Найти тему

"Мишин самоцвет" - от детской книжки до музея минералогии имени А.Е. Ферсмана

Пост этот копирую и публикую внепланово, просто потому, что прочитав на дружественном канале Темы на все времена о посещении музея самоцветов "ушибленными камнями" второклассниками,

...просто невозможно не вспомнить о собственной "ушибленности" ))

Купила я однажды на волне каких-то бешеных скидок простенькую книжку, а вот домой привезла и прочитала ее намного позже. И поставила на полку. Буквально через пару дней дочь уехала в командировку, и, как всегда, с дороги и с мест пребывания написала:
"А мы в музей минералогии сходили. Внезапно )"
Тут я, тоже внезапно, подскакиваю, снова плюхаюсь на место, стучу:
"А ты там все сфотографировала???"
И, получив утвердительный ответ, опять подскакиваю и тороплюсь снова вытащить книгу.

Небольшая повесть, написанная и проиллюстрированная Львом Токмаковым, была выпущена издательством "Энас-книга". При первом же прочтении названия я нисколько не сомневалась в том, что она обязательно появится у меня.

Ведь камни - это особая магия, а романтика профессии геолога еще в детстве запала в душу и тревожила напоминаниями - книгами, песнями, фильмами.

И как хорошо было бы в детстве прочесть эту небольшую симпатичную книжечку, еще до "Тайны реки злых духов", песен Городницкого "Все перекаты, да перекаты", до фильма "Неотправленное письмо", до номера "Юности" с "Текущей водой" Бориса Агеева, до книг Олега Куваева с его рассказами и "Территорией".

И как хорошо было бы предложить эту книжку дочке в 1-2 классе, когда ее настольной книгой был Словарь камней-самоцветов, в котором до сих пор лежат, стиснутые мелованными страницами, ее бумажки-закладки.

-2

Я раскрываю "Мишин самоцвет", и сразу же, на форзаце - камни, нарисованные очень простенько, неяркие, неброские, но настолько математически-строгие и точные по форме, что очень подкупает и притягивает взгляд.

-3

И совсем не беда, что нет под рукой роскошного издания с фотографиями минералов, книга вполне самодостаточна для чтения младшими школьниками.

Да и совсем другие сейчас времена - каждый читатель может вбить в поисковик название камня и ахнуть, увидев фотографии.

Но тогда, во времена моего детства, художественная книжка с небольшим количеством вот таких простеньких темненьких иллюстраций несла в себе потрясающий пласт совершенно новых знаний.

У нас с братом сначала была только марка - маленький красный квадратик с прозрачно-фиолетовым кристаллом.

-4

Потом появилась вся серия - шесть разноцветных квадратиков, от которых глаз было не оторвать! Хотя топаз и казался больше похожим на стеклянную банку )

-5

Книга бы дала нам неизмеримо больше, заменив собой целую энциклопедию по геологии, но, увы, встретилась только сейчас.

Я уже писала в отзыве на Птицу-синицу о созидательном и воспитательном посыле, заложенном практически в каждую детскую книгу послевоенной поры. О знаниях, содержащихся в простом и доступном художественном тексте. И эта книга не исключение, хотя предполагаю, что нынешних родителей может озадачить пара эпизодов.

Повесть про шестилетнего Мишу, который жил на окраине старого уральского города, где все связано с добычей минералов. О том, как увидел Миша в руках соседского мальчишки прозрачный карандашик - кристаллик горного хрусталя, а в гостях, куда пришел с мамой, большую друзу- целую гроздь кристаллов. Ну как тут не заболеть "горной болезнью"? Да еще, если тебе сказали где такие кристаллы найти можно.

Да еще, если у твоего нового соседа-тезки имеется целая коллекция камней, про каждый из которых он что-то знает, хотя бы название, потому что у него папа - геолог! Да еще, если приехавший из экспедиции папа-геолог поровну делит между мальчишками привезенные камни!

Возникший интерес не гаснет, наоборот. Идет время, и Миша, уже школьник, вместе со своим тезкой-соседом-другом-одноклассником и его папой побывал в геологическом музее.

-8

А потом и записались друзья в кружок юных геологов при Дворце пионеров. Ну а там, конечно, и рукой подать до походов и экспедиций

...и первых самостоятельно добытых образцов.

-10

Книга написана очень простым языком, отличающим литературу тех лет, плюс написана она художником. Но читатели младших классов никаких шероховатостей не замечают, настолько обычно их захватывает тема. Мне бы хотелось некоторых подробностей о школе, все-таки первый класс - веха, событие в жизни, но автор совсем по-мальчишечьи обходится лишь коротким сообщением об этом, ну чего там писать - про крючки-палочки что ли? Школа да и школа, все как у всех, а вот камни, геология... И я его очень понимаю )

Книга в Лабиринте

А это - минералогический музей имени Ферсмана в Москве.

-11

И дальше - тонна фотографий, которые после прочтения тонкой детской книжечки воспринимались по-особенному. Кроме обычного восхищения появилось чувство какой-то... причастности, что ли...

Вот друзы горного хрусталя вместе с аметистами.

-12

И многое-многое другое, - совершенно восхитительное!

Увидев эту фотографию, я опять чуть не подпрыгнула - Мурзинка!!!
Ведь я только что читала про нее!

-14

А Юлька говорит - да там каждый третий или четвертый камень из Мурзинки!

-15

Вот тебе и Мурзинка! Вот тебе и детская книжка!

-16
-17

Вся эта тонна фотографий - из Минералогического музея имени А.Е.Ферсмана в Москве. Главное здание музея - бывшие конюшни и манеж графа Алексея Орлова-Чесменского (а это еще одна история и еще целый пласт книг!)

А на Урале, в Свердловской области, в той самой Мурзинке есть еще один музей с точно таким же названием - минералогический музей им. А. Е. Ферсмана! И создан он был по инициативе местного жителя Ивана Зверева - внука известного уральского горщика Данилы Кондратьевича Зверева, послужившего П. П. Бажову прототипом Данилы-мастера - героя «Уральских сказов».

Описанию необыкновенного жизненного пути Зверева (1858-1938) посвящён бажовский сказ «Далевое глядельце». Перед Октябрьской революцией Данила Зверев переехал в Екатеринбург, где занимался оценкой драгоценных камней, консультировал ученых-минералогов, в том числе таких светил науки, как академики Ферсман и Вернадский.

Мастер выполнял ответственные задания из Петербурга и Москвы. Именно он подбирал камни и участвовал в изготовлении методом флорентийской мозаики знаменитой карты Франции, которая была представлена на выставке в Париже в эпоху сближения России и Франции перед Первой мировой войной. Любовь и знание к камню привил Данила и своим сыновьям. Согласно путеводителю «12 путешествий по Среднему Уралу», уже в советские годы они подбирали самоцветы для изготовления звёзд Московского Кремля, для гигантской карты (26,6 кв.м.) индустриализации СССР, самой дорогой карты в мире. Находится она в Геологоразведочном музее Санкт-Петербурга на Васильевском острове.

Москвичи! И гости столицы )) И жители Урала! И их гости тоже )

Я очень советую всем быстренько прочитать книжечку Токмакова и в ближайшие выходные бегом бежать-лететь и ехать в музеи, в которых столько дикой первозданной красоты, что никакие полированные яйца Фаберже в золотых кружавчиках с нею не сравнятся!!! И знайте, что я вам завидую черной-пречерной завистью!!!

Книги Бажова тоже рекомендую! Очень-очень!

-19

"Мишин самоцвет" в Лабиринте

Всем, кого не задавило камнями, спасибо! )

Я абсолютно уверена, что мимо красивых камней не может пройти никто, даже, если этот камешек - обыкновенная галька, просто отличающаяся цветом или формой от других. Я права или вы знаете равнодушных?