Литургия — это общее дело и дело всей Церкви и это дело каждого крещенного человека. Каждый христианин обязан быть непременным участником этого дела — основного и центрального служения Церкви. Но, к великому сожалению, то, что должно быть, далеко не всегда соответствует тому, что есть на самом деле.
И этот печальный факт — реальность не только сегодняшнего дня. Уже с XVI века в нашей стране люди стали утрачивать евхаристическое сознание, и литургия постепенно перестала быть центром их жизни, она перестала быть их делом.
Обычно свою принадлежность к православной церкви люди подтверждают тем, что над ними было совершено таинство крещения, они носят крест на груди, дома есть икона, Библия, молитва слов, по которым они даже иногда молятся.
Всё это, конечно, само по себе очень хорошо, но только всего этого недостаточно, чтобы заявить о себе как о части Церкви Христовой. Да, сегодня большинство граждан нашей страны крещены в православной вере, но какой невысокий процент из тех, кто принял таинство крещения, стали людьми по сути церковными, участниками общего дела церкви, божественной ритургии?
Ведь как часто бывает, принесут родители крестить ребенка, священник совершит таинство, скажет слова напутствия, его будут внимательно слушать, согласно кивать головами, затем пойдут с крестными родственниками и друзьями, шумно попразднуют это событие, как говорят в народе, помоют младенцу ножки. И всё. Этим религиозная жизнь человека исчерпывается, и нередко бывает так, что второй раз он побывает в храме уже через много лет, и тоже его туда принесут, только уже не родители, а дети, и вперёд ногами для того, чтобы отпеть.
Вот по факту своего крещения такой человек принадлежит к церкви, а по сути нет. Да, крещение — это условие прихода человека в церковь, его духовное рождение. Рождение — это, конечно, очень важный момент, но ведь люди-то рождаются для чего-то, они рождаются для жизни, для того, чтобы возрастать, развиваться и приносить добрые плоды. А для роста и правильного формирования ребенку необходимо питание и воспитание.
Если ребенка не кормить, то он просто умрет, а если не воспитывать, то он станет невеждой. Это пример из физической жизни. Но то же самое происходит и в жизни человеческого духа. В купеле крещения мы получаем духовное рождение. Новокрещенный человек — это младенец. В молитве из чина таинства крещения мы так и читаем "Благослови настоящего младенца", вне зависимости от того, кто перед тобой, недельный ребенок или 80-летний старик, в данной ситуации по своему духовному рождению, они ровесники.
И далее, новокрещенного надо кормить и воспитывать, дабы он возрастал в своем духовном развитии. И вот пищей-то, укрепляющей человека духовно и телесно, является Хлеб Жизни, о Котором Господь говорит, как о самом себе, и который преподается людям за Божественной Литургией после совершения Танинства Святой Евхаристии.
Ну и, конечно, момент религиозного воспитания человека — это чтение Слова Божия, Отцов Церкви, проповеди, беседы, которые духовенство проводит с паствой, которые также происходят в Церкви и призваны к здравственному возрастанию человека, к его просвещению и образованию, дабы он не стал на неправильный путь и не принял ложь за истину. Другими словами, вне Церкви, если человек не принимает участия в Литургии, не исповедуется, не причащается, значит, не может быть для него подлинной религиозной жизни, духовного возрастания и приближения к Богу, даже если человек и крещён в православной вере.
Известный догматист, доктор богословия, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Ливерий Воронов в своей статье, которая называется «Евхаристия», пишет: «Крещение, совершаемое однажды и никогда не повторяемое, вводит нас в жизнь царственного священства, народа Божия, состоящую в непрестанном служении Богу.
В Святой Евхаристии, или Вечерей Господней, которая постоянно повторяется и всегда включает в себя Слово и Таинство, мы провозглашаем и празднуем воспоминания спасительных дел Божьих. То, что Бог соделал в воплощении, жизни, смерти, воскресении и Вознесении Христа, Он не делает вновь. Эти события уникальны, их нельзя не повторить, не раздвинуть во времени, и все же Сам Христос во всем, что Он сделал для нас и для всего Творения, присутствует в Евхаристии. Именно в этом мы видим центр и кульминационный пункт всей сакраментальной жизни Церкви».
Это означает, что крещение есть необходимое условие, через которое мы входим в жизнь Церкви. Но центральным нервом церковной жизни является Таинство Евхаристии, которое совершается за Божественной литургией.
Важность литургии, незаменимость литургии и обязательность для каждого крещённого человека участия в литургии обуславливаются тем, что во время этого богослужения совершается самое великое Таинство — Святая Евхаристия. Многие отцы Церкви называли Евхаристию Таинством Таинств или Таинственной Церкви, потому что именно Евхаристия является собой Церковь, ее сущность, ее основу, ее Божественную природу. Апостол Павел так и пишет: "Когда вы собираетесь в Церковь" - а затем апостол говорит о том, как надо совершать Евхаристию: "когда вы собираетесь в Церковь", не собираетесь идти в Церковь, как в здание или помещение, Но вы становитесь церковью тогда, образуете из себя церковь тогда, когда вы совершаете Евхаристию. Значит, где есть Евхаристия, там есть и церковь, и где есть церковь, там есть Евхаристия. Поэтому мы не можем понятия церкви ограничивать лишь только одним известным определением из Катехизиса митрополита Филарета Дроздова, что церковь есть общество людей, объединенных общей верой и так далее.
Сообщество людей, объединенных между собой общей верой, интересами и идеологией всегда было немало, и ведь некоторые из таких организаций проповедуют ценности, схожие с христианством. Более того, многие группы людей откололись от церкви. По-разному это происходило причинам и в разные времена. Мы такие отколовшиеся от единого тела церкви группы обычно называем раскольниками или сектантами.
Но сами-то они себя именуют церковью. К тому же иногда с прибавками, подчеркивающими их значимость. Они могут себя называть истинная церковь, или самая истинная церковь, или подлинная православная церковь, и так далее. Фантазия в этом направлении работает беспредельно. Но все эти церкви, в кавычках, как возникали, так и исчезали. Их бытие в этом мире непродолжительно.
Но Христос-то сказал о церкви как о том, что будет жить и действовать до скончания века: "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее". А это значит, что церковь будет всегда, и как бы врата ада, как бы тёмная сила не действовала против церкви, будь то внешние гонения или попытки внутреннего разложения и смуты, желаемого результата дьявол не добьётся. Церковь нельзя уничтожить. Уничтожить можно то, что церковью не является, просто сообщество людей, человеческую организацию, как бы она себя ни называла.
Но дьявол не может уничтожить Церковь, потому что он не может уничтожить Бога, а Церковь — это и есть живой богочеловеческий организм. Богочеловек Господь Иисус Христос жил среди людей, и своим воскресением из мертвых победил дьявола, но и после Его вознесения феномен богочеловечества продолжает свое существование в жизни, основанной им Церкви. Поэтому мы не можем говорить о церкви просто как о человеческой организации, как только о сообществе людей, объединенных одной верой, общими идеалами, целями, ценностями.
Подлинное значение того, чем является церковь, мы находим в посланиях апостола Павла. Апостол Павел говорит о церкви, как о Теле Христовом: "Он есть Глава Тела Церкви, ныне радуясь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, Которое есть Церковь."
"Разве вы не знаете, что ваши тела — части тела Христа? Мы многие составляем одно тело во Христе"