка, история отношений между участниками общения и их текущее эмоциональное и физическое состояние);
- личностные аспекты (обычное поведение людей в сравнении с текущим, персональные особенности, роль каждого человека, например коммуникация между начальником и подчиненным);
- конгруэнтность (соответствие вербальной и невербальной коммуникации);
- культурные особенности и вариации невербального поведения».
«Многие правила невербального общения закреплены в этикете и общепринятых ритуалах, таких как рукопожатие или поклон», — добавляет Елена Медведева.
Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»
Виды невербального общения
Мимика и жесты — лишь малая часть элементов и инструментов невербального общения. Условно их объединяют в несколько видов. Елена Медведева ссылается на исследователей невербальной коммуникации Фернандо Пойятоса и Ану М. Сестеро, которые разработали следующую классификацию:
Паралингвистические средства (использование голоса)
- Физические качества звука (высота тона, длительность, громкость). Так, одна и та же фраза «Да, конечно», сказанная по-разному, может транслировать абсолютно разные смыслы: согласие или несогласие, покорность, разочарование.
- Эмоциональные звуки (смех, плач, зевок).
- Квазилексические элементы (различные восклицания: «Ах!», «Ой!» и звуки, выражающие те или иные чувства: «Уф», «П-ф-ф» и так далее).
Кинесика (движения и жесты)
- Мимика и жесты. Нередко в коммуникации используется сочетание мимических движений и жестов: например, видя друга, мы улыбаемся и приветственно машем рукой; слыша то, с чем не согласны, можем скрестить руки на груди и закатить глаза.
- Степень свободы движения в разных ситуациях будет разной: дома в одиночестве, на работе, в метро и так далее.
- Положение корпуса, позы: я сижу прямо или ссутулившись, наклоняюсь к собеседнику или откидываюсь на спинку стула.
Проксемика (обращение с пространством)
В зависимости от ситуации и от степени близости с собеседником выделяют интимную, личную, социальную и публичную степень дистанции.
- Личная — дистанция, которой мы придерживаемся, общаясь с другими людьми.
- Социальная — обусловленная правилами, принятыми в обществе: например, сначала пропустить того, кто выходит из помещения, затем зайти самому; стоять на эскалаторе с правой стороны и прочее.
- Концептуальная — связанная с концептом (понятием) пространства: здесь, там, далеко, близко.
Хронемика (обращение со временем)
- Концептуальная — важность, которая придается времени, степень пунктуальности, представления о «сейчас», «скоро», «быстро», «медленно».
- Социальная — тесно связана с концептуальной: длительность встречи, телефонного разговора, время приема пищи.
- Интерактивная — длительность приветствия и прощания, рукопожатия, объятия.
Средства невербального общения
Выбор средств невербального общения велик. Некоторые люди могут даже о них не подозревать, но все они в итоге влияют на то, как собеседники воспринимают коммуникацию [3].
Мимика и выражение лица
Считается, что, улыбаясь, мы показываем свое расположение к человеку и отсутствие агрессии. Противоположный сигнал могут подать сведенные брови, хмурый лоб или сжатые губы.
Жесты
Это сигналы, которые мы подаем руками. Есть общеизвестные жесты, которые могут различаться в зависимости от страны. Например, указательный и средний пальцы, поднятые в виде буквы V, принято ассоциировать со знаком победы или мира. Если при этом рука развернута к собеседнику тыльной стороной, жест может означать оскорбление. Эпизод на эту тему есть в фильме Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки», где один из героев выдает себя, использовав неверный жест.
Позы
Язык тела нередко выдает реальные эмоции человека, автоматически принимающего защитную позу или, наоборот, расслабленную. Стоит принимать во внимание скрещенные руки, ноги или пальцы, осанку, положение головы. Есть еще и непроизвольный язык тела. Например, если человек часто дышит и очевидно потеет, часто моргает, стучит ногой или рукой.
Дистанция
Не самое очевидное средство невербального общения. Но по расстоянию, разделяющему людей во время разговора, можно многое понять. Любимые герои экспертов по языку тела — это члены британской королевской семьи. По их фотографиям пытаются определить, какие на самом деле отношения в парах. Например, одна из экспертов делает вывод, что отношения герцога и герцогини Сассекских никогда не были серьезными со стороны Меган, потому что на фотографиях видно, как муж льнет к ней, а она выглядит отстраненной [4].
Голос
Слова имеют большое значение, но то, как мы их произносим, влияет чуть ли не сильнее. Можно говорить очень правильные вещи, но при этом звучать неубедительно, потому что голос будет выдавать неуверенность. Скорость речи тоже важна. Уверенный в себе человек говорит достаточно громко и не быстро, так, чтобы каждое его слово доходило до собеседника.
