Знаменитое святилище Задалесской Матери - не единственная святыня этого склона над въездом в Дигорию. В сторону Скалистого хребта через горные пастбища уходит дорога, постепенно становящаяся едва различимой тропой в цветущих лугах и перелесках:.
Донифарс с неё виден от края до края, а слева сияют вершины над Стур-Дигорой:
Ну а к геометричным обрывам горы Васкеса (2419м), название которой вновь напоминает о праиндоевропейском единстве, стоит приглядеться:
Там висит разрушенный галуан Седановых, также известный как Замок Трёх сестёр. Конечно же, не без своих трагических легенд о подступившим к его подножью отряде то ли кого-то из кабардинского князей, то ли даже неистового иранского Надир-шаха в середине 18 века:
Попасть в замок можно было только по верёвочному мосту или узким тайным тропкам, которыми туда по ночам носили воду три сестры из рода Седанаты. Однажды, как водится, они были схвачены врагами, и одна из них, не растерявшись, предложила князю показать тропу и стать его женой впридачу, но только если прямо сейчас, у неё на глазах, он убьёт двух других сестёр.
Думаю, вы уже догадались, что было дальше: девушка спасла их от бесчестья, а следом и сама приняла куда более мучительную смерть. Теперь могилами сестёр почитаются вон те валуны на скалах, словно уложенные туда незримой силой - и скорее ради них, чем ради самого замка, туда может и стоило взойти.
Теперь посмотрим на скалу левее. Треугольная пещера - это наша цель, а вот справа... видите?
Это галуан Дзулаевых, также известный как Греческий замок (рунет, увы, не знает, в честь чего) или Полуденная башня - так его прозвали в Донифарсе, где ровно в полдень солнце "зажигало" на стене белый огонёк его стен. Что удивительно - замок действительно неприступен: пишут, к нему нет ни одной тропы, а защитники, быть может, забирались наверх по верёвкам.
Да и к нашей цели финальный подъём не назвать прогулкой:
Вот и Дигори-Изад, главный дзуар всей Дигории, посвящённый Уастырджи:
Дверцу в стене, преграждающей грот, оказалось нетрудно открыть:
Ну а грот... кажется, тут молились ещё скифы с их культом рогатых животных, упряжка которых возит в иные миры. О былом единстве норвежца с индусом и португальца с пуштуном напоминают именно такие вот святилища, в далёких, например, горах Памира полные архаровых рогов. Здесь рога, поднесённые охотниками (а охотились тогда все) явно копились веками: если туры (горные козлы) и олени, хотя и (судя по этим рогам) сильно измельчавшие, на Кавказе ещё водятся, то горного лося или зубра-домбая в Осетии последний раз видели лет так 150 назад.
Ну а вещи на столах, круглый трёхногий фынг и "носилки" для мяса напоминали о том, что великий кувд на праздник Наны Задалески прошёл считанные дни назад:
Покидаем Дигори-Изад. В проёме между гор видна плоскость, или точнее - Гребень уходящего до самой Чечни Сунженского хребта:
Вся прогулка к дзуара заняла часа полтора.
См. также: