Эдвард Рунчи, по мнению авторов книги «Великий американский пин-ап» Чарльза Мартинетта и Луи К. Мейзеля, является одним из лучших художников этого жанра. Его сравнивают по уровню мастерства со знаменитым Джилом Элвгреном, чьё имя ассоциируется с легкомысленным, но очень популярным направлением в искусстве. Американец итальянского происхождения Эдвард Рунчи любил изображать румяных и жизнерадостных красоток в стиле Мэрилин Монро, от которых исходила магия молодости и здоровой чувственности.
Итальянец, рождённый в День Независимости США
Эдвард Рунчи родился 4 июля 1921 года в Генуе и всё детство и юность провёл у бабушки с дедом на Сицилии, в маленьком и очень живописном городке Катания, расположенном на побережье. Красота природы, покрытые виноградниками и оливковыми рощами склоны вулкана Этна, лазурные воды Средиземного моря, а также многочисленные памятники архитектуры периода античной Греции, Римской империи, Средневековья и Ренессанса оказали на него своё влияние.
Выросший в таком живописном месте впечатлительный мальчик рано обнаружил художественные способности. Он увлёкся искусством, и его мать весьма поощряла занятие сына. В 1930 году она увезла Эдварда и его брата в Америку: в Пенсильвании к тому моменту уже обосновался её муж, который захотел перетянуть за собой родных.
В США мальчик поступил в художественную школу, выиграл конкурс среди юных художников и получил стипендию. Но, несмотря на это, по настоянию отца ему пришлось расстаться с дальнейшей учёбой: в стране был самый разгар Великой депрессии, и каждый, по мнению Рунчи-старшего, был обязан работать, чтобы помочь семье справиться с финансовыми трудностями.
Реклама и красотки, похожие на Мэрилин Монро
В 1937 семья переехала в Детройт, откуда после вступления США во Вторую мировую войну Эдвард отправился на службу. Он попал в морскую пехоту, и отцы-командиры, наслышанные о художественных способностях новобранца, пристроили его делать поднимавшие боевой дух агитационные материалы.
В 1943 году Эдвард женился на одарённой художнице Максин Сандерман. Они были счастливы в браке, к тому же супруги не только любили друг друга, но и были единомышленниками. Стройная и фигуристая Максин стала моделью для многих картин своего мужа. А в 1945 году состоялась первая выставка Эдварда Рунчи, после которой он привлёк к себе пристальное внимание со стороны рекламной индустрии.
В то время таким молодым и многообещающим художникам, как он, был прямой путь в журнальную иллюстрацию: до эры телевидения все сливки и барыши с рекламы снимали крупные компании, владевшие СМИ и выпускавшие календари, плакаты и буклеты.
Неудивительно, что за талантами в этой сфере шла настоящая охота. Фирмы переманивали художников друг у друга и платили лучшим из них баснословные гонорары, ведь клиенты хотели, чтобы их продукцию презентовали красиво и со вкусом. Предпочтение отдавалось самой безотказной «приманке» из всех — прелестным нарисованным девушкам с пышным бюстом и фигурой «песочные часы», способным привлечь внимание мужчин и заставить их раскошелиться.
Эдвард Рунчи тоже не избежал соблазна поработать с китами индустрии. Он начал писать портреты красавиц в новом и бьющем все рекорды популярности жанре пин-ап, делал рекламу для различных компаний, среди которых была Coca-Cola.
Художник отдавал предпочтение светловолосым девушкам. Впрочем, это было немудрено, учитывая вкусы аудитории и данные, полученные специалистами от опросов фокус-групп. Кроме того, в то время на экранах царила Мэрилин Монро, которая после выхода в 1953 году фильма Говарда Хоукса «Джентльмены предпочитают блондинок» ещё больше закрепилась в статусе иконы стиля и любимицы Голливуда.
Киноплёнка буквально плавилась от сексуальности этой платиновой блондинки с томным взглядом! Тогда же, в 50-е, фирма «Clairol» выпустила на рынок щадящую краску, которая позволяла осветлять волосы в домашних условиях. И десятки тысяч девушек, чтобы понравиться мужчинам, начали менять свой имидж и природный цвет, взбивая кудри и поливая их лаком, чтобы добиться такой же идеальной укладки, как у всемирно известной кинодивы. А сколько из них прибегало к разного рода хитростям, чтобы сделать талию уже, а бёдра пышнее!
Можно ли было рекламщикам проигнорировать такой тренд? Разумеется, нет. И художники пин-апа быстро оседлали волну, которая приносила им популярность, деньги и любовь аудитории. Женщины, которых изображал Эдвард Рунчи, все как одна выглядели безупречно: большеглазые, с гладкой кожей, идеальными телами, ухоженные и подходящие для того, чтобы не только рекламировать безалкогольные газированные напитки, но и предметы роскоши.
В них была статусность и недосягаемость кинозвёзд. Рунчи никогда не стремился изображать девушек, живущих по соседству, как это, например, делал его коллега по цеху и некоронованный король пин-апа Джил Элвгрен.
К слову, Чарльз Мартинетт, один из авторов книги «Великий американский пин-ап», считал, что часть картин Эдварда на самом деле принадлежала кисти его супруги Максин, которая подписывала их общей с мужем фамилией. Так это или нет, узнать уже не представляется возможным. Но если действительно существовал такой «семейный подряд», то он почти наверняка объяснялся желанием сделать как можно больше заказов, за которые хорошо платили. Факт остаётся фактом: Рунчи был очень востребован в рекламной индустрии.
Его работы появлялись на обложках известных журналов, включая «Esquire» и «Good Housekeeping». Он не только великолепно изображал соблазнительных красавиц, но ещё и восхитительно передавал элегантность и красоту вечерних нарядов, показывая эффектные переливы шёлковой ткани и роскошь меховых манто.
Пейзажи, портреты и грустные клоуны
Но, в отличие от более плодовитых и менее одарённых коллег, пачками штамповавших пин-ап, Эдвард сделал не так много работ в данном жанре. Безусловно, он успел встать вровень с лучшими мастерами, но всё-таки тяготел к чему-то более серьёзному.
Поэтому наряду с пин-апом Рунчи рисовал пейзажи и изображал знаменитостей. Так, например, его портрет Джеральда Л.К. Смита, кандидата в президенты в 1944 году, был включён в выставку Смитсоновского института в Вашингтоне. А для души Эдвард писал… грустных клоунов.
Но как бы сам Рунчи ни относился к пин-апу, нельзя отрицать того, что именно этот жанр дал ему великолепный старт и финансовую независимость. Обретя общенациональную известность, художник вплотную занялся живописью. Он со своей семьёй переехал в Калифорнию и стал востребованным портретистом, в числе клиентов которого были голливудские звёзды. Дочь Дрин пошла по стопам матери и отца и тоже стала художницей.
Картины Эдварда Рунчи до сих пор пользуются большим спросом среди ценителей пин-апа, которые покупают за большие деньги сохранившиеся экземпляры. И если на интернет-аукционах появляются новые лоты, они очень быстро расходятся по частным коллекциям поклонников творчества талантливого итальянца.