Взгляд
Частое моргание может выдать излишнюю нервозность или дискомфорт. При этом прямой открытый взгляд считается сильным инструментом убеждения собеседника. Если же визави отводит взгляд или глаза у него бегают, можно сделать вывод о том, что он что-то недоговаривает. Направление взгляда также часть коммуникации. Вы можете не произносить вслух, о чем или о ком говорите, а указать на предмет глазами.
Прикосновения
Общение через прикосновение — инструмент «невербалики». Как и дистанция, касания могут продемонстрировать отношение к собеседнику, близость между людьми. Рукопожатие свидетельствует о деловом формате встречи, а когда мужчина целует женщине руку — это уже более неформальное общение с романтическим характером.
Прикосновения также часто используются для утверждения общности или доминации [5]. Люди с высоким статусом склонны вторгаться в личное пространство других с большей частотой и интенсивностью, чем люди с низким статусом. Гендерные различия также играют роль в том, как мы используем прикосновения. Женщины, как правило, с их помощью выражают заботу, мужчины — контроль.
Внешний вид
Внешний вид часто говорит о нас выразительнее слов. Первое впечатление о человеке формируется на основании его внешнего вида и определяет, как будут восприниматься его слова. Поэтому мы стараемся подбирать одежду согласно случаю.
Предметы
Предмет, который мы берем с собой, — неочевидный, но все же инструмент невербального общения. Например, ваши гаджеты могут что-то рассказать о вас. Мы приходим в гости не с пустыми руками. То, что мы приносим с собой, — наш способ невербальной коммуникации.
Примеры невербального общения
Чаще всего наше невербальное коммуницирование соответствует вербальному. Мы говорим и показываем то, что думаем. Но бывают ситуации, когда нужно либо усилить эффект, либо, наоборот, произвести впечатление, противоположное вербальному посланию. В таких случаях, безусловно, поможет знание основ «невербалики» и практика наблюдения за собой.
Елена Медведева:
«Будет ли невербальное общение помогать или мешать, во многом зависит от ваших целей и контекста, в котором вы находитесь: места, времени, ваших отношений и степени близости с собеседником.
К примеру, если вы на вечеринке хотите произвести впечатление на определенного человека и расположить к себе других, то в этом помогут дружелюбная улыбка, открытые позы, взгляд, обращенный прямо на собеседника или группу, богатое интонирование в речи. А помешают этому сжатые кулаки или скрещенные руки, которые могут сигнализировать о напряжении и недовольстве окружающим, монотонные интонации, взгляд исподлобья, нахмуренные брови.
Очевидно, что если вы, придя на собеседование в компанию, войдете в кабинет без приглашения, дружески хлопнете потенциального босса по плечу, развалитесь на кресле и будете громко смеяться над собственными шутками, то вряд ли это поможет вам получить желанную должность».
Еще важнее научиться считывать невербальные сигналы. Иногда это будет полезно, чтобы понимать реальную динамику коммуникации.
Татьяна Баранова:
«Если вы заинтересованы в выстраивании эффективной коммуникации, полезно не упускать из виду невербальные сигналы собеседника:
- если человек во время беседы делает шаг назад, вероятно, вы вторглись в его личное пространство;
- если собеседник, наоборот, двигается к вам поближе и корпусом немного наклоняется в вашу сторону, скорее всего, вы его заинтересовали;
- закрытые позы (скрещенные руки) трактуются слишком противоречиво и разнообразно: от нежелания вступать в коммуникацию и скрытности до скованности и страха потерять лицо (не говоря о том, что человеку может быть просто холодно) — поэтому такие позы желательно пытаться анализировать только в комплексе с другими факторами и сигналами визави;
- потирание глаза, носа, уха, прикрывание рта, почесывание шеи и оттягивание воротника традиционно считаются жестами неискренности или демонстрацией сомнения — но все же не каждый человек, который во время беседы дотронулся до лица, однозначно нечестен».
Вербальное и невербальное общение: отличия
Эти два типа общения дополняют друг друга. Однако можно выделить несколько основных пунктов, по которым вербальное и невербальное общение различаются.
- Осознанность. Вербальная коммуникация в большинстве случаев осознанна. Находясь в трезвом уме, мы понимаем, что говорим и пытаемся донести, в то время как невербальные методы общения могут быть неосознанными — мы можем не знать, как выглядим или звучим со стороны, подкрепляет ли это нашу мысль или наоборот.
- Присутствие. Часть невербальных инструментов коммуникации могут быть доступны только при личном общении. Например, по телефону не видно, как человек выглядит, какая у него мимика или жестикуляция. Даже по видеосвязи видна далеко не вся «невербалика».
- Ситуативность. Невербальная коммуникация может быть применена здесь и сейчас. Будь то диалог или публичное выступление — все невербальные средства действуют в режиме реального времени и показывают человека в конкретный момент, в то время как речь может касаться прошлого или будущего и восприниматься другим человеком спустя время.
Читайте также: