Село Задалеск висит над обрывом у въезда в Дигорию. Звучное название, у Наташи вызвавшее ассоциации с блеском, а у меня с простым Залесском, так и вопиет в пользу гипотезы о том, что колесо придумали на Кавказе, а такие разные потомки первых ездунов теперь зовутся индоевропейцы. Тем более что название это не дигорское и для осетин звучит так же чудно, как для нас.
На кадре выше - вид на Задалеск из Мацуты, села-развилки выше по ущелью, которое я покажу только в следующей части. Подъёмов к Задалеску от асфальтовой дороги несколько, и главное по ошибке не нырнуть в первый из них у самого выхода из теснины.
В меру паршивая, но в общем проезжая серпантинистая грунтовка отходит где-то на пол-пути до Мацуты. Чуть не доезжая села - часовня Рождества Богородицы (1999) с архитектурой трансформаторной будки. Но и это немало, если учесть, что построила её своими руками одна семья Текоевых.
Чуть выше - небольшое кладбище с парой цыртов:
И даже целым цыртдзаваном на фоне донифарсских круч:
С ним странно перекликается красноармейский белый обелиск, который вот тут заметен в перспективе улицы. А что за женщина венчает родник в самом центре села - о, за её историей мы и поднялись в Задалеск:
Корректнее - в Нижний Задалеск: есть ещё Верхний буквально на следующей террасе склона (за буковками) и едва различимый тут справа Ханаз, от которого осталась пара домов, замок и кладбище.
В сумме - мегаполис по дигорским меркам в почти полторы сотни жителей! В Нижнем Задалеске обитаемые дома перемешаны с руинами, однако нам даже нашлось, у кого спросить дорогу...
К совсем не выделяющемуся на фоне прочих дому Нана Задалески с невысокими воротами, закрытыми на шпингалет:
У входа - бронзовый котёл, в котором на старинных праздниках варили осетинское пиво:
Нана Задалески значит просто Задалесская Мать - легенда гласит, что в конце 14 века, когда Алания была разорена Тамерланом, по руинам её городов ходила некая женщина, спустившаяся с этих гор. Она искала выживших, и вот - вернулась в Задалеск с 16 сиротами. Легенда, которую любят повторять в путеводителях, весь дигорский народ считает их потомками, но каноничнее версия, что Нана Задалесски, вернувшись домой, отказалась передать детей в местные семьи, и воспитывала их сама. В общем, она - не мать-прародительница, а кто-то вроде современных Праведников Мира, и белая войлочная фигура олицетворяет одно из прозвищ Наны - Ангел Алании:
Рядом - лесенка к фундаменту средневекового дома Текоевых, где, по преданиями, Нана и нашла приют. Бумажки внизу - само собой, не мусор, а чьи-то записки с молитвами о благополучии уже своих детей:
Нынешний музей на средневековом фундаменте построил в 1994-95 годах горский (по вузу во Владикавказе!) профессор философии Анзор Хачиров. Если угол слева от двери представляет собой святилище, то справа воссоздан интерьер с этюдом жизни Наны и её воспитанников:
По сути - неплохая этнографическая экспозиция из собранных по домам Дигории предметов старины. Причём из всех музеев Осетии только тут над очагом (кьона) и его священной цепью (сафа) догадались соорудить дымарь. Вообще же, помню, как сильно я удивился, найдя в Армении на мемориале судьбоносной для народы битвы с младотурками этнографический музей. Теперь же я понимаю, что это "фишка" всего Кавказа - музеи спасённых миров:
Вход в музей - бесплатный, а внутри нет смотрителя - горцы, кажется, простодушно верят, что в святое место не придёт вор или безумец. В пристройке - конечно же, комната для кувдов (ритуальных застолий): большой праздник Наны Задалесской проходит в третью субботу июля, и мы (посетив в ту поездку два других крупных праздника) с ним разминулись на считанные дни.