Есть в постсоветских странах такой узнаваемый тип урбанистических образованиях - города при больших заводах, коротко "моногорода". Конечно, большие завода и города при них появлялись не только в "первом государстве рабочих и крестьян" и его восточноевропейских сателлитах, но социалистический строй советского образца обеспечивал особенно большую концентрацию/локализацию производства и населения рядом с ним.
В ещё недавно кочевом Казахстане, где до 1917 года города встречались в основном ближе к краям, таких моногородов особенно много.
Индустриализация и урбанизация в Казахской ССР шли не то что в ногу, а буквально рука об руку, большие и малые города строились с нуля при заводах и месторождениях, и очень многие из них естественным образом становились моногородами.
Металлургический Темиртау в пригороде Караганды - лишь один из них, но он выделяется особенно большими размерами комбината и относительно неплохим социально-экономическим положением.
Комбинат при строительстве назывался "Казахским", потом стал "Карагандинским".
А после приватизации в 1990-е вошёл в состав крупнейшего металлургического транснационального гиганта "Арселор-Миттал" и, соответственно, стал называться "Арселор-Миттал-Темиртау".
КарМетКомбинат не имеет достойных конкурентов в Казахстане, и на постсоветском пространстве это одно из самых больших предприятий подобного профиля.
И в моногороде всё завязано на этот комбинат, даже само название "Темиртау" переводится с казахского как "Железная гора".
Комбинату принадлежал и совсем недавно остановленный городской трамвай, прикреплённый к так называемому "трамвайному цеху".
Но я был в городе в середине ноября 2022 года, примерно за год до закрытия трамвая, и ещё успел застать живой последнюю линию.
Как и две другие линии, ликвидированные в 2000-е и 2010-е годы, трамваи последнего, 4-го маршрута были предназначены прежде всего для доставки рабочих на металлургический комбинат.
И надо сказать, что трамвай в Темиртау в последний год своего существования выглядел неважно.
Старые вагоны (КТМ-5), гнутые рельсы, не позволявшие использовать все достоинства выделенного полотна, на котором в основном проложена сеть.
Пожалуй, по своему техническому состоянию это худшая среди трёх (на тот момент) действовавших трамвайных систем Казахстана, да и трамвай Алма-Аты незадолго до своей остановки выглядел не так печально.
С другой стороны, это вполне соответствует стереотипному образу "сурового промышленного города", и примерно такую же картину можно увидеть в таких российских городах, как Орск, Нижний Тагил, Краснотурьинск, Ачинск.
С другой стороны, немало и таких моногородов, где дела у трамвая идут получше - например, это Магнитогорск, Череповец, Прокопьевск, Салават, Старый Оскол.
Но зато темиртауский трамвай не мог пожаловаться на недостаточную востребованность со стороны рабочих - в отличие от многих городов, где трамвайные линии может и находятся а лучшем состоянии, но продублированы городскими и служебными автобусными маршрутами так, что вагоны даже в час-пик ходят полупустыми.
А в Темиртау во второй половине дня следующие со стороны комбината трамваи были заполнены так, что и стоячих мест оставалось не так много.
Центральный Казахстан с советского времени сохранил довольно интенсивное (по казахстанским меркам) движение пригородных электропоездов, и до сих пор в Темиртау по тупиковой линии курсируют три электрички в день.
Но, конечно, такой частоты движения недостаточно для обеспечения нормальной связи между полумиллионной Карагандой и её городом-спутником, 200-тысячным Темиртау.
Так что ездят, конечно, в основном на автобусах.
В который я в Караганде еле влез.
Темиртау начал строиться несколько позже, чем многие другие подобные моногорода: не в 1930-е-1950-е, а в 1950-е-1960-е годы.
Но в прилегающих к комбинату кварталах сохранилась неоклассическая архитектура.
Другое дело, что этот неблагополучный с точки зрения экологии район давно перестал быть центром города, который переместился западнее, в район автобусной и железнодорожной станции.
Хотя там тоже есть немного симпатичных послевоенных зданий:
Главная площадь Темиртау, обширная, пустынная, не слишком живописная, начинается прямо от автостанции и именуется "площадью Гагарина".
Украшает её, впрочем, не Гагарин, а памятник павшим в Великой Отечественной.
Вообще, именно крупные индустриальные города центра и севера Казахстана, которые при этом не являются областными центрами сохранили в себе больше всего русской/советской топонимики: в региональном центре державные интересы обязуют переименовывать, а райцентр может и подождать.
Тем более, что и русских здесь как мало ещё в каком крупном городе Казахстана, до сих пор больше половины населения.
Нет, ну то есть самые одиозные, идеологизированные улицы переименовали, а более нейтральные оставили - площадь Гагарина там, Мичурина, Чернышевского, проспект Мира.
Да, лицом Темиртау остался позднесоветский модернизм.
И тут практически нет тех оригинальных дизайнерских решений и декоративных элементов, которые разнообразят подобные дома в Средней Азии, в том числе в Южном Казахстане.
Темиртауские жилмассивы в этом плане выглядят гораздо привычнее для россиянина.
Только вот с деревьями здесь похуже, чем в Средней Полосе: степной климат не щадит растительность.
Единственное по-настоящему необычное здание (кроме цехов металлургического комбината), которое я видел в городе - это этот то ли цирк, то ли спорткомплекс, который на самом деле "Культурный центр Первого Президента республики Казахстан".
Зато урбанистический пейзаж Темиртау разнообразят трубы, дымящие и чадящие на заднем плане.