Очень странно, что в моей памяти не задержалось это имя — Валерий Попенченко. В детстве мы следили за успехами советских олимпийцев, их фамилии были на слуху, о них много писали газеты и журналы. Впрочем, это не помешало мне с интересом погрузиться в очередную спортивную драму «Мистер Нокаут», которая прошла в кинотеатрах, а теперь выложена на стриминговых платформах.
Валерий Попенченко (1937 -1975) — выдающийся советский боксер, чемпион Олимпиады 1964 года в Токио и единственный в нашей стране обладатель Кубка Вэла Баркера, который вручается самому техничному боксеру Олимпийских игр с 1936 года по наши дни. Недаром зарубежная пресса окрестила Попенченко «мистером Нокаутом», и этот титул вынесен в название фильма.
Спортивных драм в последнее время снимается немало, и чтобы у зрителей не возникало ощущения, что они кроятся по одним лекалам, сценаристам и режиссерам приходится искать разные сюжетные ходы.
В «Мистере Нокауте» сюжет строится не только на спортивной карьере Попенченко, но и на том, как герой поэтапно прорабатывает свои детские травмы, мешающие ему побеждать на ринге, да и в жизни тоже. Не очень удивительно, авторы сценария — братья Пресняковы.
Мальчишке-безотцовщине трудно противостоять и уличной шпане, и дворовым хулиганам, отсюда обиды и на отца, не вернувшегося с войны, и собственная слабость. Ему приходится немало поработать над собой, чтобы из обижаемого всеми «маминого сыночка» Пончика превратиться в «мистера Нокаута».
Виктор Хориняк если и постарался в этой роли уйти от образа «последнего богатыря» или «непослушника», то ушел не очень далеко. Его Валерий Попенченко тоже временами наивен, временами трогателен и всегда обаятелен. Если его характер и дает слабину, то в нужный момент случается чудо, которое либо удерживает его от опрометчивого поступка, либо воодушевляет на героизм и прибавляет сил, когда их уже совсем не остается. И удача (читай — Кубок Вэла Баркера, а вместе с ним и чудесная девушка Таня) оказывается в его руках.
В разных возрастных периодах Попенченко играют разные исполнители, в раннем детстве — семилетний Андрей Титченко, в юности — молодой артист Олег Чугунов, и порой они кажутся более выразительными и убедительными, чем Попенченко-взрослый.
Впрочем, трактовка образа выдающегося боксера как волшебного русского богатыря (видимо, она органически ближе Виктору Хориняку) тоже имеет право на жизнь.
Тренера Кусикьянца, который разглядел в Попенченко его талант и отшлифовал до олимпийского золота, сыграл Сергей Безруков. Тренер-неформал, противостоящий чиновникам от спорта — это уже классика жанра в нашем кино. Но герой Безрукова идет еще дальше — он порой настолько эмоционален, что даже для горячего армянского темперамента чересчур.
Но он «правильный тренер», готовый на все ради победы, ведь для него, как для вчерашнего фронтовика (напомню, действие разворачивается в начале 1960-х), победа страны в спорте приравнивается к победе в противостоянии двух систем.
Недаром он говорит, что «кулаки в боксерских перчатках — вот наши ружья и пушки. Если сегодня нас побьют на ринге, они поймут, что и на полях сражений с нами легко справятся». Цитаты не дословные, но смысл таков. Поэтому он и бьется с чиновниками за то, чтобы Попенченко дали шанс.
«Мистер Нокаут» — второй фильм режиссера Артема Михалкова. Он сделан по-режиссерски сделано добротно и крепко. В лучших традициях режиссер снялся у себя в эпизодической роли немногословного сотрудника КГБ (как это любил делать Эльдар Рязанов, да и Никита Михалков тоже).
Интересной показалась операторская работа — много нетривиальных ракурсов, особенно в спортивной съемке. Бокс не самый зрелищный вид спорта (хотя любители с этим, наверное, поспорят). Но здесь команда создателей фильма сделала все возможное для придания боксерским поединкам максимальной зрелищности, динамизма и эстетики.
С «картинкой» вообще поработали хорошо — действие переносится то в Грозный, где идут соревнования по боксу, то в Ленинград и даже в Эрмитаж, где Валерий знакомится с Таней, то в Ташкент, где главный герой учится в Суворовском училище, то в Токио, где проходит та самая, знаковая для Попенченко Олимпиада, а то и на палубу военного корабля, где герой проходит практику.
В фильме звучит современный саундтрек (один из композиторов — Иван Бурляев, сын актера Николая Бурляева), удивила финальная композиция. На титрах поставлена «Песня о сентиментальном боксере» Владимира Высоцкого, тоже кстати родом из 1966 года. Она заканчивается словами:
А он всё бьёт — здоровый, чёрт! —
Я вижу: быть беде.
Ведь бокс — не драка, это спорт
Отважных и т. д.
Вот он ударил раз, два, три —
И… сам лишился сил,
Мне руку поднял рефери,
Которой я не бил.
Лежал он и думал, что жизнь хороша.
Кому хороша, а кому — ни шиша!
«Это почему же так?» — подумала я и пошла гуглить биографию Валерия Попенченко. Фильм закончился его триумфальной победой на Олимпиаде в 1964 году, а что в его жизни было дальше?
Оказалось, что вскоре после победы он ушел из большого спорта, занялся научной работой, защитил диссертацию и стал кандидатом технических наук. Работал в МВТУ имени Баумана, заведовал кафедрой физвоспитания. Писал стихи, свободно владел английским, отлично играл в шахматы. И даже подавал рапорт о вступлении в отряд космонавтов.
Его жизнь оборвалась внезапно. Мистер Нокаут погиб в пушкинском возрасте — в 37 лет, его смерть стала результатом нелепого трагического случая — поскользнувшись, он упал в пролет лестницы главного корпуса «бауманки».
Жизнь Валерия Попенченко оказалась еще драматичнее, чем кино, которое снял о нем Артем Михалков.
Фото с сайта Театр-Кино.ру
А вы смотрите спортивные драмы?
#мистер нокаут #кино #кино круглый год #спортивная драма #виктор хориняк