Найти в Дзене
Поддержите автораПеревод на любую сумму
Закреплено автором
Православный оптимист: Христос посреди Нас!
Не нужно бояться причастия во осуждение, если есть вера во Христа
4411 · 2 года назад
10:36
Православный оптимист: Христос посреди Нас!
О. Андрей Ткачев ответил на вопрос об обязательности исповеди перед причастием и о частоте причастия
57,4 тыс · 2 года назад
Православный оптимист: Христос посреди Нас!
Как преодолеть трудновыполнимые подготовительные правила перед причастием.
5202 · 2 года назад
Благодать Господа нашего Иисуса Христа и Любовь Бога и Отца, и причастие Святаго Духа будет со всеми нами! Христос посреди нас! Продолжаю евхаристический дневник. Дни писать больше не вижу смысла, так как несколько дней назад пару раз не причащался. За два дня случилось столько искушений, сколько не было за все 27 предыдущих дней ежедневного причастия. Супруга у меня все удивлялась: в который раз замечаем, в день, когда мы не причащаемся, происходит что-то такое, что очень трудно пережить. С педагогической точки зрения - это очень понятный способ, чтобы человеку показать что нужно, а что не нужно делать. Служили и исповедовали два священника. Обоих знаю почти всю жизнь. Сказать, что батюшки в скорби - это ничего не сказать. Все написано на лицах, в голосе, в телодвижениях. Столько лет служения, и того, что мы в неофитстве ожидали от духовной жизни, - так и не случилось, и можно сказать даже не началось. Можно сказать, что только пасхальной радостью, радостью рождественских праздников, радости окончания поста, некоторых благодатных мгновений у нас еще как-то продолжается как бы жизнь. С грустью многие отмечали, уже много лет назад: Пасха уже не та! Уже не могу так радоваться, как раньше. Остается только утешение. И то только на Пасху! Также теплится жизнь еще за счет впервые уверовавших. Их пионерский и неофитский дух дает силы окружающим, уже уставшим, выдохшимся и истощенным. На самом себе, прошедшим за многие годы эти стадии, нахожу, что частое и ежедневное причащение постепенно приводит меня в чувство. Вопрос ежедневного причастия Господу Нашему Иисусу Христу стал не в плоскости: правильно-неправильно, вредно-полезно, опасно-неопасно, достойно-недостойно. Вопрос ежедневного причастия как мы и просим "Хлеб Наш насущный, даждь нам днесь!" становится вопросом жизни и смерти. Я причащаюсь - я живу. Я не причащаюсь - я уже мертвый и только мысль, что завтра я пойду и причащусь помогает преодолеть то, что преодолеть своими силами мы не можем. Так Христос и говорит: Рече́ же и́мъ Иису́съ: ами́нь, ами́нь глаго́лю ва́мъ: а́ще не снѣ́сте Пло́ти Сы́на Человѣ́ческаго, ни пiе́те Кро́ве Его́, живота́ не и́мате въ себѣ́. Но почему же тогда пасхальная радость каждой Литургии не воспринимается многими прихожанами, кто почти каждый день в храме? Почему ощущение пребывания в Царстве Божием, ощущение близости Христа Бога не радует нас? И находясь в великолепных храмах, присутствуя на торжественных богослужениях на лицах наших в 99% застыла скорбь? Эти нерадостные и скорбные лица напоминают мне царство смерти. При этом находясь вблизи Царства вечной жизни, радости, успокоения духа - это царство смерти выглядит еще более удручающим. От того и внутренняя защитная функция ограждает людей незахожан стать прихожанами. Мы пытаемся исполнить то, чего никогда не можем ни физически ни духовно повторить - то о чем читаем. Наше самолююбие не выносит этого, удовлетворения нет, скорбные, хульные, блудные, осуждащие мысли переполняют нас, ощущение близости конца света, тоски, уныния и печали - вводят нас в такое беспросветное и пагубное состояние. Пишу из собственного опыта, и уверен, что у очень многих такое есть. И спасает лишь то, что люди сильно долго верующие просто перестают во всем этом участвовать. Все наши духовные подвиги без Христа - становятся антихристианскими. Со Христом - все меняется. Весь Христос во причастии! Не причащаясь по каким бы то ни было причинам, мы умираем. Как говорила осужденная христианка во времена гонений: не причащаться мы не можем. Римским дознавателям важно было выяснить: как стопроцентно можно идентифицировать христиан. Все другие внешние признаки были признаны недостаточными. Если человек не может не причащаться - тот христианин. Благодарю Господа Нашего Иисуса Христа, что снова и снова сподобил нас причаститься Своих Бессмертных Животворящих Страшных Христовых Тайн - Самого Себя! Пасхальная радость, спокойствие духа, мир и любовь Христом воцаряются в нас. Не нашими потугами, а Христом вошедшим в нас. И мы пребываем также со Христом. Причащаясь каждый день Иго Христово становится легким и благим! Христос Воскресе!
5 часов назад
Приветствую Вас братья и сестры во Христе! Христос пришел и проповедовал Царствие Божие. Называл тех, кто удостоен Царствия: блаженны вы... Господь Наш Иисус Христос рассеивал сомнения и страхи: а вдруг это неправда, и Христос не есть ожидаемый Мессия. А вдруг Христос пришел, вознесся, и нам теперь до Христа никак не достать. И уныние и отчаяние может овладевать нами. Милостивый и человеколюбивый Господь должен бы быть действительно милостивым и человеколюбивым, любить нас такими какие мы есть. И это так и есть. А раз так, то Христос не мог нас оставить без того, что Христос проповедовал - Царство Божие. И мы этим Царством обладаем, оно внутри нас посажено горчичным семечком в крещении, и это Царство, Которое внутри нас есть, и в Царстве есть Царь - Христос, расцветает при орошении Божественной Литургией и Причастием. Мы возносимся на небо ко Христу и все священнодействия, молитвы, каждение, принесение бескровной жертвы совершается вне времени и на небесах, на Престоле Святой Троицы, куда мы хотим того или не хотим оказываемся вознесенные нашим духом. Мы возносимся и оказываемся в Царстве Божием! - В Потерянном Адамом Рае и даже более! И это сокровище доступно нам настолько насколько легко мы дышим. Насколько это норма - утром побывать там, куда мы все придем - побывать на Божественной Литургии, причаститься Христом Богом и принести на землю эту Благую Весть: Христос Воскресе! и Христос посреди нас! Насколько это бесполезно пытаться языческо-иудейскими тщетными попытками самостоятельно достигнуть Бога! Сколько лет и десятилетий мы тратим впустую, тогда как Царство Божие и Весь Господь Бог рядом с нами - на Божественной Литургии и во Причастии! Наши головы и сердца забиты бесполезными самобичеваниями, пустыми молитвами, постами и прочим. Кто-то нам внушил, что только так и не иначе мы можем достичь Бога - так делали назореи, так делали буддисткие монахи и только так мы и должны идти, чтобы достичь Царствия - Спасения и Бога Христа. Как же это ошибочно! Насколько много нам в этом помогает диавол. Молитесь-молитесь, поститесь-поститесь, и время вашей жизни проходит! И это же самое время, силы, волю, нашу какую ни есть любовь мы могли направить на Царя Царей, Кто Сам пришел к нам и уже с нами, но мы не видя и не желая видеть Христа, как мантру повторяем: токмо постом и молитвою, покаянием, самоисправлением и прочим мы достигнем Бога, сможем стяжать Духа Святаго. Не получая этого, чтобы в конец не отчаиваться, мы можем просто попробовать войти в Это Самое Царство и принять Христа Бога в себя, просто так, без страха и упрека. Вспомним событие, которое нам показываем как вожделенное нами покаяние свободно даруется Христом. Не своими психо-физическими, наигранными словно в театре усилиями, а Самим Христом. Когда блудницу уже все готовы были побить камнями, Христос Своим Словом возогрел совесть каждого из рядом стоящих, каждый вспомнил очень ярко свои грехи, которые стали их обличать, и они видя свои грехи, не смогли казнить женщину, улученную в прелюбодеянии. И женщина без всякой подготовки удостоилась прощения и спасения Христом Богом! Все то, что мы делаем, чтобы достичь Царствия Божия - не есть способы, а есть дары Христа, Святаго Духа, которые мы каждый по своем получаем, когда верой входим в Царствие Божие, причащаемся Христом Богом! И читая об этом у святых мы воспринимаем это как то, что делали святые, чтобы стать святыми, а на самом деле Христос их удостоил быть святыми и каждого наградил дарами: кого поститься, кого молиться, кого учреждать монастыри и прочее. Искаженная причинно-следственная связь закрепленная смертным страхом вечной погибели лишает нас возможности пребывать со Христом как детям, в простоте сердца, в радости, в любви, в благодарении. Очень тонко перепутал враг рода человеческого способы и дары, переставил местами, используя и поттасовывая известные всем факты, и сначала Христа убирая за скобки, а затем и вовсе вытесняя второстепенными деталями и моментами. Очень мало просто верить в Бога. Бога мы можем и должны знать. Христос Бог - Весь во причастии! Христос посреди нас!
5 дней назад
6 октября 2025 года Понедельник. Евхаристический дневник. 24 день. Христос пребывает с нами! Сегодня сердце горело прямо с утра и пробуждения, супруга поехала со мной. Хотя ей трудно было встать. Я что, один за всех должен причащаться!? Шутил я. По пробкам ехали дольше обычного, хотя выехали рано. Исповедовались только мы вдвоем, человек 20-40 в храме не причащались и не исповедовались, ребенок еще один был - Кристина. Служащий священник нам в конце службы дал по целой служебной просфоре! Подарка были удостоены только причащающиеся - мы с супругой. Это конечно радости добавило. На обратном пути спросил супругу: ну как после причастия? - Спокойно, умиротворенно. У меня примерно также. Благодарим Господа Нашего Иисуса Христа, что благословил нам так начать новую неделю. Три часа потратили с пробуждения и получили заряд жизненных сил, настроения, умиротворения в объеме, который сложно оценить - Христос в нас! - Источник жизни и силы! Вчера вечером совершали с супругой прогулку до магазина и на обратном пути много о Христе говорили, и на сердце было хорошо и тепло. Христос был с нами! Логично, что такая подготовка не прошла даром, и сегодняшний день начался так позитивно. Я ощущаю, что Христос меня продолжает исцелять. Затрагиваются, вспахиваются, напоминаются мне пласты закостенелых грехов, которые я как бы заново проживаю, ужасаюсь и каюсь. Так сегодня ночью вспомнил как я лихачил на машине, и попал в аварию. Но перед этим на встречной чуть не сбил мотоциклиста. Как бы жизни наши были бы испорчены! Стыд и страх меня вынуждает каятся в этом грехе. А сколько таких забытых случаев, или наших внутренних отношений к людям, которые тяжелым грузом лежат на нашей совести и не осознаются. Христос как Лучших Психолог лучшим образом и в нужное время нам открывает нас самих себя и таким образом выздоровление проводит. Предаем мы всю нашу жизнь Христу по словам прошений на ектениях и Господь Наш Иисус Христос очень аккуратно, заботливо нас излечивает, удаляет нарывы, улучшает само физическое состояние. Господи, помилуй! - мы молимся на ектениях. На греческом это звучит как Кирие элейсон. При переводе на русский язык нам может слышаться, Господи, пощади нас! - Как нарушитель и преступник перед лицом своего господина просит прощения, пощады, чтобы не быть казненным или брошенным в темницу, господин при этом справедливый и в нашем понимании жестокий. Но изначально Кирие элейсон подразумевает "Боже, изцели меня елеем". Елей, масло, - элейсон, использовалось для умягчения и исцеления ран. На рану аккуратно возливалось оливковое масло и аккуратно втиралось уменьшая боль, исцеляя, принося большое утешение. Об этом мы еще читаем притчу Христа: В ответ Господь рассказал следующую притчу: «Один человек шел из Иерусалима в Иерихон, и на него напали разбойники. Они раздели этого человека, изранили и ушли, оставив его едва живым. Мимо проходил священник, а затем левит, но оба, увидев его, прошли мимо. Проезжал один самарянин, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, смазав их маслом и вином. Посадив раненого на своего осла, самарянин привез его в гостиницу и позаботился о нем. На другой день, отъезжая, вынул два динария, дал хозяину гостиницы и сказал ему: “Позаботься о нем; и все, что ты еще истратишь на него, я, когда возвращусь, отдам тебе”». В таком понимании, "Господи, помилуй" рисует нам Образ Господа Нашего Иисуса Христа, Кто пришел нас миловать, а не наказывать. Так, рассуждения нам помогают проникаться Литургией - как Царства Божиего, где Христос - Милостивый, Аккуратно нас Исцеляющий, что дает на источник радости, силы. И апостольское наставление "Постоянно радуйтесь!" становится понятным и возможным к исполнению, ибо радость наша - Христос! Сладчайшее Имя Господа Нашего Иисуса Христа Само по Себе приносит нам радость, ибо низводит нас к моменту встречи со Христом - во причастии и сошествия Христа в сердце, и воцарение там Христа. Так добавляя мысленно, про себя к "Господи , Помилуй". Господи Наш Иисусе Христе, помилуй нас грешных" - сердце отзывается теплее и сосредоточенность не исчезает. Слава Богу Нашему Иисусу Христу! Христос! ХВ!
1 неделю назад
5 октября 2025 года! Если Христос посреди нас, то чего нам боятся? Гибели? Ада? Смерти? Геены огненной? Житейских проблем? Болезни? Грехов своих? Христос действительно посреди нас! И это дает нам мир и тишину в сердце, беспокойства и тревоги отходят, нас ничего не страшит. Человек, кто ничего не боится, кто имеет мир и спокойствие в сердце - полноценный человек. И все что нас от этого отделяет - два шага до Чаши, до Христа, до Причастия. Продолжаю Евхаристический дневник. День 23. Вчера был в маленьком храме. Причащались вместе с одной прихожанкой другого храма, видел ее уже во второй раз здесь, хотя и сам был 2 раза всего. "Вы храм поменяли?" - Нет, я там продолжаю работать, но чтобы спокойно причаститься, хожу сюда. "А как там у вас продолжают не допускать до причастия, если не был на вечерней?" - Да, людей совсем мало стало. Я вас когда вижу, то это для меня поддержка, что я не одна, кто постоянно причащается. Я без этого не могу. Мне священник из нашего храма говорит причащаться раз в 2-3 недели, вот я хожу по разным храмам. Муж мой меня считает просто сумасшедшей. Такой диалог состоялся у меня вчера. Так незримо, оказывается, мы часто причащащиеся поддерживаем друг друга. Ощущение одиночества, когда ты один причащаешься в храме, и все на тебя смотрят, батюшки вопросительно-снисходительно - "в прелести" общаются с тобой, для женщины особенно тяжело. В этом есть подвиг и даже мученичество. "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня". Такая фраза точно подходит, если принимать, что во причастии есть Весь Христос. Но если не принимать Христа во причастии, тогда придется не принимать и всю Литургию или сооружать большой корпус толкований на Литургию, которая бы увела нас в привычно языческо-иудейское православие. Такое православие, когда Христа нужно заслужить, заработать, и то это может быть после смерти, сейчас Христа точно быть не может. Эта формулировка чисто иудейская, можно много об этом почитать на иудео-еврейских ресурсах. Таким образом, нам остается или быть полностью со Христом, или принять стремление иудеев к ожиданию Машиаха-Помазанника-Христа, кто точно еще не проявил себя. Но мы, схожие с иудеями очень во многом, отличаемся именно тем, что мы верим, что Христос уже пришел и Христос с нами! Да, Христос явно придет со славою с неба так, что Христа будет видеть все человечество физическими глазами. Но и сейчас Христос незримо пребывает с нами, и вера во Христа, в Его присутствие между нами, в храме, на Литургии, во Причастии, в жизни каждого из нас, и мы вполне явно, ощутимо, верой, размышлением, разсуждением о Христе, Христа постигаем. - И Христа узрим! И Христа узрим правды Солнце, всем жизнь возсияюща! (Пасхальный канон). Сегодня ночь была неспокойной. О эти ночи! Все, что мы не смогли сделать в качестве подготовки ко причастию накануне, Христос пошлет нам, чтобы мы были достаточно подготовлены к Литургии и ко Причастию. Итак, сон был неспокойный. Приходили на ум разные ситуации из прошлого, в которых я видел свою греховность, свой эгоизм, свое крайнее высокомерие ко всем людям. Мне было стыдно, я молил о прощении. К утру я почувствовал, что Христос во мне сотворил покаяние. Теплота, смирение, кротость вошал в сердце. Я не стоял на коленях, не молился вечером, я не делал ничего того, что должен был бы. Но посланное мне покаяние превосходит все те театральные покаяния, которые я из себя старался выжимать годами, пытаясь изобразить в себе то, о чем я читал у святых отцов. Теперь понятно. Покаяние - это не способ достичь Христа, спасения и Царства. Покаяние - это дар. Это не может быть нашей заслугой. Точно также и пост, молитва, соблюдение в простоте и автономно - это все дары Христа, Святого Духа, это не может быть способом достижения Христа, стяжания Святаго Духа. Это дары. Причинно-следственная связь должна быть правильной. Святые были потому, что они причащались. А не наоборот: сначала стали святыми за счет языческо-иудейских духовных практик, а затем они заслужили приход Христа-Машиаха в наш мир. Христос Своей волей пришел и спас нас! ХВ!
