Маршал Константин Рокоссовский был одним из легендарных маршалов победы. В годы войны он сыграл ключевую роль в важнейших битвах, участвовал в разработке операции "Уран" по окружению немцев в Сталинграде, настоял на обороне под Курском, разработал операцию по освобождению Белорусской ССР и многие другие операции. Прошёл путь от генерал-майора до маршала Советского Союза. Но в 1937 году он был комдивом и руководил 5-м кавалерийским корпусом в Пскове до своего ареста. Под стражей к Рокоссовскому применялись пытки, а участвовал в этом лично один из организаторов Большого террора Леонид Заковский. Как же сложилась судьба этого человека после?
Работа в органах НКВД и массовые репрессии
Леонид Михайлович Заковский родился в 1894 году в Курляндской губернии. По происхождению был латышом, но его предки сотню лет назад эмигрировали в Курляндию из одного из немецких герцогств. При рождении имел имя Генрих Штубис, которое сменил на Леонид Заковский во время революционной деятельности. С 1913 года в РСДРП(б), в этом же году его вместе с братом поймали и выслали в Карелию на три года. Активный участник событий 1917 года, включая Февральскую революцию.
После поражений на фронте и кризиса правительства в июле 1917 года, активно участвовал в митингах и манифестациях. В октябре 1917 года руководил группой матросов, с которыми захватил ряд правительственных зданий в Петрограде. С 1 января 1918 года работает в ВЧК, а именно возглавляет отряды особого назначения, которые занимались подавление крестьянских восстаний в годы Гражданской войны, а также помогали в насильственном сборе продразвёрстки. Заковский отметился жестокими подавлениями восстаний в Астрахани, Саратове и Казани. После окончания войны работал в ОГПУ и быстро выбился на первые позиции на Украине. Был причастен к убийствам и ограблениям перебежчиков, присвоению контрабанды, что в итоге привело его к конфликту с политическим руководством Украины. Заковского пытались привлечь к ответственности, но вместо кары, его отправили в Сибирь с повышением в должности.
В 1928 году он обеспечивал безопасность Сталина во время поездки того в Новосибирск. Ещё до Большого террора Заковский взялся за дело. В Сибири он столкнулся с активным противодействиям коллективизации со стороны "кулаков, вредителей и мелкой буржуазии", тогда он стал председателем тройки полномочного представительства ОГПУ и за два месяца приговорил к расстрелу 347 человек, ещё 500 человек получили различные сроки. За 1930 год по официальной информации тройка осудила 16 553 чел., в том числе 4 762 — к расстрелу. Все расстрельные списки подписывал лично Заковский. Весной 1931 года Заковский предложил выслать 40 000 семей со своей земли следуя политики раскулачиванию. Здесь он перевыполнил план и раскулачил 52 000 семей по всей Сибири только за год. В июле 1934 года стал наркомом внутренних дел Белорусской ССР. Карьерному росту поспособствовал глава НКВД Генрих Ягода, который выдвинул латыша в начальники Ленинградского управления НКВД. Руководил расследование убийства Кирова и начал Большой террор в области.
С февраля по март 1935 года по его указанию было расстреляно 11 000 бывших царских служащих, помещиков и священников. В начале 1938 года стал заместителем наркома внутренних дел Ежова и начальником Московского управления. В столице он руководил всего два месяца, но это время стало пиком активности репрессий, в том числе он фабриковал дела против своих соотечественников - латышей. В феврале 1938 года распорядился расстрелять почти тысячу инвалидов и "ограниченно годных к труду" в тюрьмах Москвы и Московской области.
Пытки Рокоссовского и опала
На должности начальника Ленинградского управления Заковский получил известность тем, что лично участвовал в пытках комдива Рокоссовского. С 17 августа 1937 по 22 марта 1940 года Рокоссовский содержался во Внутренней тюрьме НКВД в Ленинграде, где его нещадно били, пытаясь выбить показания в работе на иностранные разведки.
Несколько сослуживцев и товарищей Константина Константиновича дали показания и донесли на комдива в его вредительской работе, все они были даны под пытками. Рокоссовскому выбивали зубы, морили голодом, ломали кости, но он ни разу не оговорил себя и кого-бы то ещё. Несколько раз "допрос с пристрастием" проводил и сам Заковский. Он угрожал семье командира и уверял того, что он как только подпишет признания сразу выйдет, в противном случае - умрёт. Заковский отдавал приказ о расстреле будущего маршала холостыми патронами, а сам наблюдал из помещения. Так или иначе, Рокоссовский выдержал всё ужасное, вышел на свободу и не держал обиду на высшее руководство.
Он был единственным человеком, который искренне плакал на похоронах Сталина. Что касается его надзирателя, то вскоре партийная верхушка решила, что репрессии против врагов и предателей выходят из под контроля и Заковского снимают с должности. 19 апреля 1938 года его увольняют из НКВД и арестовывают. Против него возбудили дело "о создании латышской националистической организации и шпионаже в пользу Англии, Германии и Польши". Он прекрасно знал, что с ним будут делать в застенках и знал свою судьбу, поэтому оговорил всех кого возможно и сразу подписал все бумаги. На последнем слове сказал:
Прошу учесть, что мной на следствии было оклеветано очень много честных людей…. в отношении себя мне говорить нечего, так как свою судьбу я хорошо знаю
29 августа 1938 года Заковский был расстрелян вместе со своими подчинёнными, с кем фабриковал дела в Ленинграде и пытал людей. Вскоре нашлись свидетели методов Заковского и доказали, что он арестовывал часто случайных людей, которые во всём признавались.