Предыдущая часть повествования кончилась тем, как мы вылезли из вентиляционной потерны легендарной 35-ой береговой бронебашенной батареи Севастополя и спустились по скалам к морю. Смыв с себя известковую пыль и отдохнув, мы вновь вскарабкались по скалам наверх на кромку обрыва. Подниматься было намного лучше, чем спускаться. Нам предстояло осмотреть поверхность береговой батареи, различные послевоенные объекты береговой обороны, систему противодиверсионной обороны и конечно же остатки левого командно-дальномерного поста (КДП), потерной глубокого заложения соединенного с основным объемом береговой батареи.
На дальнем плане строятся домики патриотов и лучших людей города Севастополя, а также гостевой дом "Морская Феерия" с просторными апартаментами, русской баней, бассейннами, зоной отдыха, мангалами, закрытым частный пляжем, это туда ведет туннель, который мы с вами видели в одной из предыдущих серий. Не стесняйтесь - останавливайтесь, могу телефончиком поделиться, или сами найдете?
Видите то место где лестница наверх начинается? Вот как раз здесь и лежали последние снаряды батареи на известном фото в первом посте серии здесь:
Не исключено, что это уже послевоенное творчество, т.к. на металле нет отметин. Традиционно считается что это оригинальный оголовок воздухозаборника системы вентиляции. На дальнем плане внешний пожарный резервуар. Он предназначался для тушения погребов боезапаса. Сейчас он снесен под выставку ретро-автомобилей.
На батарее имелись три большие водяные цистерны. Дело в том, что подземные воды в районе батареи сильно засолены, поэтому пресную воду приходилось качать по подземному трубопроводу из района городка батареи за 3 км. Отсюда и такой большой запас воды на самой батарее. В статье Н.В.Гаврилкина упоминается, что для противопожарных нужд использовали морскую воду, качая ее из специального колодца в блоке первой башни, но как вы понимаете это было связано с дополнительными расходами и что-то я не нашел этому подтверждения. Или все-таки имелся ввиду колодец в шахте к правому КДП и в нем была соленая вода?
Два водяных резервуара были расположены на нижнем уровне правого крыла блока 2-й башни (под камбузом, жилым помещением и насосной станцией). Мы их уже осмотрели в четвертой части нашего повествования здесь:
Каждая цистерна питала водой свою систему: хоз/бытового водоснабжения (она же - орошение зарядных погребов), пожарный водопровод и систему охлаждения дизелей. В пожарный водопровод вода подавалась только насосами, а на орошение - от гидропневматики (так надежнее). Объем запасных резервуаров орошения погребов рассчитывался на 10-минутную работу системы при пожаре в одном погребе. После чего орошение, при необходимости, шло от основной пожарной системы (вода подавалась насосами). Источник информации - Дмитрий Стогний. Цит по: kpopov
Еще одна большая прямоугольная емкость была снаружи. Этот заглубленный железобетонный резервуар, расположенный перед входом в батарею, представлен на снимках.
По другой версии это рубка целеуказательного поста 459 ОБшАДн (ББ-30) и 180-мм бронебашенной батареи "Буря" послевоенной постройки, что больше похоже на правду. Точно известно, что здесь с 1960 по 1976 гг. сидели связисты ЧФ СССР.
Интересно, что на современной музейной табличке перед КДП сейчас указано, что "внутри КДП находились: визир с дальномером на шестимеровой базе; радиолокационная станция (РЛС) с двумя параболическими антеннами". Вот скажите мне, грешному, как это все могло внутри КДП помещаться, а главное зачем? Ведь шестиметровый дальномер и РЛС при помещении во внутрь бункера, даже если их туда удастся засунуть, будут совершенно бесполезны. Эти музейные сотрудники хоть раз в жизни видели шестиметровый дальномер?
По какой-то странной причине внутрь КДП я не заходил и не снимал. Несколько фото 2007 года есть у kpopov и их я привел выше. Зачем для столь малого сооружения нужно было делать два входа не совсем понятно. Или большая и широкая дверь без прикрытия сквозником была нужна для монтажа оборудования?
Для обороны сухопутных подступов к батарее вокруг неё были сооружены пять железобетонных двух и трехамбразурных огневых точек с толщиной стен 40 см и покрытием до 15 см, вооруженных 7,62-мм станковым пулеметом "Максим" каждая (одним?). Огневые точки были рассчитаны на защиту от 76-мм снаряда.
