На этот раз моя фото-прогулка по Армянскому переулку была не самой долгой, но придет время и для обстоятельных исследований. Пока же я рассказал о двух доходных домах, стоящих там, где в семнадцатом веке расположилась самая большая в Москве армянская диаспора.
Впереди осталась еще одна история, и речь в ней пойдет…
…О доме, где жили сами Лазаряны
Те самые Лазаряны-Лазаревы, которых упоминал я и о которых писал в своей книге о Тютчеве Вадим Валерианович Кожинов.
История у этого дома, который гораздо меньше размерами, чем два архитектурных героя моих предыдущих рассказов, ничуть не менее богата. А если положить руку на сердце, то должен признать, что и гораздо богаче.
В основе правой части этого дома – той, что ближе к Кривоколенному переулку – палаты семнадцатого века, которыми владел окольничий (придворный, чьей задачей было «устраивать путь и станы для государя» во время поездок, а заодно при официальных встречах представлять государю иностранных послов) Илларион Семенович Милославский.
В самом конце столетия палаты перешли во владение обрусевшего голландского купца Вахромея Петровича Меллера. Тот жил в них до 1730 года.
Левая же и центральная части земельного участка принадлежали купцам Игнатию Францевичу и Захарии Игнатьевичу Шериманам. Или, если уж быть предельно честным, то Шериманянам.
Затем участки на какое-то время переходили в руки капитана Петра Юсупова, купцов Петра Уварова и Ивана Мосягина, а также титулярного советника, князя Фёдора Ивановича Несвицкого с женой Елизаветой Алексеевной и супруги коллежского асессора Андрея Петровича Салтыкова Марии Александровны.
А в середине восемнадцатого века в Москву переехал из Персии богатый купец, армянин Лазарь (Агазар) Назарович Лазарян, который в 1758 году объединил владения в тогдашнем Столповском переулке, выстроив здесь собственную усадьбу.
В Москве Лазарь Назарович производил шелка и бумажную ткань, а позднее вложился в горное дело, многократно приумножив свое состояние. В 1774 году он получил потомственное дворянство, сделавшись родоначальником семейства Лазаревых.
Скончавшись в 1782-м, он оставил имение сыновьям Ивану (на армянский лад Ованесу), Минею, Иоакиму (Овакиму) и дочери Анне. К слову сказать, Иван Лазаревич, старший сын Лазаря Назаровича сделался одним из богатейших людей эпохи Екатерины Второй и одним из наиболее щедрых благотворителей того времени. Был придворным ювелиром, действительным статским советником. В 1768 году получил баронский титул, а в 1788-м – графский.
Ему же отец, умирая, завещал найти способ учредить в Москве армянское училище, а под него пожертвовать и саму усадьбу.
И вот в 1801 году...
...Братья исполнили волю отца
При этом младший сын, Иоаким Лазаревич пожертвовал для организации училища несколько сотен тысяч рублей.
Средний же, Миней Лазаревич был известен как искренний благотворитель и храмоздатель, а также один из лидеров армянской общины Москвы и России.
Кто выстроил первоначальную усадьбу, задействовав палаты Милославских и Шериманов, неизвестно. Также сейчас уже не представить, как она выглядела во дни первого Лазаряна.
Нынешний же ампирный комплекс начал формироваться к 1814 году. Это были центральный дом, левый и правый флигели, типографский корпус в правой части участка с крытым переходом между ним и правым флигелем (7 фото).
В левом флигеле располагались госпиталь и аптека, а в правом – служебные квартиры.
Были еще два здания: корпус на углу Армянского и Кривоколенного переулков, снесенный в 2010 году, и корпус с гимнастическим залом, выстроенный в 1890-м архитектором Александром Фелициановичем Мейснером сбоку от левого флигеля, сгоревший в 1920-е годы.
