На заре развития авиации, да и в более позднее время, гражданские пассажирские самолеты нередко создавались на основе военных.
Например, хорошо известны первый советский реактивный пассажирский самолет Ту-104, построенный на основе дальнего бомбардировщика Ту-16, а также самый большой в мире турбовинтовой пассажирский самолет Ту-114, созданный на базе стратегического бомбардировщика Ту-95.
Однако немало в истории авиации и противоположных примеров, когда гражданские самолеты адаптировались под военное использование. В этой статье расскажу о четырех советских авиалайнерах, получивших военные «профессии».
Отмечу, что речь именно о пассажирских машинах, модифицированных под военное применение. Модификации военно-транспортных самолетов (А-50, Ил-78, Ан-12ПП и др.) рассмотрим позже в отдельной статье.
Ту-114
В случае с Ту-114 получается интересная история. Дело в том, что самый большой в истории турбовинтовой пассажирский самолет был создан на основе стратегического бомбардировщика Ту-95, унаследовав от него крыло, оперение, двигатели и часть другого оборудования. А потом уже на основе Ту-114 построили военный борт: самолет дальнего радиолокационного обнаружения Ту-126.
При его проектировании в качестве основы рассматривался и Ту-95, но более просторный фюзеляж пассажирского лайнера лучше подходил для размещения больших объемов радиоэлектронного оборудования, его операторов и поддержания требуемого температурного режима.
От исходного лайнера Ту-126 внешне можно было легко отличить по «грибу» над фюзеляжем, в котором размещалась антена РЛС. Помимо этого, на Ту-126 практически не было иллюминаторов, а в носовой части располагалась штанга для дозаправки в воздухе.
Всего с 1965-го по 1967-й год было построено 8 серийных самолетов, которые несли службу до середины 1980-х в районах Балтийского, Баренцева и Карского морей. Они обеспечивали радиолокационную и радиотехническую разведку, а также наведение барражирующих перехватчиков Ту-128. Интересно, что самолеты не имели бортовых номеров. На этот шаг пошли, чтобы потенциальный противник не мог определить, сколько всего у СССР таких машин.
Ил-18
Созданный во второй половине 1950-х турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолет оказался действительно удачной машиной. Окончательно его коммерческую эксплуатацию в России прекратили только в 2002 году, а в КНДР он возил пассажиров и в 2020-м. Возможно, что возит и сейчас.
Ил-18 обладал большой дальностью, мог долго находиться в воздухе. Просторный фюзеляж позволял разместить различное оборудование, а также места для операторов. Благодаря совокупности этих преимуществ лайнер стал основой для самолетов-разведчиков, воздушных командных пунктов и постановщиков помех.
Первым из них стал противолодочный самолет Ил-38, впервые взлетевший в 1961 году. Он предназначался для поиска и уничтожения подводных лодок, проведения морской разведки и поисково-спасательных операций, а также постановки минных заграждений. Ил-38 и модернизированные Ил-38Н по сей день служат в морской авиации ВМФ России. Всего было выпущено порядка 65 самолетов, включая экспортную модификацию для Индии.
В 1968 году впервые взлетел самолет радиотехнической разведки Ил-20. Он имеет на борту РЛС бокового обзора, которая позволяет осуществлять радиолокационную съемку и картографирование местности. Также самолет оснащен средствами радиотехнической и радиоэлектронной разведки. Помимо этого, на Ил-20 предусмотрено и оборудование для фотосъемки.
С 1971 года началось переоборудование пассажирских Ил-18Д в Ил-22 — воздушный командный пункт. Самолет оборудован различными системами связи и позволяет осуществлять управление войсками. Помимо основной функции, Ил-22 также зачастую использовались в качестве комфортабельного «салона» для перевозки высших военачальников.
Всего выпущено порядка 40 самолетов. В 2010-х годах несколько Ил-22 были переоборудованы в постановщики помех Ил-22ПП.
Также на базе Ил-18 были созданы самолеты-ретрансляторы (Ил-22М-11СУРТ) и самолетные измерительные пункты для получения телеметрии ракет во время испытаний (Ил-18РТЛ и Ил-20РТ).
Интересно, что Ил-20 и Ил-22 обычно красили так же, как гражданские борта «Аэрофлота», а в районе кабины экипажа наносилась надпись Ил-18. Для маскировки. Правда, я сильно сомневаюсь, что так можно было кого-то обмануть, поскольку обтекатели антенн и другое оборудование легко выдавало военный борт.
Ту-134
Реактивный среднемагистральный пассажирский самолет Ту-134 — еще одна легенда советской гражданской авиации. Военные приспособили его для обучения летчиков и штурманов. Само собой, для этого лайнер модифицировали.
Ту-134Ш начал выпускаться в 1971 году и предназначался для обучения штурманов дальней и фронтовой авиации. На самолете усилено крыло и оперение, оборудовано 12 учебных мест, установлено различное оборудование, необходимое для обучения, в том числе балочные держатели для практических (и не только) бомб. Машина выпускалась в двух основных вариантах: с БРЛС «Рубин» для штурманов дальней и морской авиации (Ту-134Ш-1) и БРЛС «Инициатива-2» для штурманов фронтовой авиации (Ту-134Ш-2). Некоторое число Ту-134Ш по сей день эксплуатируется в ВКС России по прямому назначению.
Ту-134УБЛ создан для обучения летчиков дальней и морской авиации полетам на Ту-22М. Самолет получил носовую часть от Ту-22М3 с установленной внутри РЛС и набор оборудования, применяемого на Ту-22М3, Ту-95 и Ту-160. На Ту-134УБЛ можно установить балочные держатели для практических бомб и другой полезной нагрузки.
Использование изначально гражданского самолета, более дешевого в производстве и эксплуатации, позволяет экономить средства и ресурс дорогих и сложных «стратегов». Благодаря носовой части, аналогичной Ту-22М, летчики привыкают к ограниченному обзору на полосу у Ту-22М и Ту-160. С 1981 по 1984 год было построено 90 самолетов. Часть из них используется до сих пор по прямому назначению, а некоторые переделаны в «салоны» для перевозки командного состава.
Ил-86
Первый советский широкофюзеляжный пассажирский самолет Ил-86 стал основой для «самолета Судного дня» Ил-80. Откуда такое жутковатое название? Дело в том, что он создан для эвакуации высшего руководства страны и управления войсками в случае вооруженного конфликта любой интенсивности, включая ядерную войну, то есть является воздушным командным пунктом. На борту имеются все необходимые средства связи, системы жизнеобеспечения и мощная энергоустановка.
Внешне от обычного Ил-86 «самолет Судного дня» можно отличить по обтекателю антенных устройств над фюзеляжем в районе кабины пилотов и практически полному отсутствию иллюминаторов. На двух самолетах также установлены штанги для дозаправки в воздухе.
Всего выпущено четыре Ил-80. Машины секретные, достоверной информации о них в сети не так много. Интересно, что в 2010 году несмотря на секретность один из бортов принял участие в параде, посвященном 65-летию Победы.
На этом на сегодня все, надеюсь, что вам было интересно. Если вспомните какие-то еще интересные военные самолеты, созданные на основе гражданских, обязательно пишите в комментариях. Ну и не забывайте ставить лайки и подписываться на канал! Другие мои материалы вы можете найти, перейдя в канал, или по ссылкам ниже.