С моей точки зрения конфигурация посадки огневых точек здесь более соответствует реальности. Еще совсем недавно достоверность схем можно было проверить в поле, сейчас же сохранилось всего три огневые точки, остальные уничтожены при строительстве мемориала и застройкой гостевыми домами эспланады батареи. Выйдя из помещения силовой станции мы направились к ближайшему и наиболее хорошо заметному ДОТ № 1 (ДОТ № 5). К сожалению, это был единственный ДОТ, который я мог видеть своими глазами.
У этого ДОТа есть одна загадка. Нетрудно заметить, что некий снаряд прилетел в ДОТ с запада, практически со стороны артиллерийского блока, или с юго-запада, а это вообще будет со стороны моря. Этому феномену нет объяснения, кроме как предполагать один из последних выстрелов МЛ-20 с мыса Херсонес, нечто более позднее (1944 г.) или послевоенное, даже не смотря на легенду о немецком Штуге в упор расстрелявшем эту огневую точку. Тут возникает вопрос, как краснофлотцы это допустили и не сожгли самоходку пороховыми газами, видя что у них под самым носом расстрелливают с тыла в упор их же собственную огневую точку? Но это, впрочем уже другая городская легенда.
Видны многочисленные снарядные, осколочные и пулевые отметины. Основные попадания, конечно, пришлись по огневой точке с востока и они не противоречат общей картине штурма территории 35-ой батареи как в 1942, так и в 1944 гг.
Примечательно, что ДОТы сухопутной обороны 35-ой береговой батареи кординально отличались от ДОТ 30-ой береговой батареи. Это можно объяснить как ведомственными различиями, так и хронологическими. Так по одной из версий ДОТ 35-ой батареи строились военно-морским ведомством, а у 30-ой батареи сухопутным и в их основу были положены конструктивные схемы архаичных блокгаузов Колотовникова с вращающимся круглым столом по центру на один пулемет системы "Максим" и пятью амбразурами. ДОТ 35-ой батареи выглядели более современными и, судя по закладным, в них подразумевалось использование деревянных станков Горнасталева с переставлением пулемета с одного станка на другой в зависимости от нужного сектора обстрела. Что касается какой-либо вытяжки пороховых газов, подачи воды и вентиляции, то их следов не сохранилось.
Нет оснований не доверять Дмитрию Стогнию, зарекомендовавшему себя скрупулезным исследователем, открывшим для интересующейся публики неизвестные страницы истории береговой обороны Севастополя. Но у меня, глядя на этот чертеж, происходит какой-то когнитивный диссонанс. Все дело в том, что я помню эту огневую точку как двухамбразурную и у меня нет фото третьей амбразуры... В данном случае я бы все-таки поставил на версию Дмитрия Стогния, если конечно не случилось путаницы с иллюстрацией и она не относится к другому ДОТу.
Зайдем вовнутрь сооружения.
Кроме ДОТ вокруг батареи имелись стрелковые окопы и система проволочных заграждений на металлических кольях (подозреваю, что они остались еще с Первой мировой и были организованы во рвах как на 10-ой и 16-ой батареях). В систему противовоздушной обороны входили четыре зенитные пулеметные установки (три М-4 и один ДШК). С началом войны была установлена зенитная батарея (пять 45-мм орудий 21-К).
От ДОТ № 1 мы отправляемся к недоразделанному на металл благодарными потомками в 1975 году левому КДП.
Осенью 1929 года башенная береговая батарея № 35 окончательно вступила в строй. В июле того же года её посетили члены Правительства СССР во главе с И.В. Сталиным. В августе 1932 года было выдано оперативное задание на постройку постов батареи № 35: командного и управляющего огнем. Требования к постам: должны иметь обзор всего водного пространства, обстреливаемого батареей, ввиду того, что по местным условиям (рельеф местности, расположение башен) не представляется возможным иметь указанный выше обзор с одного поста, необходима постройка двух постов с взаимоперекрещивающимися секторами видимости.
Расположение поста для защиты его от ослепления своими выстрелами и от действия снарядов противника предполагалось вынести в сторону от 300 до 600 м (300 м – предел эллипса рассеивания на дистанции 150 кб. для 15-дм снаряда, 600 м – предел нормальных методов управления оружием и правильного действия ПУАО).
Каждый пост должен был состоять из:
– рубки управления огнем, её размер должен допускать работу в ней семи человек, установку перископа и планшета, контрольных приборов управления огнем;
– закрытого дальномерного поста для 10-м скрывающегося дальномера и запасного 8-м;
– отдельного помещения на одно лицо начсостава и восемь краснофлотцев;
– помещения радиостанции, кладовой имущества, уборной.
Помещения должны быть отапливаемые и газонепроницаемые с подачей воздуха через фильтры и иметь защиту от попадания одного 16-дм снаряда и 2-тонной бомбы {23}.
В связи с отсутствием броневого производства на командных пунктах батареи №35 были использованы броневые рубки недостроенных линейных крейсеров типа "Измаил" изготовленные до 1917 года.
К 1932 году два командных пункта были построены, из основного блока к каждому пункту были пробиты потерны. В этом же году к постам были проложены кабели от силовой электростанции батареи. Кроме того, Военно-строительное управление РККА предлагало установить в командных постах по дизель-динамо в 25 л.с.
Таким образом, управление огнем батареи осуществлялось из двух командных постов – главного (правого) и запасного (левого), удаленных соответственно на 450 и 200 м от орудийных блоков. Каждый командный пост имел бронированную боевую рубку корабельного типа с толщиной стенок 406 (левый) и 420 мм (правый) и крыши – 305 мм, имевшую четыре смотровых щели с броневыми заслонками. В каждой рубке было установлено по два (?) бинокулярных оптических визира типа "ВБК". Рядом с рубками в железобетонном дворике были установлены 6-и 12-метровые (по другой версии 6 и 10-метровые) стереодальномеры системы Цейсса. Под рубкой в три этажа, соединенных между собой вертикальной шахтой, располагались узел связи, автономная электростанция, котельная, вентиляционная установка и жилые помещения личного состава. Командные посты соединялись с блоком второй башни подземными потернами пробитыми в скале на глубине около 20 м. Потерна левого поста имела боковое ответвление, выходившее в виде коленчатого сквозника к берегу моря и служившее для вывода канализационных и дренажных труб, а также как запасной выход.
Правый КДП был подорван в ночь на 2 июля 1942 года, горизонтальная броня была сорвана взрывом с креплений и отброшена в сторону. По информации Дмитрия Стогния после войны рубка правого КДП была восстановлена путем возвращения отлетевшей "крышки" и в нем до 1960 года располагался КП 723 береговой батареи. Примерно в 1987 г. в правом КП и потерне была оборудована сейсмостанция Симферопольского Госуниверситета действующая или находящаяся в режиме консервации до сих пор. Бронерубка находится на дачном участке и имеет отдельный вход.
Вопрос подрыва левого КДП в ночь на 2 июля дискуссионный, но видимых повреждений взрывом замечено не было. Более того, в помещениях КДП во время и после подрыва батареи в ночь на 2 июля 1942 года укрывались советские бойцы. Ведь отсюда был выход по потерне к рейдовому причалу и надежда на эвакуацию у многих еще теплилась.
По информации Дмитрия Стогния в 1974 году бронерубка левого КДП была еще цела, а на внутренней поверхности еще в начале 1980-ых годов были хорошо видны следы толстого слоя белой масляной краски. Слухи описывают процесс разрушения примерно одинаково: какой-то прапорщик из стоящей поблизости бригады морской пехоты ЧФ в 1975-1976 годах резал броню рубки автогеном для сдачи на металлолом.
Вертикальные прутья и электрошкаф появились в 1988–1989 гг., когда левый КДП также как и правый пытались переоборудовать под сейсмолабораторию. Бетонный массив вокруг рубки отрыли бульдозером и обнесли проволочным забором. Внутрь рубки поставили электрошкаф и на овальный входной лаз в полу привалили прямоугольную корабельную люковую крышку с комингсом. Саму рубку пытались восстановить "в бетонном виде", для чего начали делать арматуру (вертикальные прутья на снимке). На лазы боковых входов также поставили корабельные люки. На этом пыл угас, все было брошено и постепенно разворовано. Комментарий: Дмитрий Стогний. Цит по: kpopov
К 2007 году левый КДП еще чуть-чуть подрезали, уничтожив установленное в 1988-89 гг. и фундаменты под ВБК. Ныне же он стыдливо закрыт какой-то сварной жестянкой, неудачно имитирующей катаную броню предположительно производства Мариупольского завода.
