Продолжая свой путь вдоль БелКомУра, я прибыл в Сыктывкар.
Сам город особо ничем не запомнился, кроме того, что расположен вокруг действующего (!) аэропорта. Такое положение дел не всех устраивает, но строительство нового заморожено из-за "нехватки средств". А всё, что соорудили, уже пришло в негодность. Существует ли ещё где-то подобный расклад?
Также Сыктывкар связан с сетью РЖД. Наконец-то снова железнодорожье и можно пересесть на поезда. Меня интересует конкретный маршрут Сыктывкар - Кослан.
Железные дороги Коми - не самое банальное место, редко кто добирается до этого дальнего уголка сети. Тем не менее, про "тупичок" есть что рассказать. Места даже уникальные в своём роде.
Железные дороги в Коми представляют из себя условно магистральную линию в Воркуту (историческая Печорская железная дорога), от которой отпочковываются множество тупиковый ветвей. Получается этакое оборванное заваленное дерево. Все ЖД неэлектрифицированные, большая часть однопутные.
Современный смысл существования - вывоз природных ресурсов. Уголь, лес, бокситы и далее по убывающей.
Но есть и пассажирские перевозки. Ещё бы их не было в глухом бездорожном крае! В Воркуту вообще можно доехать хоть на каком-то автотранспорте? Пишите в комментарии, кто знает.
А Коми в плане поездов - удивительное место. Здесь существует несколько внутриреспубликанских рейсов дальнего следования, не покидающих пределы региона. Редчайшее явление.
Встречаются и одновагонные пригородные поезда.
Иногда "пригородку" в Сыктывкар тянет настоящий паровоз!
Использование паровозов всё ещё возможно благодаря сохранившимся на основных станциях разворотным треугольникам, что связано с банальной нехваткой пассажирской техники.
В РФ всё ещё можно увидеть, когда пассажирский поезд тянет грузовой или маневровый локомотив, а для экономии топлива справедливо используют его "половинку".
Без разворотных треугольников, подобный поезд ехал бы кабиной назад, что нежелательно, а в пассажирском сообщении вообще запрещено.
В общем, треугольник - вещь необходимая и встречается повсеместно и по сей день.
Паровозы же завоёвывают всё новые направления. На сегодняшний день в регулярном движении их можно увидеть в Карелии, Тверской, Ярославской, Белгородской областях.
И хотя их рассматривают как ретро-локомотивы, ведут паровозы обыкновенные пригородные поезда, проехать в которых может любой желающий по стандартному тарифу. Даёшь всё больше паровозов в строй!
Я же паровоз не застал, еду в банальном ПДС под "тапком" (ТЭП-70) - Сыктывкар - Кослан.
Вернее, он не совсем обычный. Ввиду тупикового положения столицы - Сыктывкара, выходит, что следует поезд из тупика в другой тупик. Не припомню больше в РФ подобных маршрутов (вокзалы крупных городов не считаем). А тут их аж три. Сыктывкар - Кослан, Сыктывкар - Усинск, Сыктывкар - Воркута. До "великого всероссийского железнодорожного погрома" 2014 года был и 4-ый - Сыктывкар - Троицко-Печорск.
Вот что я называю Другой Путь.
Кстати, в город ЖД пришла достаточно поздно, в 60-е годы, хотя вид вокзала выдаёт в нём ещё сталинский проект.
Расположено здание, в отличие от аэровокзала, где-то "на отшибе" - напротив леса.
Поезд хоть и дальнего следования, по своему характеру больше напоминает пригородку: едет медленно и останавливается на каждом раздельном пункте и платформе - только в черте Сыктывкара их три, а потом будут всякие безымянные километры и разъезды. Однопутка же.
Вот станция Усть-Вымь, пропускаем кого-то. Естественно надо выйти и сфоткать, проигнорировав от жилетки глупый вопрос. "Снимать запрещено!".
Вокзалы - типовые из 60-х, много где такие стоят по "северам".
Середина сентября. Везде лето, в Коми - снег выпал.
Поезд короткий - 4 вагона. Для российских ПДС нехарактерная длина, обычно хотя-бы 7 да набирается, но внутри Коми людей живёт немного, свободных мест достаточно.
В ходу не каждый день.
Узловая Микунь. Единственная в Коми станция на 4 направления. Отсюда можно и на Москву и на Воркуту уехать, и куда только фантазии хватит.
Больше часа стоянка, меняют локомотив - прогулка, можно обойти пол 8000-ого городка.
А на станции - вечерний час пик. Почти одновременно прибывают рабочие поезда из Котласа и Ухты. Пригородные отменены, зато можно уехать бесплатно, если нет рейдов.
Вернувшись в свой изначально полупустой общий, я обнаружил внутри толпу цыган. Откуда цыгане в Коми, да ещё едут на Кослан? История умалчивает.
Нет, я ничего не имею против цыган и вообще стараюсь игнорировать предрассудки по поводу нацменов. Но цыгане - есть цыгане, галдёж на смеси русского и... цыганского (?).
Какие-то странные вопросы: всё это никак не вяжется с медиативным настроением путешествия по малодеятельной ветке, если вы понимаете о чём я. Благо, часть людей вышла, а остальные успокоились, хотя они ещё сыграют свою роль в моей истории.
А я, заварив кружечку и уйдя в другой конец вагона, всё таки настроился снова на нужный лад.
Вообще, вдоль всего маршрута идёт автодорога, и в таких условиях поезда в РФ обычно долго не живут. Логика властей - есть дорога, ездите по дороге, зачем вам ЖД? Даже разобрать могут. Но дороги в Коми - это скорее направления для вездеходов.
Вот как выглядит автодублёр:
Свежие комментарии от местных, а то напишут, что я вру, а фото из Канады,:
Потому поезд ходит и будет ходить, здесь даже пригородный существует.
Прибытие ночью, через 8 часов после отправления, обратно - вообще отсыпной рейс выходит: вдвойне удобно!
Всячески одобряю и ратую за ночные поезда. Поезда по возможности следует делать ночными, пускай даже искусственно замедляя. К сожалению, подобный подход мало где в РФ используется. Применений можно найти массу, но никто не хочет думать и заниматься транспортными вопросами.
Конечно же, станция "ресурсного" направления расположена километрах в 15 от одноимённого административного центра Удорского района - Кослан. Он вообще на другой стороне реки. Людей дальше везут на автобусе, но мне в другую сторону. Ночую в лесу напротив вокзала.
С утра мороз - даже позавтракал, чтобы поднять температуру.
Осматриваю пустынную станцию - отдалённое забытое, мало кому известное место. Кажется, я снова был первый, кто зафотодокументировал данный малодеятельный тупик.
Построена косланская ветка была уже на исходе СССР. Никаких изысков: ручные стрелки, унылая "коробка" вокзала, безликий полузаброшенный посёлочек поодаль.
Удивительно, если верить архивным расписаниям, в советское время до сюда существовал ежедневный поезд из Москвы!
На путях - несколько порожних лесовозов под загрузку. Хочется побыстрее покинуть эту мокрую неуютную серость.
Ловлю "Ниву" на Благоево. Дальнейшие цели - изучить на месте судьбу проекта "Белкомур" - недостроенной перспективной магистрали, где в 90-е закопали десятки миллиардов. Продолжение следует:
Смотрите также: