Его имя носит Университет физической культуры и спорта в Петербурге. Главной заслугой Петра Лесгафта стало формирование школьной системы физического воспитания.
Сегодня физическое воспитание, в том числе детей и подростков, понимается как приобщение к спорту или хотя бы к физической активности. В 19 в. его цели виделись несколько иными. Высокая смертность, особенно среди детей, заставляла искать способы изменить человеческую природу, улучшить её, добиться того, чтобы люди жили дольше. И наконец, чтобы в них гармонично сочеталось физические, духовные и нравственные качества. По крайней мере, именно так понимал цель физического воспитания Пётр Францевич Лесгафт.
Призвание — медицина
Он родился в 1837 г. в Петербурге, ещё мальчиком отец отдал его учеником в аптеку. Однако Пётр от ненавистной работы сбежал, вернулся домой, чем вызвал огромное недовольство отца. Тот больше не делал попыток как-то повлиять на судьбу сына, и тот оказался фактически предоставлен сам себе. В какой-то момент мальчик понял, что без образования не обойтись, подготовился для поступления в немецкую школу и прекрасно сдал экзамены.
В 19 лет он стал студентом Императорской медико-хирургической академии. Особенно ему нравилась анатомия, он изучал её так тщательно, что в медицинских кругах заслужил прозвище «поэта анатомии». О том, насколько он был предан этой науке, говорит хотя бы то, что, будучи студентом пятого курса, Лесгафт принимал участие в бальзамировании тела Александры Фёдоровны, жены Николая I.
Лесгафт — студент Медико-хирургической академии, 1860 г. (Wikimedia Commons)
Стал доктором медицины, защитил диссертацию и уехал в Казань, где в местном университете заведовал кафедрой физиологии и анатомии. Был предан своему делу невероятно, читал лекции даже по воскресеньям. И, хотя курс хирургической анатомии, который он преподавал по выходным, был необязательным, аудитория всегда была полна, и студенты были готовы слушать Лесгафта по 2−3 часа. Одна из его учениц вспоминала, как Пётр Францевич наставлял студентов: «Только всесторонняя, настойчивая и неустанная работа может нас сделать нужными и полезными людьми. Вне работы нет смысла, нет цели, нет роста и жизни. Жизнь есть всё движение вперёд, и кто в этом движении не участвует, тех сама жизнь не поддерживает. Слабость, физическое, нравственное и умственное бессилие, преждевременный упадок и разрушение являются уделом тех, кто не работает, кто, по его выражению, «лежит на боку». И, наоборот, здоровье, сила, выносливость, бодрость и ясность духа являются результатом кипучей деятельности. Энергия — источник всего, всех бесконечно разнообразных проявлений жизни, и энергия развивается только путём деятельности, путём усилий и работы».
Несогласный
Пётр Францевич был не только увлечённым человеком, но и крайне принципиальным. В 1871 г. он заявил, что экзамены у будущих хирургов в Казани были приняты с нарушениями, и конфликт закончился его увольнением с запретом впредь работать в сфере образования.
Лесгафт вернулся в Петербург, где за ним был установлен полицейский надзор, преподавать он больше не мог. Не мог официально, но с неофициального разрешения властей он открыл у себя на дому женские курсы, которые обрели известность как «курсы Лесгафта».
Кабинет Лесгафта. (Wikimedia Commons)
Интерес к лечебной гимнастике у Лесгафта появился после того, как он поработал в клинике Андрея Георгиевича Берглинда. Этого уроженца Швеции сегодня назвали бы кинезиотерапевтом, он полагал, что движение исцеляет, и предложил свою систему лечебной гимнастики. Лесгафт её развил и дополнил, и так появился курс естественной гимнастики во 2-й Петербургской военной гимназии. Директор учебного заведения был так доволен, что предложил Петру Францевичу перейти из Медицинского департамента в Главное управление военноучебных заведений. А Лесгафт понял, что нашёл ту сферу, которая интересует его больше всего, и начал изучать иностранный опыт в области физического воспитания в учебных заведениях.
Он исследовал системы школьного образования Швеции, Германии, Франции, Англии и других государств, всего объехал более 20 городов в 13 странах. Обратил внимание на то, что физическому воспитанию детей уделяется на удивление мало внимания, школы ограничивались трудовым воспитанием. В то же время во времена Античности, когда физическое совершенство было не менее важно, чем умственное развитие, различные виды гимнастики занимали большое место в обучении. Лесгафт предлагал вернуться к тем временам, когда идея гармоничного развития личности рассматривалась через призму физического совершенства.
