Из помещения компрессорной станции в полной темноте отправляемся осматривать изюминку левой части артблока береговой батареи № 35 Севастополя - шахту спуска в потерну к левому КДП. Здесь все осталось практически по состоянию на июль 1942 года. Только металл вырезан мародерами практически в чистую. Интересно, что мы пришли на батарею ранним утром, хотя изначально собирались вечером. Что собственно оправдано, т.к. под землей все равно темно, но внешние виды не поснимаешь. Так что лучше при дневном свете, опять же и на солнышке можно погреться после прогулки по подземельям.
По штатному коридорчику к спуску в потерну проходить опасно - нависают обломки бетона, поэтому идем через компрессорную, в образовавшийся после взрыва пролом.
Управление огнем батареи осуществлялось из двух командных постов – главного (правого) и запасного (левого), удаленных соответственно на 450 и 200 м от орудийных блоков. Потерна левого поста, проложенная на глубине около 20 метров, имела боковое ответвление, выходившее в виде коленчатого сквозника к берегу моря и служившее для вывода канализационных и дренажных труб, а также как запасной выход.
Проходим до конца коридора (4) и останавливаемся перед шахтой, ведущей вниз в потерну к левому КДП (39). Изначально здесь по "царскому" проекту должен быть выход по винтовой лестнице наверх, к левому броневому наблюдательному посту. Но при достройке батареи в советский перид справедливо решили, что толку от этих двух постов на покрытии батареи будет мало, особенно во время залпов, и приняли дорогостоящее, но оправданное решение сделать два выносных КДП, соединив их потернами глубокого заложения с артблоком.
Справа оригинальной поручень и остатки привязанной к нему веревки, внизу оригинальная водопроводная труба. Видно что взрыв деформировал раму ведущего вниз люка (это подтверждается и воспоминаниями). Именно через эту шахту, а далее по потерне и через левый КДП была осуществлена эвакуация части командного состава СОРа. Затем, в ночь на 2-е июля 1942 года на батарее прогремело три взрыва: по одному под каждой башней и один в помещениях котельной и компрессорной, соседних от спуска в потерну, где мы сейчас находимся. После взрыва казематы заполнило цементной пылью и пороховыми газами, а когда стало можно дышать, не сумевшие эвакуироваться, из КДП по потерне и шахте поднялись через этот люк обратно в массив батареи.
Именно с этим местом связаны строки из воспоминаний комиссара 35-й батареи Виктора Ефимовича Иванова:
"В ночь с 1 на 2 июля по трансляции было объявлено: «Внимание! В связи с тем, что весь боезапас расстрелян, батарея уничтожается. Всему личному составу батареи выйти наружу через башенные выходы. Всему остальному личному составу — через потерны на берег».
К этому моменту в силовой станции башни оставалась только группа людей, которые должны были, включив рубильник, произвести взрыв.
Взрывы оказались страшной силы: один, затем второй... Третьим была взорвана силовая станция.
После взрыва батареи в потернах, набитых до предела людьми, наступила темнота. Я услышал голос Фаина: «Иванов, возьмите двух матросов, поднимитесь наверх и выясните, сможем ли мы продержаться здесь еще двое суток»...
Услышав приказ Фаина, я прокричал в темноту: «Электрики, мотористы-дизелисты есть?» Отозвалось несколько голосов. У одного был фонарь-жучок. Мы прошли с ними, пробираясь бочком сквозь плотную людскую массу, метров пятьдесят. Дальше идти стало невозможно. Кричу: «Товарищи, пропустите! Выполняю приказ». Поднялись метров тридцать по скоб-трапу. В тамбуре силовой станции лежала чья-то овчарка с перебитыми лапами. Собака скулила, пытаясь подняться. (Вероятно, ее просто не смогли спустить вниз по скобтрапу. Прим. мой)
А дальше — железная дверь к силовой станции. Попробовали открыть ее — не поддается. Но едва открыли — газ потоком хлынул в потерну. Мы пошли обратно, подсвечивая фонариком. Пройти к Фаину не мог из-за толпящихся людей. С расстояния доложил: «Двери силовой станции открыли, по штольне идет газ. Надо уходить, иначе отравимся».
Люди, стоявшие сзади, сразу подались к выходу, который находился над обрывистым берегом на высоте около семи метров. Веревочного трапа не было, летели с высоты вниз на камни....". Источник .
В этих воспоминаниях есть ряд неточностей. Как мы теперь знаем взорвана была компрессорная и котельная, а помещение силовой станции осталось неповрежденным. Вполне возможно, то что именуется тамбуром силовой это как раз этот коридорчик, где мы находимся у шахты в потерну. Но он тоже поврежден взрывом и не понятно какую дверь открывали, может быть она отделяла место спуска в шахту от коридорчика? На то что действие происходило именно в потерне к левому КДП и мы стоим у того самого скобтрапа указывает наличие выходов из потерны к обрыву.
После создания мемориала мастерская со стороны центрального коридора выглядит вот так. Слева проход в коридорчик к шахте потерны левого КДП. По центру появился знатный новодел. Зачем-то пробили пол и сделали вход в шахту потерны КДП через подъэтажник где было помещение с емкостями для солярки. Наверное для того, чтобы сократить спуск по лестнице. Обратите внимание на дальнюю стену. Видите там кружочек?
Возвращаемся обратно в центральный коридор и уходим по нему дальше налево. Здесь он не завален обломками бетона и помещения сохранились в лучшем состоянии. Тем не менее противооткол выдран, а под ногами валяется упавший асфальтобетон. Слева проем в помещения щитовой и аккумуляторной (2), прямо проход в центральную осветительную станцию (1).
Крайнее левое помещение центральной осветительной станции (1), снабжавшей батарею электрической энергией для нужд освещения. На батарее целенаправленно были разделены силовая (для боевой работы башен) и осветительная (для бытового потребления) линии от разных источников питания. Более того, для прожекторной станции предусматривалась отдельная силовая.
Поворачиваем назад и по уже знакомому коридору идем в обратном направлении повторно осматривая помещения в поисках незамеченных вкусностей. В одном из помещений находим вот такие сохранившиеся заслонки предположительно системы вентиляции. Вероятно это снято в помещении центральной осветительной станции или в щитовой с аккумуляторной.
Фото мои 2005 года (с лого) и bellabs.ru 2007 и 2010 годов.
Опубликованные части:
1. История дореволюционного строительства и артблок с горжевой части.
2. История советской достройки 35-ой батареи и помещения левого крыла.
3. 35-я батарея на немецких фото
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.
#береговая артиллерия #подземелья #бункеры #война #1942