Рассмотрим остатки боевой рубки русского крейсера типа "Измаил" по совместительству - левого КДП 35-ой береговой батареи.
Первое на что обращаешь внимание при взгляде с этого ракурса это закладные или фундаменты двух визиров типа ВБК (визир башенного командира). Их конструкция вызывает некоторое недоумение. Не понятно как это все работало и вращалось. Сейчас все это срезано и сдано в металлолом. Второй момент - это устройство бронезаслонок. Как я понял, триплексов там не было и просто броневая деталь двигалась по пазу, удерживаемая броневыми накладками.
В процессе ввода в эксплуатацию броневых рубок в них сперва устанавливали перископ командира батареи ПКБ (упрощенный визир), а затем, по поступлению от промышленности - ВБК-1 (визир батарейного командира), визир ПКБ демонтировался, а ВБК ставился рядом. Отверстие в броневой крыше, предназначенное для ПКБ потом заглушалось броневой крышкой на болтах. Работать двумя визирами в одной рубке было весьма проблематично, наблюдатели (управляющий огнем и вышестоящий командир) мешали друг другу. Не совсем понятно почему нельзя было использовать один и тот же фундамент для установки обоих устройств. Или оставляли возможность быстрой смены в обратном направлении в случае выхода из строя? Источник: kpopov
Из интересного здесь по всей видимости оригинальные надписи на внутренней поверхности броневой рубки проступившие из под облезшей краски. Цифра 2, выписанная традиционным для начала ХХ века почерком и некая вертикальная надпись которую можно прочитать как ПРИ... (НУСМ или ЯЖМ ?).
Толщина и мощь брони впечатляет. По обмерам bellabs диаметр рубки составляет 3,6 м. Толщины брони совпадают с заявленными выше.
Все это сейчас лицезреть невозможно из-за стыдливого жестяного колпака. Но не будешь ведь в самом деле экскурсантам рассказывать, что рубку КДП равно как и остатки бронебашен батареи и ее орудия порезали жители русского города Севастополя и сдали в металлолом? В том числе совсем в недавнем прошлом.
Если от левого КДП 35-ой береговой батареи посмотреть в сторону балки, спускающейся к Голубой бухте (ныне запрещенное название) - любимому месту купания гостей города Севастополя и месту слива из канализационного коллектора, то можно увидеть несколько подковообразных насыпей. Еще недавно их читалось несколько штук, практически в идеальном сохране, ныне же остался только фрагмент самой южной из них. Остальные ушли под застройку СНТ "Сатурн" и были по какой-то причине срыты. Это капониры для укрытия техники времен обороны Севастополя 1941-1942 гг.
Остатки пирса в Голубой бухте, с которого осуществлялась эвакуация последних защитников Севастополя я, к сожалению, не снял. А между тем именно здесь в конце июня - начале июля 1942 года разворачивались весьма драматические события.
На монументе про этот случай ничего не написано, но вы можете прочитать в моей статье: Несчастливая вторая башня.
Тогда погибло 35 человек личного состава боевого, рабочего и перегрузочного отделений, вся батарея вышла из строя. По какой-то причине на досках выбиты фамилии 39 человек. Подзахоронения в период 1941-1942 гг., пока еще хоронили и оборона не схлопнулась?
На этом тема 35-ой батареи исчерпала себя. Ниже полный список моих статей по этой локации. Те статьи на которые уже были ссылки в тексте не снабжены активными ссылками. Не хочу перегружать Дзен.
Использованная литература:
Гаврилкин Н.В. Севастопольская 305-мм башенная батарея № 35 // Цитадель № 16. СПб, 2009
Фото мои августа 2005 года (с лого), также использованы тексты и фото bellabs.ru и kpopov.ru, если не указано иное.
Ранее опубликованные репортажи:
1. Начало экскурсии. Вход и силовая станция
2. История достройки и левая часть артблока
3. Левая часть артблока. Продолжение
4. Правая часть артблока
5. Что осталось от второй башни?
6. Занимательный аттракцион со снарядом в потерне
7. Артблок первой башни
8. Выход к морю через помещение воздушных фильтров
Репортажи с немецкой фотосъемкой:
1. Первая башня
2. Вторая башня
3. Другие фото 35-ой батареи
4. Чем отбивались моряки Севастополя, когда закончились снаряды. История одного советского мифа.
Оригинал поста в моем ЖЖ здесь.
Спасибо за внимание и не забывайте подписываться.