Транспортная полиция в аэропорту Шанхая, куда на международный конкурс прилетели талантливый пианист Николай (Илларион Маров) и его отчим Юрий (Александр Яценко), пытается понять, почему они вели себя странно на борту самолета.
Юноша запаниковал, а Юрий буквально заставил его делать дыхательную гимнастку, растолкав стюардесс с их помощью: «Вы только хуже ему сделаете!»
«Он не… нормальный?» — пытается подобрать нужное слово переводчик.
Дебютный фильм режиссера Ильи Маланина "Ненормальный" (2024) постоянно переносит нас из Шанхая, где проходит конкурс исполнителей Шопена, в небольшой приморский городок, в годы детства Николая.
Мальчику с рождения был поставлен неутешительный диагноз — в силу генетического заболевания у него не было будущего. Но ненормальный в этой истории, скорее, не он, а Юрий, герой Александра Яценко. Словно современный юродивый, Юрий ходит по аптекам и проповедует «лечение без лекарств» — предостерегает покупателей от мошенников-фармацевтов.
Познакомившись с симпатичным и грустным провизором — мамой Коли (Наталья Кудряшова), Юрий видит мальчика в инвалидной коляске. И тут же исчезает. Женщина не удивлена — она и не ожидала от случайного кавалера другой реакции.
Однако Юрий возвращается, чтобы стать для угасающего мальчика всем — искусителем, мотиватором, помощником, опорой, строгим воспитателем, иногда — обидчиком, и, наконец, таким отцом, которого уже выросшему Николаю захочется назвать папой.
Александр Яценко очень подходит для роли Юрия. Неустроенный по жизни инженер, выросший в детском доме, привык не опускать рук в любой ситуации и отдавать себя без остатка ради идеи. Проникнувшись сочувствием к ребенку, он пытается заставить Колю делать упражнения. Но мальчик не хочет — он не верит, что ему что-то поможет, а полные обреченности взгляды уставшей мамы и не верящей никому бабушки (Надежда Маркова) лишь усугубляют его безверие и апатию.
Но Юрий не привык сдаваться — он видит в Коле то, чего не могли разглядеть любящие мама и бабушка. Мальчик успокаивается под этюды Шопена. И вот неугомонный Юрий уже тащит в дом пианино, на белых клавишах которого чернилами расписаны октавы — может, хоть так удастся развить мальчику руки, заставить пальцы двигаться?
Для Юрия не существует преград, если он чего-то решил. И в случае с Колей его решимость сработала.
История победы над болезнью с помощью музыки, реабилитация искусством — сама по себе хорошая тема. Но режиссер развивает ее дальше — повзрослевший Николай желает сепарироваться от сильно опекающего его отчима. И если Юрий, знающий о целебной силе дисциплины, требует, чтобы Коля играл исключительно по нотам, то Николай понимает: пришло время импровизаций.
Понять, что играть только по нотам скучно, Коле помогает привлекательная Анна (Сюй Шиюэ), сопровождающая конкурсантов.
Чем еще хорош фильм — в нем звучит много фортепианной музыки и в нем очень красиво показан Шанхай, с которым знакомится Коля. Впрочем, и приморский городок, где случилась эта история, тоже показан вполне симпатично и с ностальгией — старые панельные дома, портальные краны, мальчишки гоняют в футбол на дворовой площадке.
Колю в детстве сыграл Елисей Свеженцев, и тоже сыграл так, что образ попадает в самое сердце.
Если ищете добрый и немного сентиментальный фильм с вдохновляющей историей, то горячо рекомендую.
Кадры из фильма с сайта Кино.Театр.ру
Читайте также на канале:
Еще больше обзоров — в подборках «Кино круглый год» и «Наше кино»