Одним морозным зимним днём я отправился по запутанному маршруту из окрестностей Петрозаводска в Подмосковье.
Не то, чтобы я хотел сделать это в лютые морозы (и вообще не то, чтобы я хотел это сделать), но так распорядилось Провидение.
Эта небольшая поездка была насыщена маленькими приключениями, необычными встречами и удивительными местами. И сейчас, когда на русском севере снова установилась морозная погода, мне хочется вспомнить те памятные дни.
Иногда в расписаниях РЖД появляются редкие поезда (так называемые допы). Обычно это случается в период праздников или больших ремонтов.
В Твери сажусь на подобный поезд. То ли Москва - Кандалакша, то ли Апатиты. Но суть в том, что купе до одной из дальних станций стоило каких то смешных денег - несколько сотен рублей.
Эксклюзивный вагон производства ГДР. Внутри молодой человек. Всматриваюсь в черты лица.
- Привет. Карел?
- Привет. Да.
- А я тоже немножко карел)
- Из тверских что ли?)
Приятно осознавать, что в Карелии не забыли своих дальних сородичей. За чаем проговорили до самого Бологого и спать.
До Сегежи этот поезд останавливается очень редко, только по самым важным станциям, а после идёт чуть ли ни как электричка! Но, тем не менее, перед карельской столицей мы делаем странную остановку на маленькой станции в окрестностях. Более того, это чуть ли не единственный поезд, что здесь останавливается, а мне это и надо.
Хорошо выспавшийся, выхожу на станции Деревянка, будучи здесь единственным пассажиром.
Ну всё, моя цель добраться из Карелии до Тверской Карелии исключительно на попутках. Как оказалось позже, иначе зимой сделать это по задуманному маршруту и невозможно. Почему? Скоро узнаете.
Я особо не ведал, что меня ждёт. Знал только, что будут морозы до - 35, что будут глухие узкие трассы с минимумом машин и знал, что проехать эти 1000 км мне надо за 3 дня. На самом деле не самая тривиальная задача в заданных условиях.
В рюкзаке плещется термос, пополненный в вагоне, греет спину дополнительная тёплая одежда, а на случай форс мажора - коробок спичек и зажигалка. Да, опасения насчёт того, что придётся ночевать в лесу у костра совсем неиллюзорны. Понадобятся ли спички?
А пока иду из убогого посёлка, чтобы ловить первую попутку.
На выезде уже стоит человек, который пытается уехать таким же образом. Вообще, автостоп - частое явление в глубинке, в отсутствии общественного транспорта. В РФ дожились до того, что уже существуют целые районы совсем без ОТ, либо с расписанием по типу "каждый чётный четверг". Частникам не выгодно, а муниципалитетам лишние траты не к чему.
Дорожный этикет говорит о том, что не стоит мешать. Ухожу за пределы видимости вперёд и... останавливаю первую же попутку.
- А чего ты тому мужику не остановил?
Паренёк замешкался, говорит, "пока думал - проехал, а с тобой уже не надо было думать))". Мораль - не тот уедет первым, кто первый стоит, а тот, кому благоволит Небо.
По образованию - инженер КИПиА, недавно закончил высшее учебное заведение. Но вынужден работать шофёром, развозя продукты по магазинам разрозненных посёлков, так как ИТР платят на уровне 1.5 МРОТ. За баранкой - раза в два больше. В общем-то, проблема серьёзная и правдивая, в Пыняленде сложилась парадоксальная ситуация, когда всякие курьеры и офисные работники (особенно в Мск) получают значительно больше, чем квалифицированные инженеры, рабочие и научные сотрудники.
А я ведь тоже инженер КИПиА, правда совсем без профильного образования. Во дела, первый собеседник тоже карел, второй - тоже КИП`овец.
99% автотрафика из Деревянки налево. Большая удача поймать машину сразу на юг. Хороший интеллигентный парень, говорит, если хочу что-нибудь сфотографировать, остановится где угодно. Не стал пользоваться его добротой, хотя проехали красивую заброшенную церковь. Публикую её фотографии из сети.