1 неделю назад
Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы΄ Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми нами! Христос посреди нас! Почти всю Литургию можно разобрать на цитаты и использовать их в нашей христианской жизни. Сегодня 21 день Евхаристического дневника и непрерывных причастий. Такого опыта я еще не имел, поэтому по возможности записываю происходящее внешне и внутренне со мной. Сегодня выбор пал на ближайший храм, где не служат вечером, а Литургию предваряет Утреня. Я поехал к ней, так как ранее просили приезжать к ней, чтобы на Утрени исповедоваться. так я и сделал. Утреня очень хорошо подготовила к Литургии, исповедь. Поэтому на Литургии ко встрече во Христом сердце было вполне готово и возглас "Благословенно Царство...!" был воспринят уже в полноте духа. На Утрени приходили мысли и я их записывал, чтобы не потерять, вот они: Мы освящаемся не тем, что выполняем установленные правила: посты, молитвы, добрые дела, службы и прочее, мы освящаемся Христом Богом Нашим. Иначе если бы мы могли сами освятитьтся или "купить" постами и молитвами у Бога святость, то Христу не нужно было бы тогда вочеловечиваться, тогда бы ветхозаветная вера еврейского народа распространилась бы на Всю Вселенную и у нас была бы вера во Единого Бога, как веруют иудеи и мы имели бы все их правила. Та благодать, которую мы все ощущаем в храме, должна нами конкретно относиться к присутствующему Господу Нашему Иисусу Христу. Взирая на кресты, на иконы, на распятие мы должны осознавать, рассуждать, размышлять, что Христос здесь, Тот Самый, Живой Воплотившийся, и пребывает и Духом, и Душой и Телом с нами, посреди нас. И рассуждать о том, что Христос проповедовал - приблизилось бо к вам Царствие Божие. И мы находимся во дверях этого Царствия - в храме со Христом и Христом как дверью входим в Это Желанное нами Царство, возносимся нашим духом в горнее, земное соединяется с небесным и мы на иконах как вживую видим наших святых братьев, сестер, ангелов, Пресвятую Богородицу и поэтому постоянно повторяемое по-много раз на каждой службе. - Главный возглас каждой ектеньи говорит нам о том, что мы молимся о том, чтобы нам самих себя, друг друга и всю нашу жизнь предать Христу Богу уподобляясь нашим святым братьям, сестрам, Пресвятой Богородице. Итак, Христос пребывает с нами в храме и вводит в проповеданное Христом Царствие Божие. Сосредотачиваясь на Христе и на Царстве мы обретаем ключик от нашей христианской веры, где мы недостойные и грешные Христом Богом по Его волеизъявлению удостоены, очищены, исцелены Кровью Христа, уподоблены святым и имеем оживленные Плотью Христа свои тела, души и дух. Древние христиане сами к себе поэтому и относились и называли сами себя - святыми, ибо эта святость относилась ко Христу, Который освещает и освящает весь мир и верующие во Христа Воплощенного этот Свет и Эту Святость обретают, постоянно пребывая в преломлении Хлеба, во Причастии Христом. Сосредоточение на своих проблемах, своих грехах, своем самоисправлении путем следования множества правил не оставляет в нас места для Христа. Подобно дыму кадильному, которым диакон и священник кадит весь храм и всех молящихся в нем, к нам приближается Христос и говорит: Даждь мне твое сердце ибо где сокровище ваше там будет и сердце ваше. Христос - Наше Сокровище! ХВ!
1 неделю назад
Христос с нами! Евхаристический дневник. День 19 С утра самый маленький долго капризничал, потом еще дочка попросила в школу довезти. В итоге мы ехали и опаздывали. Я с раздражением сказал по дороге: "Никуда мы уже не успеем". Ехали и продолжали слушать последование. Успокоился. Тишина и как будто близость Христа была уже с нами в пути. Мысли по дороге в храм: то, чего я не попросил Христа, не будет хорошо. Оно как-то будет, но по-нашему. А Христос говорит: Без Меня не можете ничего. Поехали, значит молюсь: Господи Наш Иисусе Христе, помоги добраться. В храм собрались: Господи Наш Иисусе Христе, дай сил, помоги исповедоваться и причаститься. Если что-то получается, то это Христос. Хранение в себе Образа Господа Нашего Иисуса Христа, с Которым мы встречаемся при Евхаристии, считаю более полным. Не то чтобы сам считаю, а оно как-то так во мне сидит. Молюсь вечерними молитвами, и ловлю себя на мысли, что со Христом в сердце, большинство молитв не соответствуют этому состоянию. Как будто мы молимся-молимся и все никак не можем найти Христа. А когда Христос уже в нас, то и молитвы о поиске Христа становятся безсмысленными. Пару дней назад, видимо, канал сняли с проверки. Люди стали подписываться на статьи. Но как видимо почитают мои личные мысли, то отписываются. Так, Христос во причастии, Царство на Литургии, Христос посреди нас - не принимается традиционным нашим православием, считается опасным и возможно даже погибельным. Это считаю очень негативным явлением. Ищу и нахожу объяснения различные для этого. Христианство, вера во Христа - не религия старцев и ученых, а религия молодых. Ибо Христос говорил, если не станете как дитя, не можете войти в Царствие Божие. - Эта мысли пришла на днях, но не успел записать. Сегодня на Литургии вспомнил, и сразу же записал. Если мы как дети взираем на Христа, подходим ко Христу, то и Христос с нами пребывает и мы Христа явно ощущаем. А если в нас мешанина из разных философских, языческих, ветхозаветных представлений о Боге, спасении, то и Христос находясь с нами и ведя нас по жизни, нами не замечается. Мало того, отвергается. Мы сами от стоящего с нами Иисуса Христа Бога Нашего отворачиваемся. Мы, гордые взрослые, воспринимаем Христа Бога по своему злому рассуждению. Что Бог не есть абсолютная любовь, а справедливость и воздастся каждому по делам его. Не постились, не молились, на вечерне не были, телевизор смотрели и еще 666 различных нарушений - такой мрачный образ христианина, которые изначально сами себя спокойно именовали святыми, ибо освящались от Христа каждый день в преломлении Хлеба, во Причастии и это ни у кого не вызывало таких эмоций, страхов как сейчас. На мощах и костях мученников служили Литургию, ибо их вера во Христа была настолько сильной, что Христос их отправлял на прославление Себя, и пребывал с ними. Но это не умаляло и не умаляет всех остальных, которых Христос просвещает, освящает, входит к ним, пребывает с ними. И для нас, остальные категории прославленных святых - это наши друзья в Царстве Божием. Сегодня же на Литургии молитвы ко Христу, Царство Божие, которое проповедовал Христос - это центр, и через слово мы слышим слова: Господь, что тоже самое что Христос, Царство, Христу Богу предадим, и святых и Пресвятую Богородицу мы почитаем как правильный пример веры во Христа, а не как спасителей. Пишу и ликую, ибо Христос пребывает во мне! Радостно, спокойно, торжественно, величественно, с ощущением и своей грешности, но и просвященности Христом! Ибо Христос пришел спасти погибшее и Сам шел к больным, разбойникам, мытарям, прелюбодеям, ибо говорил: Если б вы знали, что значит милости хочу. Господи Наш, Иисусе Христе, Воплощенный Мессия, Слава Тебе! Восхваляем Твое к нам человеколюбие, милосердие, что Ты нас исцеляешь, удостаиваешь Собой, вводишь в Царство Божие, которое проповедовал, и что являешься нам как и апостолам, даешь вкушать физически Себя, встречаясь с нами, входя в нас, спасая нас, даруя жизнь вечную где мы с тобой Светом Пресветлым пребываем и будем пребывать как и молимся всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь Христос Воскресе! Христос посреди нас!
2 недели назад
Христос Посреди Нас! С праздником святых Веры, Надежды,Любови сматере их Софии! Евхаристический дневник. День 18. Приехали с супругой и детьми в храм этих святых. Престольный праздник. Большой хор. Много причастников. После службы всех угощают горячим чаем и выпечкой. Холодный ветер, но чистое небо и яркое солнце. Перед причастием не могу найти своих. Выхожу и вижу, что у моих берет интервью телеканал Россия. Супруга и дети что-то отвечают, мне не слышно. На службе было очень благодатно, близость Христа Бога легко ощущалась. Причастие было явным, радостным, спокойным. Пытал супругу, кто и что отвечал. Иван на вопрос "Что Такое Бог?" ответил: Бог - это Иисус. Можно сказать иное исповедание веры Нового Завета, чем сформулировал отец Андрей Кураев: Иисус Христос. Привожу выдержку из книги священнослужителя в части слов "Христос посреди нас". Диакон: Возлюбим друг друга, да единомыслием исповéмы (то есть единодушно выразим, исповедуем свою веру). Хор, доканчивая слова диакона, поет: Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную. В это время священник читает тайно: Возлюблю Тя, Господи, Крéпосте моя, Господь – Утверждение мое и Прибежище мое (трижды), трижды поклоняясь пред престолом, и целует дискос и потир (сверх покрова), а также край престола пред собой.25 1. В Древней Церкви после указанных возгласов христиане в знак мира, любви и единомыслия лобызали друг друга (женщины – женщин, мужчины – мужчин). Этот обычай лобзания друг друга сохранился в настоящее время среди священнослужителей. Называется это лобзанием мира. Если служáщих священников несколько, они все целуют дискос и потир, и престол, и друг друга в плечо. Старший священник говорит: «Христос посредé нас». Младший отвечает: «И есть, и будет». 2. Так же и диаконы, если их служит несколько, целуют каждый свой орарь на месте изображения на нем креста и друг друга в плечо, произнося то же, что́ и священники. (В практике диаконы совершают лобзание перед причащением Святых Тайн.)
2 недели назад
Доброе утро! Христос посреди нас! Продолжаю вести евхаристический дневник. День 17 По дороге в храм на мосту через реку произошло оледенение дороги и авария из трёх-четырёх машин перекрыла полностью дорогу в противоположном направлении. Я ехал смотрел на эту большую пробку и думал, что кому-то сильно сегодня не повезло с утра, помоги Господи добраться до храма. Есть вероятность, что меня будет ожидать новая работа. В связи с этим практика ежедневных причастий может стать под вопросом. Хотя в принципе всё в моих руках с одной стороны. Ну если Господь будет направлять куда-то в другое место, противиться будет трудно или даже бесполезно. Вчера после службы отдохнули я даже не писал Евхаристический дневник и пришло огромное желание съездить в дальнюю нашу деревню по плохой дороге, от которого я не смог отказаться. Одна и та же мысль, одно и то же желание приходило ко мне очень сильно несколько раз. В итоге мы сели и собрались и поехали. В деревне застали Сергея, нашего хорошего соседа, он радостно рассказывал о том, что произошло за последний год в деревне. Простота и непосредственность рассказа человека, который любит быть на природе, работать на природе, очень порадовало. Времени было мало и мы решили попересаживать молодые сосенки вдоль дороги, чтобы они со временем образовали стройный ряд и заменили бы собой забор. Сосед говорил, что грибов было рекордное количество, за всю его жизнь он видел такое всего лишь второй раз. Лёгкое сожаление посетило меня. Много разговаривали по дороге о Христе и о причастии. Посмотрим, что новый день и новая неделя принесёт нам, с чем нам Господь повелитель столкнуться, что преодолеть, в чем измениться. Спокойно и хорошо после причастия. Слава тебе Боже!
2 недели назад
Христос Воскресе! Евхаристический дневник. День 15. Вчера меня накрыл нервный срыв, и я круто заложил. Основание - мелкое замечание священника в храме. Какой я оказывается болезненный! Когда Христос снимает внутренние ограничения и мы начинаем видеть себя такими какие мы есть на самом деле, то такие вещи, я считаю, абсолютно нормальными. Месяца два назад общался с женщиной, 6 или 7 детей, от которой ушел муж. 45-50 лет. Все православные. Обычная ситуация. Среди моих друзей таких 90%, ключая священников. Я это объясняю просто. Мы вели неправильную духовную жизнь, и через 10-20-30 лет, у кого как в первую очередь падает малая церковь - семья. Так вот, я говорил с православной женщиной, и она рассказывала, как в предразводное время, она советовала мужу причащаться. Он причащался каждое воскресенье и говорил, что ему только хуже. И она не знала как к этому относиться и спрашивала. У меня все это было, и я пришел к выводу, что это просто нужно пережить - Христос так начинает нас лечить, и нужно не бросать лечение, и продолжать причащаться. Можно сравнить с лечением зубов. Если бежать от стоматологии после первой боли от сверления зубов, считая, что раз больно, значит вредно и не нужно, то ничего хорошего не будет. Нужно потерперь более сильную боль немного, чтобы потом нормально жить. Если 20 лет вести неправильную духовную жизнь, что психика и тело настолько истощаются, что исцеление не может и не должно проходить мгновенно. Если 20 лет ехать в неправильном направлении, то осознав ошибку и повернув в верном направлении - ко свету, будет постоянно светлее становится, но 20-ти летнее движение в неправильном направлении просто так никуда не денется. Считаю, что нужно потерпеть и причащаться хотя бы срок, который раньше был для людей, готовящихся креститься и проходивших оглашение - 3 года. Итак, мы осознали, что без Христа Воплощенного во Причастии, мы не можем ничего. Как Христос и говорил - Без Меня не можете ничего. И начали причащаться. Считаю, что если мы до этого 20 лет участвовали в церковной жизни, но не причащались каждое воскресенье, то мы находимся в глубочайшем духовном кризисе. Как говорят при этом: вам нужно лечиться. И да, нам нужно лечиться как минимум 3 года - ежевоскресно причащаться, чтобы хотя бы что-то начать понимать. При этом все препятствия ко причастию нужно отбросить. Когда речь идет о жизни и смерти, мелкие недоразумения нужно отстранить. Если трудно поститься - не поститься. Если трудно молиться - не молиться. Если невыносимо быть на всенощной - не ходить на всенощную. Если евхаристический пост не возможно вынести, значит дать послабление. И так во всем. Даже если на Литургии трудно быть полную службу. Сесть посидеть, или выйти погулять, либо прийти не к началу. Если не удобно исповедоваться - исповедоваться формально, чтобы священники просто были спокойны. Когда идет речь о жизни и смерти, не до мелочей. Слова: Верую и исповедую, яко Ты еси во-истинну Христос... перед причастием нужно признать неверными и Христа во Причастии нет, либо принять, что Христос действительно есть, и для встречи со Христом, мы не находим в Евангелии никаких прегдад. Наоборот, Христос показывает, что Христос Сам Лично все преграды между Христом и людьми разрушает. Христос весит между разбойниками, дает нечестивцам Себя казнить, лечит всех направо и налево, изгоняет бесов. Показывает безусловную и бесплатную любовь. И даже разделяет любовь и маммону. Поэтому все наши усилия подкупить Бога, которые мы называем обязательной подготовкой, очень походят на отношения Ты-мне, я-Тебе. И с точки зрения Евангелия, ничем хорошим такие отношения не оканчиваются и Христос многократно порицает такой подход ко Господу. Да, мы читаем, что поститься и молиться обязательно, ибо так делали святые. Но мы не знаем, делали ли святые так по своему подвигу, либо они это делали как дар Бога, им это было делать естественно легко. Как нам теперь естественно легко говорить с помощью телефона друг с другом на расстоянии и видеть друг друга, также было естественно легко поститься и молиться святым, при этом они все причащались, если была возможность. ХВ!
2 недели назад
Христос посреди нас! Продолжаю евхаристический дневник. День 14. Сегодня причащались с супругой и с младшим. Храм от нас близко, но прихожан было столько же сколько и служащих. Нет, за счет нашего Феди прихожан было больше на одного. Причащалась только наша семья. Узнав у супруги, что Федя 3-х лет тоже будет причащаться, свечница побежала в алтарь предупреждать, что будут причастники. Старенький алтарник с наездом спрашивал, вы что будете исповедоваться? - Да! - Почему же вы молчите!? Храм удобно расположен, но такое не очень приветливое отношение немного отталкивает. Священник тоже поднаехал: А вы когда пришли? - На втором антифоне. - Приходите раньше, чтобы этого не было. Вчерашняя встреча с другом с которым есть недомолвки, у партнера большие финансоые проблемы, не очень ласковое отношение в храме, сегодня создают такое блаженно радостное состояние. Считаю, нужно свидетельствовать все как есть, что не каждый день серде переполнено детской радостью. Но и взять и перестать причащаться сейчас для меня представляется настолько диким и неестественным! Конечно данная ситуация меня разлучает со многими для меня близкими людьми. Появляются и у них и у меня искушения. Я кажется начинаю понимать, что со временем я привыкну к этому. В любом случае факт присутствия Христа во причастии, факт совершения службы Самим Христом, меняет полностью представления о духовной жизни. Приходится как бы подстраиваться под общепринятый тренд, отхождение от которого для подавляющего большинства просто вечной смерти подобно. И живя с этим страхом подавлены, задавлены, заглушены многие струны веры, любви. Есть страх, есть множество театральности. При этом подавлены практически все. Психика не выдерживает, тело дает сбои, аскетические опыты не приводят ни к чему хорошему. Это написано у большинства на лицах. Живой ребенок в храме немного разгоняет данные настрои. Как будто ворвался ангел в мрачный мир, в котором Христос не пришел, или далеко, в котором мы все настолько грешники, что от уныния и тоски совершаем над самими собой суд. Федя радостно бегает вокруг мамы, вместе с ней встает на колени, подходит к аналою и просит его поднять, чтобы поцеловать икону. Прыгает по плиткам как в детских играх. После причастия я делюсь своими рассждениями с супругой: людей в храме и так нет, причащались только мы, как вообще такое возможно? Что это за царство смерти такое? Служим в Царстве Божием, возносимся духом на небеса, а по факту имеем просто умирающих невзрачных прихожан и служащих. А как же призыв апостола: непрестанно радуйтесь! Нет сил выдавить из себя ни улыбки, ни приветливого отношения. Это не осуждение, а сожаление. Увы, я прекрасно понимаю эту тягость духа, она меня пасла 20 и более лет. Ослаблялась тогда, когда я предавал забвению полностью церковную жизнь. Психика видимо не выдерживала, и просто самозащищаясь блокировала всю религиозную настроенность. Как я это расцениваю? Как неправильную духовную жизнь, которая ведет к очень глубокому поражению сил тела и души, при этом надежды и ожидания были направлены к свету. Казалось, еще немного попостимся, помолимся, и мы переломим свою греховность и Бог нас вознаградит. Это с нашей точки зрения. С точки зрения Евангелия: Иисус Христос пришел спасти погибшее! Царствие Божие приблизилось к нам! Но мы с упорностью продолжаем отрабатывать ветхозаветные и языческие духовные практики. Иоанн Богослов не зря предупреждал о том, что дух антихриста или лжехриста уже в мире. И учил как нужно различать духа заблуждения от духа Божия. Христос утешает! Повышенное состояние духа, теплота внутри говорит о том, что мы со Христом, и что причастились Христом! Слава Богу за все! Наблюдая за своим каналом, я вижу как часто на канал пишут жалобы, и канал отправляется на проверку, не цитируется. Также подписавшиеся ранее люди в 95% отписываются. Пишу о Христе воплотившемся, а наша духовная традиция видим в этом опасность, прелесть и прочее. Увы! Увы! Увы! Есть в этом некоторое мучение от одиночества такого мнения. Это смиряет. Христос Воскресе!
2 недели назад
Евхаристический дневник. День 13. Ночь прошла очень тревожно. Уснул во время просмотра остросюжетного фильма. Сюжет продолжался во сне. Спал неспокойно. Проснулся от того, что блеют истошно козы. Выглянул в окно, одна коза гонялась за другой и истошно орала. Это наложилось на сон и создало нормальный такой кошмар для меня. Я присмотрелся в темноту и понял, что это не коза гоняет козу, а огромный белый пес. Мне и так было страшно, а тут еще волкоподобная собака во дворе. Я на автомате с ужаса открыл дверь и максимально громко заорал. Пришел в себя. Собака продолжала гонять козу. Оделся. Включил прожектор. Вышел и взял большую палку. Стучал палкой по стальным столбам максимально создавая шум. Все затихло. Вышел на улицу. Темно. Горят фонари. Идет сильный дождь. Все немного отдает нереальностью. У нашего дома стоит кто-то. Эта фигура вернула меня окончательно изо сна с кошмарами и реальными кошмарами у меня во дворе. Соседка. У нее сбежал пес. Все! Теперь все понятно. Никакой угрозы ни нам, ни козам. Молодой пес просто вырвался и как-то к нам проник за ограду. В итоге утром я был никакой. Поэтому долго молился, чтобы Господь дал сил ехать на Литургию. Машина. Пробки. По телефону звучит последование ко Причастию. Мысли быстро настраиваются на Христа, на Причастие, на Литургию. Очередной храм. Были в нем неделю назад. Зашел на Блаженнах. Блаженны алчущие и жаждущие правды... Хор из трех женских голосов стройно поет. Я уже привык и не подпеваю басом. Это отвлекает. С самого начала очень глубокий настрой и ощущение близости духовного мира. Не могу выделить в нем Христа ощутительно. Но само собой произвольно пришедшее хорошее состояние с самого первого момента присутствия в храме меня затягивает. Не пугаюсь, ничего не жду. Значит так нужно. Чувства переполняют. Из апостола и Евангелия понятны лишь отдельные слова. Думаю не только мне. Обычное дело. На сугубой ектенье достаю помянник на смартфоне. Поминаю всех людей, которые записаны, в принципе там все, кого я знаю. Мне так хорошо на Литургии, что считаю, что поминание всех знаемых мной людей сокрушают мою гордость и тщеславие, а также немного приобщают всех поминаемых к благодати Литургии и Христа. Так мы хотим или не хотим, причащаясь, приближаем и наших близких ко Христу. Начиная с Херувимской ощутимо мы входим в иной мир, вознесение в Царство делает стояние на ногах легким. Как хорошо, что мы стоим, а не сидим! Мы таким образом готовы вознестись к Престолу Святой Троицы, и быть как Херувимы, тогда как католики и протестанты ждут как в зрительном зале, что к ним сойдет Христос. Довольно серьезное различие. Стоять легко. Такое чувство, что можно и взлететь. Теплота внутри, в сердце очень благотворно действует. Я счастлив и благодарю Христа за такие возможности - быть в разных храмах и участвовать в этих торжествах. В момент преосуществления приходят мысли отца Александра Шмемана, что все католичество и протестанство озабочено тем, когда конкретно происходит преосуществление, а в принципе эти размышления отводят нас от Царства и от Христа. Христос с самого начала Литургии с нами, и постепенно нас готовит и возносит в Царство. Причастие. Кульминация. Спокойно вкушаем. Христос в нас. Как будто шагнули за другую черту. Благодарственное окончание Литургии. Совсем все по-другому отзывается в сердце. Мы снова были у Христа, со Христом. Милостивый и любящий образ Христа Бога Нашего полностью поглощает. По пути домой приходят мысли, что я только-только при действии Христа во мне прихожу в себя. То состояние, которое длилось 20 лет при крайне редком причастии завело меня и нашу семью в глубочайший духовный, психологический, бытовой кризис. Я источился до самого дна и не осознавал этого. Исцеление происходит медленно. Христос не торопит меня, значит так нужно. Теперь я совсем не могу без Господа Нашего Иисуса Христа, Которого мы познаем в Хлебе Насущном каждый день. Чувствую, как Господь возвращает меня к жизни. Мое падение и истощение было намного более глубоким. И даже возвращение физических сил этому доказательство. Хорошо продвинулись в ремонте кровли. Христос посреди нас!
2 недели назад
24.09.2025 Свет Христов просвещает всех! Спешу засвидетельствовать очередное Причащение, очередную Литургию, очередную встречу со Христом. Такая форма свидетельствования о Христе во Причастии в виде ведения Евхаристического дневника появилась у меня несколько дней назад, можно сказать случайно. Хотя, лично считаю, что все, что связано с Иисусом Христом не может быть случайным. Но и сказать-написать: так Господь сказал сделать, тоже не могу здесь, хотя иногда в разговоре с друзьями рискую объяснить таким образом некоторые свои действия. Когда мы Христа осязаем силами нашего ума, души, сердца, когда чувствуем как Литургия нас возвышает к Царству Небесному, и присутствие Христа пересиливает наше сомнение и нашу рассеянность, то в такой очевидности близости Бога к нам, причем в том числе и Воплощенного Бога - Христа, понимаешь, что роль Христа в нашей жизни намного больше, чем мы можем себе представить. "Без Меня не можете ничего делать" - это объясняет все факты нашей жизни, в которой проявляется Христос. Поэтому для меня появление даже такого термина и такого направления в моем канале как Евхаристический дневник - это есть результат ежедневных причастий, встреч со Христом. И я благодарен Христу Богу, что Христос подарил мне этот евхаристический дневник. Это свидетельствование о действительной силе и влиянии на нас Причастия, Христа во Причастии, Которое мы получаем находясь на Божественной Литургии - Ворота, Двери в Царство Божие - есть очень благодатное делание. Дополнительное воспоминание Христа, с Которым мы недавно, час-два назад соединились, продлевает в нас это пребывание в Царстве со Христом, а само исповедание таким образом Христа, есть исполнение повеления Христа своим ученикам: И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Утренний взор во время просыпания и понимания, что нужно снова сделать усилие и пойти на Литургию для ежедневного причастия, упал на маленький храм, в котором я ни разу не был. Там оказалось для маленького храма довольно много людей. Служил знакомый с детства, и мой друг. Очень понравилась его манера вести службу. Он как только была возможность подпевал басом хору из двух девушек, и даже на Великом Входе уже стоя на амвоне спокойно допевал ".. отложим попечение". Все молитвы, особенно на Херувимской и на Милости Мира читал на распев и очень громко, неторопясь. Я был можно сказать покорен, и тем более, что это мой друг, и тем более я такого пока еще ни от кого не слышал. Между отпустом и требами в свой адрес получил: "Как тебя сюда занесло?". От неожиданности я только и сказал: "Господь". А батюшка продолжал панихиду. Так и не пообщались, нужно было на работу. Надеюсь не в последний раз. Идя до машины, ощутил в сердце глубокое смирение и кротость. Радость от них иная. Это ощущение Кроткого и Смиренного Агнца - Христа может быть бывало раз или два до этого. И сейчас, когда пишу, эта же кротость возвращается. Ум при этом пребывает в интересном состоянии. Во время завтрака подумал, что я уже начинаю забывать про уныние. Я спокоен. Хотя с работой проблемы. Но я спокоен, потому что получаю сигналы, что это просто очень неспешное начало хорошего дела. И все не бывает быстро. Тем более, что Господь поставил ремонтировать крышу на доме, и по отсутствии иной возможности, все приходится делать самому - занятие есть, причастие есть. В этом городе пока Господь меня ограждал от священников, которые создают дополнительные препятствия перед причастием. Я этот отдых, это расслабленное в этом отношении состояние, когда всецело предаешься Литургии, а не переживаниям: причастят, не причастят, очень ценю и оно очень благотворно на мне отзывается. Словно в санатории нахожусь. И благодаря длительному пребыванию в благодатных условиях мои тело, ум и душа приходят в спокойствие, умиротворенность. Тело продолжает радовать бодростью, есть положительные тенденции. И опять же, все очень постепенно. Так и вспоминаются слова Иоанна Кронштадтского о том, что как все медленно происходит в положительном направлении, но в тоже время результат удивляет своим постоянством и устойчивостью. Слава Богу! ХВ!
3 недели назад