В России много странных регионов верхнего уровня, существование которых, порой вызывает вопросы. В течение последних 100 лет их то создают, то упраздняют, то перемещают границы, административные центры и прочее. Когда коту нечем заняться, он сами знаете, что делает.
Один из таковых - Коми-Пермяцкий автономный округ. Созданный ещё при Сталине, в новой России он первым выбыл из субъектов федерации, будучи в 2005 году включённым в Пермскую область, которая с тех пор называется Пермский край.
По официальной версии упразднили Комиокруг (на сленге) по причине крайней нищеты и полной экономической несостоятельности.
По доходам на душу населения КПАО накануне своей ликвидации болтался где-то внизу списка, вместе с Тувой и Ингушетией. В здешнем автопарке была самая низкая в России доля иномарок (менее 3%), зато потребления алкоголя на душу населения - одно из самых высоких в стране.
Стерев с карты государства данный субъект, федеральные власти переложили заботу об убыточной территории на богатую промышленную Пермь.
Довелось за сутки проехать автостопом через весь бывший регион. Покажу и расскажу, что он из себя представляет в наши дни. И каким он предстал моим глазам одной дождливой осенью.
Исполненный маршрут: Усолье - Кудымкар - Юрла - Гайны - Усть-Чёрная. И далее на Сыктывкар.
Вид дороги на Кудымкар не внушал ничего хорошего, так же как и прогноз погоды на ближайшие дни. Всё продолжающиеся осенние дожди окончательно убили "Транс-Коми-Пермякскую автомагистраль", но конечно же, это меня не останавливало, ведь по маршруту, по которому я хотел двигаться изначально (через Северный Урал) вообще ожидался снег и стабильная минусовая температура.
По этой грязи даже раз в день ходит ПАЗик, и он как раз собирался ехать, однако я справедливо полагал, что без труда обгоню его на попутках. Так и вышло. Вечером выезжаю из-под Усолья, почти сразу поймав навороченный "Джип" с узбеком за рулём.
- Салам Алейкум.
Говорит, что привозил в "Белый Лебедь" своему другу, сидящему на пожизненном (?), жену аж из Узбекистана, на строгаче такое допустимо только на 3 дня раз в год. Вот едет обратно. Беда в том, что женщина не переносит езды на авто. Лежит молчит на задних сиденьях. Пару раз сделали "профилактическую остановку". По-русски она вообще не понимает, как и большинство жителей современного Узбекистана.
На вопрос "почему едет здесь" сослался на навигатор. Да, вижу. Порой приборы строят какие-то невменяемые маршруты,. При любом раскладе куда угодно (Кроме Коми) ехать через Пермь было бы намного комфортней и быстрее.
Списываю ситуацию на персональную Божью помощь.
Вообще люблю узбеков, и всяких других подобных нацменов. Сомневаюсь, что русские в массе своей способны на такой поступок. К сожалению.
У Кудымкара узбекам налево, мне направо.
Ок йул - доброго пути.
Кромешная тьма и сырость, но в километре нашлось сухое местечко, где вышла комфортная ночёвка.
С утра поглядел издалека на Кудымкар, бывшую столицу округа, и решил, что мне туда не надо. Сейчас листаю оттуда чей-то фоторепортаж и понимаю, что всё правильно сделал.
Собственно, Комиокруг - это земля деревень. Кудымкар - единственный город бывшего образования. Ну как город, со стороны и не скажешь, хотя несколько "городских" зданий и впрямь имеется. Остальные райцентры - вполне официально являются сёлами.
Название интересное и с историей. "Кудымкар" в переводе значит Кудымов город. Приставка "Кар" вообще характерна для угорских регионов. Ну а Кудым - это богатырь, рождённый медведем и одноглазой жрицей Пэвсин. Эпичный лидер пермяцкого народа. Он ездил на гигантском лосе, от вражеских стрел его хранил амулет в виде головы медведя, а любую рану Кудым мог залечить, прижавшись ей к земле.
Кстати говоря, из десятка автономных округов России и вообще всяких национальных образований КПАО, был самым национальным: коми-пермяки тут составляют более 60% населения, чем не могут похвастать даже "соседи" из республики Коми.
Вместе с тем, в РФ есть странный Ханты-мансийский АО, где титульной нации менее 2% населения и Еврейская область с 0,5% евреев. Список далеко не исчерпывающий.
Райцентр Юрла:
Выглядит скучно, но в рамках РФ вполне прилично.
А вообще, как и столетия назад, эти земли представляют собой огромную территорию, покрытую тайгой, которую аборигены называют "парма", да редкие сёла-деревеньки с певучими именами на довольно большом расстоянии друг от друга, вокруг которых всё ещё существуют земли, взятые в сельхозоборот.
И вьющаяся лента "Транс-Коми-Пермякской" автомагистрали среди лесных пустошей.
Дорога нормальная, даже, по началу, асфальтированная. Вообще, по наблюдениям, на периферии РФ если что и меняется в лучшую сторону, то это дороги. По крайней мере, транзитные и главные направления. Верите?
А так, личные впечатления от Комиокруга - забвение, видимая нищета и угасание, хотя в целом, маленькие деревеньки выглядят живее, чем в центральной России.
Гнетущая атмосфера подчёркивается соответствующей погодой.
Запомнились массивные, похожие на ДОТы, павильоны автобусных остановок, но самих автобусов тут от нуля до аж одного в сутки.
Мне часто пишут в комментариях, мол зачем, я публикую такие депрессивные виды, рассказываю о негативных сторонах жизни, затрагиваю неприглядные темы и вообще дискредитирую родину.
Отвечаю. Я просто много путешествовал по России в границах 1990 года. Мне не нравятся большие города и заезженные достопримечательности и маршруты. Мне мало интересны другие государства и вообще туризм, как явление. Я перемещаюсь по глубинкам внутри провинций, будь то Камчатка, Дагестан или Тверская область.
Ну и собственно я не имею обыкновения нагнетать обстановку, не копаюсь в "мусоре" и не ищу что-то, чтобы кого-то или чего-то специально задеть.
Я лишь объективно описываю реальность, да - в мелочах и восприятии могут быть неточности, даже не так... просто личные суждения, обусловленные индивидуальным разумом, а выводы... я вообще не делаю выводы, если кто-то не заметил. Главное правило хорошего документалиста - не делать выводов и не давать оценок.
Я не без основания считаю ДП лучшим проектом в своей нише, главным образом за счёт нешаблонный локаций и повествования.
А вот кто выводы делает, так это читатели. Ну пускай. Всё в глазах смотрящего. Я же вообще не мыслю в категориях "плохой" \"хороший", как их понимает обыватель.
Я, обычный христианин, проживающий на территории Северной Евразии, часть которой подконтрольна ООО "Государству "Российская Федерация", но, являясь подчёркнуто аполитичным, никакого отношения к официальной позиции этого государства и политических сил любой направленности, я не имею, каких бы вопросов они не касалась.
Уйдя во внутреннюю эмиграцию, я не участвую в выборах публичной власти, по минимуму контактирую с любыми органами и системными организациями, начиная от образовательных учреждений и заканчивая администрацией, тем самым снимая с себя большую толику ответственности за происходящее. И планирую с Божьей помощью так делать и впредь. Чего и всем желаю.
Стараясь придерживаться вышеобозначенной этики, душой не кривлю. Вот она реальная Россия:
Опять, как в годы золотые,
Три стёртых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи...
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,
- Как слёзы первые любви!
Так выглядит районный центр Гайны. Население - 3500 человек. Посмотрите и засвидетельствуйте, как вы замечательно живёте. Вот один из критериев: если можно пройти по улице без резиновых сапог после дождя, уже всё не так плохо.
Гайны стоят на Каме - одной из крупнейших рек страны. Кама - самый большой приток Волги, и с точки зрения геологии, она древнее Волги, а в устье даже обладает большей полноводностью.
По всем признакам именно Кама должна впадать в Каспий и быть главной Российской рекой, но что-то пошло не так...
Что получил округ от вхождения в Пермскую область? По по словам местных, лучше от этого жить не стало, зато по всяким бумажным делам теперь не в Кудымкар приходится ездить, а в Пермь.
Вся суть административных реформ РФ последних лет.
Из экономики - осталась исключительно лесодобыча, но за советские годы тайга сильно порядела, вывозить кругляк становится всё дольше и сложнее.
Первозданной тайги в доступной местности фактически не осталось, кусты да молодняк. Всё вырубили.
Население занято либо в госсекторе, либо уезжают на вахты, либо мелкие дельцы.
Один из таких был подвозивший армянин. Впечатлившись путешествием, сказал, что могу взять что угодно в продуктовом магазине бесплатно, обидевшись, когда отказался. Взял бутылку с водой, в итоге. Зачем вообще в таких местах продают воду?)
Ещё подвозил коми-краевед (говорить "комяк" считается ругательством по типу "хач" или "жид"). Из его рассказа запомнил, что у человека, по пермяцким поверьям, две души, одна из которых после смерти уходит в загробный мир, а другая остаётся бродить по парме.
Занятно.
Ближе к вечеру добрался до края округа - посёлка Усть-Чёрная.
Милиционер за рулём сомневался, что я смогу уехать сегодня и предлагал утроить в посёлке. Даже дал ориентиры. Но воодушевленный достаточно быстрым перемещением по этой глуши, я полагал, что смогу продолжить перемещение в пространстве.
Ага щас, за три часа до наступления темноты, так никто и не поехал.
Думаю, идти ли искать обозначенный барак с синей крышей. Но решил, что игра не стоит свеч. Продрогший, в 40 метрах от обочины залезаю в тёплый спальник, успевая до очередного усиления дождя.
Оказалось, что трафик по дороге на Сыктывкар крайне скудный. На следующие сутки меня ждал, почти целый день "автостопа".
В ожидании попутки жгу костёр прямо на обочине. Читаю Библию. Периодически идёт дождь.
Рядом сидит добродушная собака, даже угостить нечем. С другой стороны, она и не просит.
Пару машин проехали, не остановившись. Может не захотели, может места нет, а может за грибами едут. Либо Небо не хочет, чтобы я двигался дальше.
Вокруг только грибы. Я нахожусь в грибной "житнице" России. По словам аборигенов, за лето на сборе можно заработать даже больше миллиона, если из лесу не вылазить.
Наконец уезжаю, как раз с грибниками, поведавшими о всех тайнах и тонкостях профессии. Но уже несезон, потому и трафика нет.
Пересадка в машину к следующим грибникам на знаковом месте - бывшей узловой станции Верхняя Турунья бывшей Гайно-Кайской ЖД. Уже десять лет как ни станции, ни самой ЖД. От 400 километров осталось где-то 30, в Кировской области.
Вот и Коми АССР, как гласит дорожный указатель. А с поворота на Койгородок даже начинается асфальт.
Всем спасибо, кто помог и кто внимательно вдумчиво прочитал.
Закрытый клуб ДП. Доп главы и поддержка автора в условиях тотальных санкций рунета здесь:
Смотрите также: