Многие не только слышали, но и видели собственными глазами мемориал, посвященном последним дням обороны Севастополя на 35-ой береговой батарее.
Даже после того как расчистили казематы и выбросили из них значительную часть артефактов - свидетелей тех трагических событий, мемориал не оставляет никого равнодушным. Но мало кто задается вопросом, как же выглядела береговая батарея еще совсем не давно, до создания мемориала, когда темные заброшенные казематы хранили в себе in situ немых свидетелей боев, а вся прилегающая территория еще не была опутана сетью бетонных дорожек и на ней не возвышались помпезные сооружения, навсегда стершие с поверхности земли окопы и другие следы войны.
Не так давно у меня вышла серия публикаций о том, какой 35-ю батарею увидели немецкие солдаты после взятия Севастополя в 1942 году, но саму историю строительства и обороны этого "бетонного линкора" я не рассказывал. Для этого мы перенесемся на 15 лет тому назад в 2005 год и вместе с моими друзьями отправимся к самой юго-западной точке Крыма - на мыс Херсонес к 35-ой береговой батарее Черноморского флота СССР.
Издалека, когда мы еще шли по нагретой на солнце ленте шоссе, уже был виден бетон блока второй башни в кустах редкой зелени, левый КДП, ДОТы и линии окопов на подступах к батарее с тыла. С запада к батарее все ближе и ближе подступали виллы лучших людей России и Украины, а с востока дачки простых севастопольцев. Ныне виллы и дачки окружают мемориал плотным кольцом навсегда стерев ландшафт поля боя и остатки хоры древних херсонеситов, вместе с полулегендарным Страбоновым Херсонесом. В "нулевые" эта территория только начинала застраиваться и многое еще читалось в рельефе.
По итогам Русско-японской войны новая программа развития сухопутных и морских вооруженных сил империи предусматривала переустройство главной оперативной базы Черноморского флота Севастополя в части вооружения крепости современными орудиями на фланговых батареях для предотвращения бомбардирования города и бухты с дальних дистанций как с моря, так и перекидным огнем с южного направления.
Новые работы по строительству береговых батарей проводились на основании Высочайше утвержденного 23 июля 1912 года Временного положения о производстве работ по созданию крепости... Всего строилось: две батареи на восемь 120-мм пушек Виккерса, четыре батареи на 16 152-мм пушек Канэ, две батареи на 16 пушек калибра 10 дм и две батареи на восемь 11-дм пушек. Кроме того была запланирована постройка двух 305-мм башенных батарей № 25 и 26. Батареи Севастополя имели сквозную нумерацию, в соответствии с которой 305-мм башенной батарее известной в настоящее время как 35-я батарея был присвоен номер 25.
Первоначально место было выбрано на берегу Стрелецкой бухты, но затем с целью увеличения угла обстрела по морю место расположения батареи было перенесено на высоту 15,7 саженей в трех верстах южнее Херсонесского маяка.
Строитель крепости с рапортом 11 мая 1913 года представил в Главное Инженерное Управление (ГИУ) проект батареи №25. Его рассматривал постоянный член Инженерного комитета ГИУ генерал-лейтенант Н.А.Буйницкий (1863–1914) на предварительном заседании Инженерного комитета 11 июля 1913 года.
По проекту батарея состояла из двух броневых башен, бетонированной постройки, служащей для них основанием, открытого капонира в горже и рвом с проволочной сеткой, охватывающей этот капонир и протягивающийся вправо и влево от батареи до береговых обрывов.
Расположение батареи было выбрано крепостной комиссией на участке, отведенном ранее под батарею №18, которую переместили к югу от места предполагаемой постройки. Направление крайних выстрелов – на Сарычский маяк и на мыс Лукулл составляло 260° в сторону моря. Вооружение – четыре 305-мм орудия и 10 пулеметов, предусматривалось две смены артиллерийской прислуги – 144 артиллериста. Мест в казематах – 306, из них 192 в жилых помещениях, остальные в галереях.
Башням было дано по условиям обстрела и местности превышение одной над другой на 1,5 сажени и их центры были разнесены на 26,5 сажени.
Пока не обращаем внимание на ДОТы противодиверсионной обороны и окопы и прямиком устремляемся к казематам батареи по выжженной летним солнцем степной растительности.
Этот проект встретил ряд возражений. Так генерал-лейтенант Н.А.Буйницкий высказал следующие замечания:
– Неправильное ориентирование горжевого фаса, благодаря чему при обстреле с севера возможно поражение окон каземата.
– Неудачно спроектирован горжевой открытый капонир, загроможденный казематом-убежищем.
– Устройство казематов не соответствовало новым требованиям покрытий и стен. Надежда на защитные свойства скального грунта были признаны неосновательными.
– Инженерный комитет признал необходимым наружные стены, обращенные к неприятелю, делать без песчаной прослойки, толщиной 17 футов без бетонных тюфяков, из батареи иметь два открытых выхода.
– Гарнизон исчислять: одна смена артиллеристов – 72 человека, взвод пехоты – 50 человек, пулеметная команда – 60 человек, то есть всего 182 человека и 30 машинистов. Боезапас батареи иметь по 200 выстрелов на орудие.
В результате проект был пересоставлен генерал-лейтенантом Буйницким при участии других специалистов. В новый проект были внесены следующие изменения:
Расстояние между башнями увеличили с 26,5 саженей до 30 саженей, а для предотвращения повреждения прицельных устройств при стрельбе одной башни поверх другой верхнюю башню подняли выше другой на 15 футов.
Так как линия горжи должна быть перпендикулярна к равностоящей угла обстрела батареи (260°), то наиболее естественным является расположение башен по этой линии, для чего башни сдвинули по сравнению с первоначальным положением в сторону: одну на 7,5 сажени, другую на 5 саженей. (Т.е.батарею чуть довернули по часовой стрелке, чтобы вывести горжу из под обстрела с севера. Зная это, становится понятным, почему батарея так косо сидит по отношению к береговому обрыву. Прим. мой.)
Длинный сквозник перед казематом, в котором устанавливаются дизеля и динамо-машины, предназначался для возможности извлечения из каземата любого из трех двигателей не тревожа остальные. В сквозник предполагалось разместить пулеметы, а также противоштурмовые орудия, если таковые будут даны на батарею.
Бетонное покрытие батареи определялось в 6 футов бетона состава 1:1,5:3, слоя асфальтобетона толщиной 1 фут и швеллеров, помещения непрямоугольные перекрывались 12-дм двутавровыми балками. Толщину наружных стен и горжи определили в 6 и 7 футов, внутренние опорные стены – 4 фута.
Оговаривалось, что прожекторная станция должна располагаться отдельно.
Наблюдение и целеуказание должно было вестись из двух броневых наблюдательных постов на массиве батареи. Рядом с ней предполагалось оборудовать бетонные прожекторный павильон, до которого от массива батареи шел бетонированный путь (см. схему ниже).
Его назначение, а так же происхождение поросших кустарником всхолмлений становится понятным когда обратишься к проектным чертежам 35 (25) береговой батареи. Так на чертеже 1913 года показана система сухопутной обороны батареи ввиде валов (два фланговых открытых капонира), прикрывавших батарейный блок со стороны горжи и рвов с сеткой из колючей проволоки на низких кольях по дну. До событий 1917 года успели только отрыть рвы в конфигурации чертежа 1927 года и отсыпать валы со стороны горжи. Еще при немцах очертания рвов четко фиксировались в рельефе, сейчас их полностью уничтожил мемориал, частично подрезавший и валы.
Обратите внимание на так и не построенные прожекторную станцию, открытый бетонный редюит сухопутной обороны на крыше батарейного блока и два броневых наблюдательных поста на массиве батареи от которых потом отказались в пользу выносных КДП.
Окончательный проект батареи № 25 в броневых башнях на четыре 305-мм пушки был утвержден на заседании Инженерного комитета 14 августа 1913 года Стоимость постройки батареи определялась в 850 тыс. руб.
Несмотря на начало Первой мировой войны и трудности с дноуглубительными работами к новой пристани в Казачьей бухте строительство бетонного блока батареи продвигались быстрыми темпами. В сентябре 1914 года были полностью отрыты котлованы и закончено бетонирование оснований, а в конце декабря 1914 года Ижорский завод при помощи деревянных козел и стрел начал установку частей жесткого барабана и неподвижной брони батареи.
В связи с условиями военного времени Морское ведомство запретило перевозку морем песка из устья реки Бельбек и цемента из Севастопольской бухты. Кроме того, запрещено было работать ночью при освещении, дабы не нарушать светомаскировку.
В январе 1915 года ГАУ командировало в Севастополь военного инженера полковника Ксирихи, которому поручили выяснить возможность ускорения работ. Из отчета военного инженера полковника Ксирихи о командировке:
«Батарея №25: Нижняя башня – опорные стены погребов готовы, жесткий барабан забетонирован до неподвижной брони (готовы к 01 февраля 1915 года). Броню можно устанавливать. Устанавливаются каркасы для сводов погребов, швеллера изготовлены и ожидается их доставка. Материал для набивки сводов имеется. Производились работы по набивке свода соединительной галереи. Бетонный завод состоит из двух метровых бетоньерок системы Смит-Милуоки (Smith-Milwaukee). Набивка сводов будет готова к 01 апреля 1915 года.
Верхняя башня – жесткий барабан установлен. Проводились работы по подготовке его бетонирования и подготовке бетонирования под неподвижную броню и стены погребов, окончание работ ожидается к концу февраля. Бараки рабочих, вспомогательные постройки, железнодорожные пути готовы. Неподвижная броня в Севастополе, но на батарею не доставлена, прибудет к 22 февраля 1915 года».
Ксирихи сделал вывод о том, что все работы по башням могут быть закончены до конца 1915 года вместе с силовой станцией, а если доделывать нижнюю башню, то она может быть готова в июне–июле 1915 года, причем привод башни мог бы осуществляться от временной электростанции.
Тем не менее, ввод в строй батареи задерживался из-за неготовности частей башенной установки. Только в октябре 1916 года одна из двух 305-мм башен для Севастопольской крепости находилась практически в полной готовности к сборке на заводе, недоставало лишь поковок компрессора одного орудия.
В марте 1917 года по докладу Морского штаба Верховного Главнокомандования Военный министр приказал 305-мм станки в первую очередь доставить на строящиеся береговые батареи Финского залива, во вторую очередь на батареи Севастополя.
По сообщению МГШ Металлический завод мог доставить станки в Севастопольскую крепость только осенью 1917 года. Верховный Главнокомандующий телеграммой сообщил о необходимости вооружения Севастопольской крепости 305-мм артиллерийскими установками и продолжения работ во вторую очередь.
Несмотря на переадресацию станков, работы на батарее № 25 не прекратились. В мае 1917 года ГВТУ сообщило Строителю Севастопольской крепости, что для батареи № 25 заказаны три динамо по 100 киловатт и два по 60 киловатт для силовой и осветительной станции. Если батарея будет вооружена, то они понадобятся на месте, если нет, то они пойдут на остров Вульф.
В сентябре 1917 года первая 305-мм башенная установка для Севастопольской крепости была готова на заводе и подготовлена к отправке. ГАУ несмотря на сложность доставки, так как перевозить башню пришлось бы кружным путем по однопутной магистрали, не оставило планов вооружения батареи. Вследствие громадного увеличения заработной платы из-за инфляции стоимость сборки установок на месте увеличивалась с 50 тыс. руб. по контракту до 1 млн. 200 тыс. рублей. Сборка могла быть проведена в срок от 6 месяцев до 1 года.
На время прекращения работ по строительству батареи в 1918 году на батарее практически были закончены бетонные работы, набиты своды, установлены жесткие барабаны, подкрепления под броню, доставлена и установлена неподвижная броня первой и второй башен. На первой башне были расточены погоны, готовились приступить к монтажу башни.
Тут самое время сказать о нумерации башен. По дореволюционным документам башней № 1 считалась возвышенная, наиболее удаленная от моря башня. При советской власти нумерация поменялась и стала вестись от моря. Так что это надо принимать во внимание, особенно когда авторы не оговаривают какой системой нумерацией они пользуются всвоих текстах.
Эти похожие на печные трубы полуколонны представляют собой дымовые камеры которые глушат звук работающих дизельгенераторов, а главное не дают дыму демаскировать позицию батареи. По выступающей арматуре хорошо видно, что это приделка советского периода. При достройке батареи сквозник подвергся коренной переделке, он уменьшился в размерах, появились дымовые камеры и были полностью ликвидированы амбразуры обороны горжевой части батареи.
Внизу, прямо за памятником, вот такие, похожие на печные, бронезаслонки с решетками защиты от ударной волны. Как и сами полуколонны, бронезаслонки сильно повреждены обстрелом прямой наводкой. Для этого надо было вкатить пушку между обваловками, прямо перед порталом батарейного блока.
Справа и слева от проходов в сквозник расположены попарно четыре технологические отверстия с отсутствующими бронеставнями и защитными решетками от ударной волны. Я их снимал в левой части портала, как наиболее сохранившиеся. Первоначально, еще по царскому проекту, это были четыре бойницы ближней обороны батарейного блока выходившие из двух сортиров (делать оборонительные сортиры давняя традиция береговых батарей). При достройке батареи в советский период назначение помещений поменялось, а бойницы переделали в воздухозаборы, похоже, сохранив оригинальные бронеставни. Обратите внимание на безарматурный бетон еще царской набивки с трещиной между слоями от внутреннего взрыва.
На плане ниже хорошо видна изначальная конструкция сквозника, двух сортиров и стены блока со стороны горжи с амбразурами обороны. В последствии сквозник уменьшили в размерах, внешняя стена сквозника была усилена пристройкой дымовой камеры, а бойницы ликвидированы.
Для сравнения фрагмент схемы артблока 35-ой батареи от Дмитрия Стогния после того как батарея приобрела окончательный вид. Здесь видна существующая конфигурация укороченного сквозника и четыре сохранившихся воздухозаборных отверстия на месте бывших бойниц. Проходы в сквозник удлинились на толщину бывших сортиров, сама горжевая стена также увеличилась в толщине, у нее появились контрфорсы и она была обвалована.
Внутри сквозника. Броневые двери входа в батарейный блок срезаны. Интересна стальная накладка для крепления броневых дверей большего размера. Приглядевшись, мы понимаем, что изначально, по царскому проекту проем ворот был гораздо больше. Известно, что и ворота были двустворчатыми. Вероятно, при достройке батареи в советский период в соответствии с требованиями противохимической обороны проход заузили, установив более мощные и герметичные двери, используемые для транспортировки оборудования и загрузки боезапаса. Кажется здесь еще уцелел не срезанный мародерами противооткол (трудно разобрать по фото).
Штатный вход в артблок через санпропускник и противохимический тамбур. Туда мы отправимся чуть позже. Обратите внимание на закладную в полу. Это следы первоначального проекта, когда правая часть сквозника перекрывалась противоштурмовой решеткой или железной дверью, ездящей по этой закладной на ролике. В торцах сквозника должны были хранится противоштурмовые пушки. При достройке батареи на этом месте появились бетонные стенки. Бьюсь об заклад, с левой стороны должна быть такая же закладная.
Пройдя в уже знакомые нам ворота мы попадаем в самое большое помещений батареи - силовую станцию. Здесь стояли три дизеля и генераторы для обеспечения механизмов батареи электричеством. Сейчас ничего не напоминает об их присутствии, что несколько странно. Где традиционные фундаменты? На полу только обломки асфальта от выдранного противооткола. Справа вход в артблок, слева проход в подбашенное помещение второй по советской нумерации (возвышенной) орудийной башни, прямо дверной проем в противохимический шлюз.
На этом пожалуй прервемся. Продолжение следует.
Использованная литература:
Андреев В.А. Севастопольская крепость в годы Первой мировой войны 1914-1917 годы. Часть I. 1914 год. // Фортовед № 7. СПб, 2014.
Гаврилкин Н.В. Севастопольская 305-мм башенная батарея № 35 // Цитадель № 16. СПб, 2009
Фото 2005 года мои, фото 2009 года bellabs.ru
Понравилось? Подписывайтесь, ставьте лайк ит ащите ссылку к себе в соцсети.
#береговая артиллерия #артиллерия #оборона севастополя #подземелья #бункеры #экскурсии #война