От физического — к нравственному
Его огромной заслугой было то, что Лесгафт не предлагал усреднённого подхода: только развитие с учётом индивидуальных особенностей ученика, начиная с антропологических показателей и заканчивая психологическими наблюдениями и изучением темперамента.
Главные принципы, на которых базировалась система Лесгафта, — гуманность, последовательность, систематичность, постепенность, учёт возрастных особенностей, природообразность и культуросообразность. Физическое образование в его системе разделялось на три периода — элементарный (7−12 лет), средний (12−15 лет), старший (15−18 лет).
Младшим школьникам предстояло изучить метание, бег, правильную ходьбу, половину времени на уроках физического воспитания надлежало посвящать играм. Ученики, относящиеся к средней возрастной группе, на уроках занимались метанием, прыжками, борьбой, играми со сложными двигательными заданиями. У старших к программе физического воспитания добавлялись упражнения с отягощением.
Подход к преподаванию физических упражнений у Лесгафта был нестандартный: он считал, что учитель не должен ничего показывать. Он должен был объяснять так, чтобы у ученика возник образ упражнения. Так, по мнению автора системы, можно было научиться сознательно управлять своим телом. Большое значение Лесгафт придавал командным играм. С одной стороны, она приучала ребёнка подчиняться правилам — законам игры. С другой, ребёнок учился смирять собственные амбиции ради достижения общих целей.
Пётр Лесгафт. (Wikimedia Commons)
В 1888 г. Лесгафт опубликовал планы уроков физического воспитания с учётом возрастных периодов развития детей. Система впервые воплотилась в жизнь в женской гимназии Стоюниной.
Двигать эти идеи в массы одному было невозможно, поэтому в 1893 г. было основано Общество содействия физическому развитию, его учёным секретарём стал Лесгафт. Общество открыло Высшие научные курсы для подготовки руководительниц и преподавательниц физического воспитания. Для их обучения Лесгафт написал пособия по анатомии, воспитанию и теории движения. Он был очень требователен, впоследствии его ученики вспоминали, что некоторые экзамены приходилось пересдавать по 10 и даже 20 раз. В 1894 г. в Петербурге появился даже научный центр — биологическая лаборатория, а позднее Сравнительно-анатомический музей. Всё это давало студентам возможность экспериментировать, изучая естественные науки.
При этом Лесгафт всегда находился под подозрением, а все его начинания сразу попадали в разряд неблагонадёжных. В 1901 г. его выслали из столицы на год, в 1905 г., после Первой русской революции, закрыли его курсы. Тогда Лесгафт открыл вечерние курсы для рабочих, но и они через два года прекратили своё существование. В 1909 г. ему удалось добиться открытия естественно-исторических курсов, на которых он сам читал курс анатомии.
Впрочем, совсем недолго. В тот же год он уехал в Египет, чтобы пройти лечение, но местный климат оказался для него губительным. В декабре 1909 г. он скончался, похоронен в Петербурге на Волковском кладбище.
Игра и жизнь
Наследием Лесгафта стала не только система преподавания физической культуры детям, но и система семейного воспитания, созданию которой он посвятил последние годы жизни. Много занимаясь вопросами обучения детей, он, тем не менее, полагал, что основная роль в воспитании принадлежит не школе, а семье. «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни», — говорил он.
Памятник Лесгафту в Санкт-Петербурге. (Wikimedia Commons)
Лесгафт полагал, что основы характера закладываются именно в процессе семейного общения, и выделял шесть типов:
- лицемерный — эти дети лживые, хитрые и стараются выполнять что-либо не ради самого дела, а ради похвалы;
- честолюбивый — дети этого типа хотят быть всегда первыми, огорчаются при малейшей ошибке, а в семье избалованы вниманием;
- заласканный — дети часто лишаются самостоятельности, потому что окружены чрезмерной заботой;
- злостно-забитый — эти дети равнодушны к окружающим, часто агрессивны, любят нарушать общепринятые нормы;
- добродушный — такие дети спокойны и способны к самостоятельному труду;
- угнетённый — к таким детям в семье относятся хорошо, но они недополучают внимания.
И если на особенности темперамента повлиять нельзя, они врождённые, то на характер, по мнению Лесгафта, — можно. Он ввёл в практику беседы с родителями, настаивал на исключении физических наказаний, полагал, что важно дать индивидуальности ребёнка проявиться в играх. Например, он считал необходимым, чтобы дети сами придумывали себе занятия и делали игрушки, а не пользовались готовыми решениями, предложенными взрослыми. Из-за подавления личности, индивидуальности ребёнка Лесгафт был против системы детских садов, полагал, что малышей не надо воспитывать вместе, заставляя делать одно и то же. И в итоге именно правильное семейное воспитание позволяло вырастить личность свободную, самостоятельную и правдивую.