В этой машине можно было бы задержаться, но имеются иной раз длительные остановки на разгрузку, а я тороплюсь. Буду ловить другую попутку, если не уеду - у меня теперь есть подстраховка)
Большинство населённых пунктов на прионежской трассе заканчиваются на "- река", "- озеро", "- ручей". Это полурусифицированные карельские (вепсские) названия. На языке титульной нации они бы заканчивались на -"ярви", - "йоки", - "лампа" и т.п.
Вообще, весь север в таких названиях.
Местная столица - Шёлтозеро. Шёлтозеро - культурный и духовный центр вепсов. Столица малочисленного сейчас (5-6 тыс. чел.) финно-угорского народа. До 1918 - чудь, это обозначение до сих пор имеет более широкое распространение.
Отличается от прочих старинных онежских селений тем, что информация на знаках дублируется на вепсский язык.
В целом, в Карелии хватает региональных странностей. Титульной нации в республике, даже если считать всякую чудь - процентов 5. При этом, карельский язык имеет высокий статус и записывается латиницей. Что запрещено федеральным законодательством. Вместе с вепсским - это единственные два языка из коренных народов РФ, для которых сделали исключение. Хотя кириллический алфавит для карельского существует, он был основным до 50-х и по мнению многих лингвистов является более подходящим для данного языка.
В центре села - большой старинный терем с резьбой, отданный под этнографический музей вепсов.
Зашёл, погрелся, пофотографировал. Не впечатлило, хотя даже из Финляндии сюда приезжают.
Приобщайтесь к вепсской культуре снаружи.
Пообедал в местной столовке. Иду стопить дальше.
Трафик после Шёлтозера конкретно падает. Это всегда так, чем ближе к границе региона, тем меньше машин. А границы регионов пересекает самый мизер, который за день, порой, можно пересчитать по пальцам.
У следующей деревни надоело ждать, пошёл прогуляться к Онеге.
Нет, собака не околела от холода, просто увязалась вместе со мной.
Простор! Онега настолько большая, что замерзает только в январе, а может и вообще не замёрзнуть. Зимы в Карелии мягкие, да и сейчас едва ли ниже - 15, а на солнце и того теплее.
Вдалеке торосы (?) - нагромождения льда. Видать, был шторм, когда ледяной покров ещё не до конца сформировался.
Неугомонная собака, всё наяривает круги вокруг меня.
Пока, наконец, меня не забрала газелька Почты России.
Почта тоже останавливалась чуть ли не в каждой деревне, но ненадолго, а мне и хорошо, могу чуть погулять и осмотреться.
Вообще таким службам запрещено брать попутчиков, но я рад, что в глубинке игнорируют безбожные предостережения. До сих пор можно и проехать в локомотиве и переночевать в служебную гостиницу бесплатно пустят, спасибо.
А кто придерживается правил, Бог им судия.
Почтовая карета едет до последней карельской деревне Каскесручей. Я опять предоставлен воле случая.
А как дорога, хорошая? Не знаю, зима все изъяны сглаживает. Не зря водители севере её так любят.
Но навигатор по запросу Петрозаводск - Вытегра, куда я сегодня направляюсь, показывает два актуальных маршрута. Через Пудож и аж через Лодейное Поле! Думаю, он не прав и в любом случае быстрее и лучше проехать по "прионежскому шоссе" на западном берегу, где я сейчас нахожусь.
Ленинградская область. Название на табличке продублировано на вепсском. Во дела! Смысла в этом, конечно, никакого, но как культурная фишка располагает.
А деревни совсем не выглядят уныло. Да, заброшек много, но жизнь ещё есть.
А вдалеке заметённый храмовый комплекс.
Определённо надо сходить!
Сейчас данная тематика в дзене не в почёте, буду благодарен за лайк рублём здесь или напрямую 4893 4702 7888 9453. Канал существует благодаря вашей активности. Спасибо.
Из старого не попавшего в ленту: