Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Прогулка по Армянскому переулку, или Доходный дом княгини Абамелек-Лазаревой

Оглавление

Этот переулок, протянувшийся от границы Маросейки с Покровкой в сторону Мясницкой улицы, до которой не доходит всего ничего, упираясь в переулок Кривоколенный, недаром носит свое название. И совсем недаром именно здесь расположено посольство Республики Армении (о чем позднее будет отдельная история).

Об этом переулке последнее время мы часто заговариваем в комментариях с моими дорогими подписчиками. Я много раз гулял по нему, но по какой-то странной причине пока еще ни разу о нем не писал подробно и обстоятельно.

-2

Впрочем, я уже тысячу раз говорил и не прекращу утверждать:

  • вы можете составить план, маршрут, список тех мест и объектов, которые хотите рассмотреть. Но самой удивительной и интересной окажется прогулка, когда в один прекрасный момент вы просто свернете не туда.

Так и я на сей раз, выйдя от Центральной телефонной станции на Мясницкую улицу, совершенно не планируя того прежде, прогулялся сначала по Большому, затем по Малому Златоустинским переулкам. Заглянул к разрушенной, но живой Златоустовской обители (7 фото).

А уже оттуда прошел до перекрестка, с противоположной стороны которого на меня буквально смотрел во все глаза-окна пятиэтажный доходный дом, стоящий...

...В старинном Армянском переулке

Давным-давно, еще в семнадцатом веке, в этом старинном переулке располагалась усадьба «великого государя ближнего боярина», верного слуги царя Алексея Михайловича Артамона Сергеевича Матвеева.

По его имени переулок какое-то время назывался Артамоновским, что, кстати, довольно большая редкость. Обычно-то переулки, проулки и улочки называли по фамилиям знатных домовладельцев.

-4

Был он и Столповским, и Никольским – в честь храма Николая Чудотворца «что в Столпах», стоявшего на углу с Малым Златоустинским переулком.

Изображение из Найденовских альбомов
Изображение из Найденовских альбомов

В семнадцатом веке эти земли активно начали заселять всяческие иностранцы – или немцы, как их традиционно называли на Руси. Причем к Германии те «немцы» чаще всего не имели никакого отношения. Так звали иноземцев, которые приезжали в Москву купцами или мастеровыми, но отчего-то считали ниже своего достоинства учить русский язык и все больше отмалчивались при встречах с теми, кто также в свою очередь не считал своим долгом изучать наречия приезжих. А молчат – значит немые. Или немцы.

Они скупали дворы местных жителей, строили свои церкви, куда порой зазывали и самих местных. Что вызывало определенные неудовольствия у русских церковных властей.

«В этих местах в XVII в. селились многие иностранцы, скупавшие дворы у русских, сбивавшие цены, строившие церкви («ропаты») и тем самым отнимавшие прихожан у православных. В 1643 г. священники церкви Николы в Столпах и соседней на Маросейке Космодемьянской подали челобитную, в которой жаловались на конкурентов: «…в их де приходах немцы на своих дворах близко церквей поставили ропаты и русских людей немцы у себя во дворах держат и всякое осквернение русским людям от тех немец бывает, и те немцы, не дождався Государева указу, покупают дворы в их приходех вновь; и вдовые немки, и держат у себя в домах всякие корчмы и многие де прихожане, которые у них в приходах живут, хотят дворы продавать немцам, потому что немцы покупают дворы и дворовые места дорогою ценою перед русскими людьми, вдвое и больши, от тех же немец приходы их пустеют; и Государь бы пожаловал их, велел с тех дворов немец сослать». Вскоре в Уложении царя Алексея Михайловича появилась специальная статья: «А у кого всяких чинов у Руских люден дворы на Москве в Китае и в Белом и в Земляном городе в загородских слободах: и тех дворов и дворовых мест у Руских людей Немцам и Немкам вдовам не покупати, и в заклад не имати. А которые Немцы и их жены и дети у Руских людей дворы, или места дворовыя учнут покупати, или по закладным учнут бити челом на Руских людей, и купчее и закладные учнут приносити к записке в Земской приказ: и тех купчих и закладных не записывати. А будет кто Руские люди учнут Немцам, или Немкам дворы и дворовыя места продавати: и им за то от Государя быти в опале; А на которых Немецких дворех поставлены Немецкия кирки: и те кирки сломати, и вперед в Китае н в Белом и в Земляном городе на Немецких дворех киркам не быти; а быти им за городом за Земляным, от церквей Божиих в дальных местех»
(Сергей Константинович Романюк, «Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты»)

А еще здесь, по свидетельству того же Сергея Романюка, впервые появился такой знакомый нам, но неведомый тогдашним москвичам вид мошенничества развлечения:

«Этот переулок – родина первой лотереи на русской земле. В 1699 г. часового дела мастер Яков Гасениус объявил, что «на дворе окольничего Ивана Ивановича Головина, возле Андрея Артамоновича (Матвеева. – Авт.), у Николы в Столпах, будет вскоре установлено счастливое испытание, по-иноземчески называются лотор. где всем охотникам и охотницам вольно свою часть испытать, како добыти тысячу рублев за гривну»
(там же)

И вот именно здесь, близ утраченного Никольского храма, в далеком 1899-м, хоть и не таком далеком от нас, как описанные выше события, был построен...

...Этот пятиэтажный доходный дом

Его автор – архитектор Александр Васильевич Иванов, председатель Московского архитектурного общества, действительный член Императорской Академии художеств, создатель проекта здания Страхового общества «Россия» на Лубянской площади, гостиницы «Новомосковская» на улице Балчуг и множества других зданий, в том числе и многих доходных домов.

-6

Его заказчицей была княгиня Елизавета Христофоровна Абамелик-Лазарева, помещица, домовладелица и благотворительница, дочка промышленного и государственного деятеля, действительного тайного советника Христофора Екимовича Лазарева.

Сергей Константинович Зарянко. Портрет Елизаветы Христофоровны, 1854 год
Сергей Константинович Зарянко. Портрет Елизаветы Христофоровны, 1854 год

Елизавета Христофоровна владела доходным домом с момента его строительства и до последних дней своей жизни в 1904 году, оставив его в наследство сыну, Семену Семеновичу.

(5 фото)

И, надо сказать, владение это было гораздо больше, чем традиционный источник пассивного дохода для своих хозяев. На деньги, получаемые за те квартиры, что сдавались внаем, содержалась армянская Крестовоздвиженская церковь, стоявшая рядом.

Армянская Крестовоздвиженская церковь (или Церковь Святого Креста). Изображение из открытых источников
Армянская Крестовоздвиженская церковь (или Церковь Святого Креста). Изображение из открытых источников

Основателем храма являлся один из тех самых Лазаревых – Иван Лазаревич, при рождении Ованес Агазарович Лазарян.

В остальных квартирах поселились преподаватели Лазаревского института, а подвалы были отданы под винные склады.

(7 фото)

С виду это не самый пышно декорированный дом, но несомненно он величав и привлекателен. Думаю, жить в таком было сущее удовольствие.

-12

И жили в нем многие известные люди своего времени. Собственно говоря, и сама княгиня поселилась...

...В одной из квартир собственного доходного владения

Дом оставался жилым как до революции, так и после нее. Жилой он и сейчас.

Среди же его обитателей как до 1917-го, так и после него, были известны главный режиссер театра имени Вахтангова Рубен Николаевич Симонов; создатель первой в России научной физической школы Петр Николаевич Лебедев; архитектор, мастер московского модерна, автор доходного дома Высоко-Петровского монастыря Иван Иванович Бони; кинорежиссер, кинооператор и художник Александр Лукич Птушко; кинорежиссер и сценарист Леонид Георгиевич Марягин; советский военачальник, Маршал Советского Союза, заместитель командующего войсками Приволжского военного округа и жертва коммунистического террора Григорий Иванович Кулик.

И это далеко не полный список.

-13

Кстати, здесь обязательно нужно заглянуть во внутренний двор. И изучить маленький импровизированный «уличный музей», посвященный былым жильцам этого дома.

Как бы порой хотелось иметь такие галереи во дворах как можно большего количества старых домов (7 фото).

И уже практически в наши дни, с 1985 по 2000 год, здесь жил и здесь же работал в своей мастерской Рубен Артемович Варшамов, иллюстратор детских книг и художник–анималист.

(9 фото)

Помимо жилых квартир часть пространства здесь занимала частная детская больница. А в 1914 году – контора «Гурзуф», принадлежавшая Товариществу «Лепёшкина Л.И. и К» ), торговавшая иностранными винами, и упоминавшиеся выше винные склады в подвалах.

А еще по соседству с домом №7 жил писатель Юрий Нагибин. Который в своей книге «Переулки моего детства» вспоминал и об этом доме.

«...Душевная память — тоже поэт, она производит отбор, шлифует, обрабатывает явления жизни, прежде чем дать им место в себе. Работа памяти — бессознательное, или, вернее, подсознательное творчество. Это надо твердо знать, когда берешься рассказывать о прошлом, если хочешь оставаться честным в собственных глазах.
Неужели в самом деле могло быть, чтобы всякий раз, когда я выходил к Армянскому переулку из Златоустинского — а это случалось нередко, — небо оказывалось ярко-синим, в белых чистых облаках и угол высокого дома № 7, золотистый от солнца, плыл навстречу им по небесному кобальту? Я имею в виду угол дома на высоте последнего этажа, под крышей. Иногда там блистали сосульки, свешивающиеся с карниза, но чаще вызолоченная гладь стены была по-летнему сухой. Тут я вполне доверяю своей памяти: обычно я шел Златоустинским, возвращаясь с книжного развала у китайской стены, а развал этот существовал от весны до осени. Зимой же я попадал в Златоустинский, лишь когда ходил на плохонький каток при клубе металлистов. Нас, армянских, там не признавали, подвергали гонению, и мы редко отваживались появляться на вражеской территории.
Златоустинский переулок круто подымался к Армянскому булыжной узкой мостовой и плитняком тротуаров. Ныне, реконструированный, он уже не выглядит столь отлогим. Снизу казалось, что Златоустинский упирается в дом № 7. Венчая собой крутизну, дом становился выше и величественней, нежели на самом деле, хотя он и так был самым рослым домом в Армянском переулке. Его светлый угол под крышей, плывущей по сини небес, был так высок, что приходилось задирать голову, дабы любоваться им. И то крошечное головокружение, какое испытываешь, оставаясь долго с задранной головой, входило в ощущение неизменно постигавшего меня счастья, даже усиливало его...»
(Юрий Маркович Нагибин, повесть «Переулки моего детства»)

И это далеко не единственное здание в Армянском переулке, о котором я хочу рассказать и обязательно расскажу в последующих своих заметках.

-16
Доходный дом Е.Х. Абамелек-Лазаревой, достопримечательность, Армянский пер., 7, Москва — Яндекс Карты

* * *

Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.

У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!

А заодно напоминаю о нашем нововведении: телеграмм-чате для неформального общения и обмена фотографиями, мнениями, впечатлениями и местами для интересных прогулок.

Тайный фотограф Москвы