Вернемся ко входу в сквозник артиллерийского блока легендарной 35-ой бронебашенной береговой батареи Севастополя, ставшей последним оплотом обороняющихся советских солдат и матросов в июле 1942 года на мысу Херсонес. Сегодня мы продолжим наше путешествие во времени по темным подземельям батареи еще до создания там всем известного мемориала, посмотрим без патриотического пафоса на эти руины - немые свидетели тех героических событий. Чуть ранее, в предыдущих постах мы осмотрели левую часть артблока. Ссылки будут в конце репортажа.
И так, разобравшись со схемами и получив общее представление о батарее пройдем из помещения сквозника (16) в санпропускник (38) через противохимический тамбур. Как уже говорилось ранее, при достройке батареи использовали опыт применения химического оружия в годы Первой мировой войны. а также возросшую мощь артиллерии флотов потенциального противника. Для этого батарею снабдили сложной системой противохимической защиты, усилили горжевую стену и сквозник. В результате он, рассчитанный изначально еще и на укрытие противоштурмовых орудий и пулеметов, уменьшился в размерах, а горжевая стенка полностью лишилась амбразур самаобороны. Главный вход в артблок использовался только для загрузки боеприпасов и в случае ремонта крупногабаритных механизмов. Штатным входом стал проход через выделенный в правой оконечности сквозника санпропускник.
Проходим в помещение санпропускника (38). Во время химической атаки при входе здесь можно было снять зараженную одежду, провести мероприятия по дегазации, принять душ в правом дальнем углу и переодеться в чистую форму. Пострадавшие при химической атаке оперативно перемещались в соседнее помещение медпункта.
На момент нашего посещения батареи люк в подъэтажник с когда-то там расположенной системой очистки воздуха был завален камерами и покрышками с какой-то шиномонтажки города русской славы Севастополя. Обычная практика складирования мусора в помещения батареи. Обратите внимание пол санпропускника выложен оригинальной метлахской плиткой, скорее всего еще в довоенное время. А там, где она была утрачена после войны положили квадратную. Эта часть артблока наименее пострадала при подрывах и использовалась какой-то период времени после войны.
К сожалению, у меня не снято и я не нашел фото небольшого помещения примыкающего к санпропускнику под номером 17. А зря. Там можно было найти следы еще царских амбразур обороны горжевой стенки.
Помещение для офицерского состава (кают-компанию (10)) после войны переоборудовали и разделили перегородкой. В одной части установили отопительный котел, а в другой – силовую станцию для нужд береговой батареи № 723. На момент нашего посещения в этом помещении сохранились остатки фундаментов послевоенного оборудования.
Тут будет уместно напомнить, что после июля 1942 года жизнь на батарею возвращалась несколько раз. Сначала весной 1944 года в помещениях батареи размещался немецкий госпиталь при эвакуации немецких войск с мыса Херсонес (возможно в вентпотерне где до этого был советский госпиталь и сохранились кровати). Это именно про него было сказано в мемуарах одного из освободителей Севастополя "внизу догорают немецкие госпиталя". После освобождения Севастополя в 1945 году рядом с батарейным блоком была размещена огневая позиция 130-мм береговой батареи № 723. Сам я не видел орудийные дворики, вероятно они полностью уничтожены застройкой. Именно с этой батареей связаны послевоенное приспособление и перестройка сохранившегося после подрыва помещений правого фланга артиллерийского блока. Командный пункт этой батареи до 1960 года размещался в восстановленном правом КДП 35-ой батареи. После разоружения батареи в 1960 году на смену артиллеристам в правый КДП и потерну к нему в 1988 году пришли сейсмики (сейсмологическая лаборатория Симферопольского госуниверситета), там они и обитают до настоящего время, а остальные помещения артблока оказались заброшенными. Вероятно именно с 723-ей батареей связано заполнение грунтом вентиляционной потерны, ведущей к морю и некоторых других помещений батареи. Трудно сказать для чего это делалось.
Бывшая кают-компания (10) и силовая станция береговой батареи № 723 после создания мемориала. Фундаменты полностью демонтированы. Это один из примеров как в угоду патриотике уничтожена одна из страниц послевоенной истории 35-ой батареи. Ладно хоть переборку оставили между силовой и котельной. Естественно в этом помещении нет ни слова о батарее № 723.
Проход к замурованной шахте правого командно-дальномерного поста (11). Слева проход к каютам командира батареи и комиссара, далее проход в центральный пост. Обратите внимание - здесь на потолке сохранилось противооткольное покрытие из швеллеров.
Место замурованной шахты для спуска к водяному колодцу и потерне к левому КДП. Интересно, что до сих пор в мемориале сохраняют надпись "ИЗЛУЧ". призванную отбивать у мародеров желание пробить закладку и разворовать оборудование сейсмиков в потерне. Именно в этой шахте, в самом ее низу, в помещении водозабора и насосной в 1999 году были найдены останки красноармейцев и санитарки, до последнего скрывавшихся там в июле 1942 года.
На скобах над замурованной шахтой сохранились остатки веревки с того периода, когда шахта еще не была замурована. Также видны кабельные вводы в помещение центрального поста.
Еще один продольный разрез правой части артблока и потерны в правый командный пост для лучшего понимания того, где мы сейчас находимся. Несколько смущает наименование бронеколпака как бронированного козырька. Это тем более странно, что он сохранился в дачной застройке до сих пор и выглядит именно как броневой колпак, а точнее бронерубка.
Проходим в соседнее помещение центрального поста (12А). В послевоенной батарее № 723 здесь также был оборудован центральный пост и то что мы сейчас видим на стенах помещения может относится как к довоенному, так и к послевоенному периоду истории. Центральный пост 35-ой батареи был оборудован системой управления огнем Гейслера и первоочередной схемой ПУС образца 1929 года с двумя приборами ТАД.
Проходим в кубрик (13). Через отверстия в перекрытии пола видна одна из двух водяных цистерн, занимающих подъэтажник под помещениями 13 и 14. Третья цистерна располагается вне артблока (заглубленный железобетонный резервуар). Большой запас воды обусловлен высокой засоленостью подземных вод в районе батареи и необходимостью доставлять пресную воду извне по водопроводу. Вода требовалась для охлаждения дизелей, системы пожаротушения и бытовых нужд. Наверное, после шахты левого КДП это самое опасное место на батарее. зазевавшись и свалившись в цистерну при обследовании батареи в одиночку, ты рискуешь уже никогда больше оттуда не выбраться, даже если останешься жив.
Жилые и санитарно-бытовые помещения батареи были рассчитаны на длительное пребывание 350 человек, в том числе 20 человек командного состава. Для приготовления пищи был оборудован камбуз с электрическими плитами и холодильной камерой.
Водоснабжение батареи осуществлялось с помощью основной и резервной артезианских скважин, на бытовые нужды вода поступала из пневмоцистерн, система охлаждения дизелей работала по замкнутому циклу, при этом горячая вода охлаждалась в подземной градирне. На случай выхода из строя артезианских скважин и внешних водопроводов, в орудийных блоках имелись запасные резервуары пресной воды емкостью 3000 куб. м. Для орошения погребов, пожаротушения и хозяйственных нужд имелась отдельная система подачи морской воды, питавшаяся из специального колодца в блоке второй башни. Правда я не совсем понимаю, где этот колодец локализован.
Вернемся в главный коридор к тому месту где мы уже были. На самом первом плане (музейном) в районе кают командира и комиссара мы видим аппендикс запасного выхода. Ни в дореволюционной, ни в более поздней советской документации по достройке и функционированию 35-ой батареи здесь не предусматривалось никакого запасного выхода. По всей видимости это уже послевоенная советская модернизация артблока связанная с функционированием береговой батареи № 723. По логике вещей надо было как-то обеспечивать проход по кратчайшему расстоянию к огневой позиции 130-мм орудий из снарядных погребов, центрального поста и прочих используемых помещений правой части артблока. Но у меня нет 100% уверенности на этот счет.
На этом пока все, спускаемся обратно в подземелья и отправляемся в орудийный блок второй башни. Там нас ждет много интересного. Продолжение следует.
Использованная литература:
Андреев В.А. Севастопольская крепость в годы Первой мировой войны 1914-1917 годы. Часть I. 1914 год. // Фортовед № 7. СПб, 2014.
Гаврилкин Н.В. Севастопольская 305-мм башенная батарея № 35 // Цитадель № 16. СПб, 2009 Цит. по bellabs.ru
Фото мои 2005 года (с лого) и bellabs.ru 2007 и 2008 годов.
Первая часть репортажа была здесь .
Понравилось? Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить продолжение этой увлекательной экскурсии.
#фортификация #1942 #бункеры #подземелья #береговая артиллерия