Строительством нынешнего комплекса, а точнее, перестройкой бывшей усадьбы в 1814 году заведовали зодчие Иван Матвеевич Подъячев и Тимофей Григорьевич Простаков. Последний же позднее установил перед центральным зданием памятник-обелиск, посвященный Лазаревым (3 фото).
В 1840-х годах архитекторы отец и сын Афанасий Григорьевич и Павел Афанасьевич Григорьевы еще раз перестроили ансамбль Училища.
Собственно говоря, в это время здесь уже было не просто армянское училище, за создание которого ратовал покойный Лазарь Назарович Лазарян. В 1815 году оно было преобразовано в...
...Лазаревский институт восточных языков
Таковым оно и являлось вплоть до 1918 года.
И вот увидеть, как все это выглядело, дорогого стоит! Причем совсем недавно, как говорят, здесь проводились экскурсии в Дни исторического и культурного наследия.
Ведь в художественном оформлении Лазаревского института участвовали такие звезды живописи, как Иван Константинович Айвазовский (и кое-кто еще ведь помнит, что по-настоящему его звали Ованес Айвазян), Василий Андреевич Тропинин, Иван Петрович Аргунов и французский живописец Гюстав Жан Жаке.
Надо сказать, знавал институт очень много знаменитостей. Перечислить всех их невозможно... но я попробую вспомнить хотя бы самых-самых.
Попечителями в Лазаревском институте восточных языков бывали в разные годы наследники Лазаряна: Марфа Иоакимовна Абамелек-Лазарева, ее сын Семен Давидович и внук Семен Семенович (сын той самой Елизаветы Христофоровны Абамелек-Лазаревой, о которой я писал в первой истории про Армянский переулок).
Прославился институт и своими учениками. Среди них были старший брат Станиславского Владимир Сергеевич Алексеев и сам Станиславский, благотворитель, поэт, переводчик и критик Юрий Алексеевич Веселовский, антрепренёр, драматург, переводчик и адвокат Фёдор Адамович Корш (все они обучались в гимназии при институте).
А также Иван Сергеевич Тургенев и его родной брат Николай Сергеевич.
(5 фото)
Гостями Лазаревского института бывали Петр Андреевич Вяземский, автор перевода на русский язык «Илиады» Николай Иванович Гнедич, Николай Васильевич Гоголь, Александр Сергеевич Грибоедов и Александр Сергеевич Пушкин, Василий Андреевич Жуковский, Михаил Юрьевич Лермонтов.
А в 1920 году, через два года после расформирования института, здесь открылась...
...Театральная студия ДК Советской Армении
Она просуществовала аж до 1953 года. А у её истоков стоял и преподавал в ней первые два года ее существования не кто иной, как Евгений Багратионович Вахтангов. Передав эстафету другим маститым профессионалам, включая самого Константина Сергеевича Станиславского и Бориса Васильевича Щукина.
Даже Анатолий Васильевич Луначарский не раз бывал на спектаклях театральной студии, которым неизменно выказывал высокую оценку. А будущий актер и главный режиссер Театра имени Вахтангова Рубен Николаевич Симонов и учился в Лазаревском институте, и руководил студией.
Одним же из студентов театральной студии был будущий композитор, дирижер и музыкальный педагог Арам Ильич Хачатурян.
А гениальный артист эстрады, чтец и мастер художественного слова, создатель жанра «театр одного актёра» Владимир Николаевич Яхонтов, о котором я писал в одной из своих заметок, не раз выступал в ДК Советской Армении.
Помимо Дворца Культуры в 1921 году здесь открылся Институт востоковедения АН СССР. Он существовал в этих стенах до 1924 года, уступив место театру «Габима» и армянскому хореографическому коллективу. Но вернулся на прежнее место в 1953-м.
С 1975-го в доме по адресу Армянский переулок, 2 разместились Армянский культурный центр и музей.
А начиная с 1991 и по сей день – посольство Республики Армения.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!
А заодно напоминаю о нашем нововведении: телеграмм-чате для неформального общения и обмена фотографиями, мнениями, впечатлениями и местами для интересных прогулок.