Найти тему

Не проводник, а «Праведник». О подвиге Николая Киселева и фильме Сергея Урсуляка

В первых кадрах фильма мы видим побег из плена, когда политрук Киселев (Александр Яценко) проявляет себя смелым, расчетливым и способным убедить товарища в успехе побега. А дальше мы встречаем его уже в партизанском отряде в лесах Белоруссии.

Николай Киселев (Александр Яценко).
Николай Киселев (Александр Яценко).

Вокруг отряда собираются евреи из гетто, случайно уцелевшие после карательных операций, и их все больше. Они тянутся за отрядом, как ненужный и опасный шлейф. Они оттягивают на себя и без того истощенные ресурсы партизан, кроме того, есть риск, что по наличию прибывающей человеческой массы противник обнаружит расположение отряда.

Комиссар (Федор Добронравов) принимает решение: вывести гражданское население за линию фронта через «Суражские ворота» — небольшой разрыв между флангами гитлеровской армии. Но до него — 800 километров по карте, или все 1500 км по лесной болотистой местности. Выбор падает на Киселева — ему предстоит выводить беженцев.

Второй временной пласт военной драмы переносит нас в 2005 год в Израиль, в клинику, где находится на лечении несговорчивый и вредный старик Моше Таль. Ему постоянно звонят из общественной организации, сохраняющей память о Холокосте, и просят засвидетельствовать подвиг Николая Киселева, чтобы объявить его праведником мира. Но Моше категорически отказывается.

Моше — один из тех, кому Киселев спас жизнь. Но почему он против? Что между ними произошло во время того сложного перехода по полесским болотам? Почему он всю свою жизнь таит обиду на Киселева?

Моше в юности (Марк Эйдельштейн). Его называют российским Тимати Шаламе.
Моше в юности (Марк Эйдельштейн). Его называют российским Тимати Шаламе.

Юного Моше (его сыграл молодой, но быстро набирающий популярность артист Марк Эйдельштейн) родители отправили из занимаемого немцами города вместе с сестренкой Мириам, чтобы они, единственные из большой семьи, спаслись от гибели. Его задача — сберечь сестру и сохранить древнюю семейную реликвию — астролябию с золотыми стрелками. Но Моше теряет и ту, и другую.

Моше по молодости лет не знал, что пути Господни неисповедимы, и порой то, что мы считаем неправильным, спустя десятилетия оказывается нам во благо. Именно так и случилось. В финале, когда проясняются все обстоятельства, сдержать слезы невозможно.

Потому что Киселев для выводимых из немецких тылов людей — не просто проводник. Он действительно праведник, честно делающий свое дело и выполняющий обещания, и его поступки становятся не бытовыми, а промыслительными. То есть имеющими далекие последствия.

Не удивлюсь, если эта работа станет лучшей ролью Александра Яценко. Его Киселев — смелый и расчетливый прагматик, наполненный внутренней правотой. Он — настоящий герой, которым хочется гордиться.

В фильме ожидаемо много еврейского колорита и своеобразного юмора, как и в предыдущем фильме Сергея Урсуляка «Ликвидация». Если вам в свое время он понравился, думаю, что и этот не разочарует.

Спасаемые, несмотря на голод, категорически отказываются есть свиную тушенку, полученную как довольствие и соблюдают шабат, следовательно, в субботу никто никуда не идет. Понимая, что приказы бессмысленны, Киселев ведет разъяснительные беседы с раввином, и такие юмористические моменты снимают напряжение военной драмы.

Есть в фильме и любовная история с военно-полевой свадьбой между отчаянно фартовым партизаном по кличке Ферзь (Евгений Ткачук) и иудейкой Товой (Мария Золотухина, внучка Валерия Золотухина).

Ферзь (Евгений Ткачук) и Това (Мария Золотухина).
Ферзь (Евгений Ткачук) и Това (Мария Золотухина).

Казалось бы, какие молодожены, когда в спину дышат каратели? Но простим этот перебор режиссеру, которому захотелось показать народный обычай во всей красе. Тем более, что сама по себе лирическая линия получилась очень трогательная.

Беженцы — не безликая масса, каждый со своим характером, одни вызывают сочувствие, другие — удивление, третьи — жалость.

Беженцы - не безликая масса.
Беженцы - не безликая масса.

Сергею Маковецкому досталась эпизодическая, но запоминающаяся роль хромого еврея Рувима. У него мало слов, но в глазах — вся гамма чувств, от страха до удивления, в них — все его жизнелюбие и ежеминутная готовность быть полезным.

Фашисты показаны безжалостными, олицетворение зла в этом фильме — цитирующий Пушкина жестокий гестаповец Шмюкер (Дитмар Кениг), открывший фотоохоту на евреев, перерастающую в реальную охоту, до полного уничтожения всех и вся. Шмюкер артистичен, харизматичен и по-настоящему страшен.

Визуально фильм показался соответствующим эпохе. И белорусские леса, и Минск военного времени, и деревни, и гетто показаны очень достоверно. Кульминация — сцена в замедленной съемке, когда беженцы штурмуют мост с горящим танком.

Но самое удивительное в этой истории — то, что она полностью основана на реальных событиях.

Кадры из фильма с сайта Кинотеатр.ру.

А вы смотрели, планируете?

Предлагаю еще почитать обзоры фильмов:

Буду рада новым подписчикам, а также вашим комментариям и 👍, они помогают каналу развиваться!