Вся сложность сценического искусства требует от актеров всестороннего развития, и поэтому ведущие театральные вузы в свой факультативный курс включают целый ряд предметов. В рамках программы «Сценическое мастерство» студенты изучают как актерское мастерство, так и технику речи на сцене, сценическое движение, пластику, танец, вокал, историю театра и грим. Акцент делается и на таком важном сложном направлении, как развитие увлекательного воображения и научение фантазировать.
Особенности актерского воображения и фантазии
Способность к импровизации, гибкость мышления, внимательность к деталям сюжета, эмоциональная открытость и готовность к экспериментам. Ведь актерское искусство требует не только умения передать речи и движения героя, но и создать живой образ в мозгах зрителя. Воображение актера должно быть настолько сильным, чтобы позволить ему почувствовать и выразить на сцене всю глубину эмоций и переживаний своего персонажа. Поэтому развитие фантазии и воображения является важной частью обучения сценическому искусству и помогает актерам создавать живые и убедительные образы на сцене. К ним относится:
- Способность внутренне проигрывать ситуацию, воспроизводя детали и представляя, как это могло бы быть, если бы произошло на самом деле.
- Актер не отделяет себя от своего персонажа и воспринимает его ощутимо, и себя на сцене воспринимает от первого лица. Для успешной игры на сцене актеру также необходимо верить в правду вымысла. Он должен убедить себя и зрителя в том, что то, что происходит на сцене, действительно происходит, несмотря на то, что это вымысел.
- В многогранности чувств заключается искусство передачи эмоций и чувств своего персонажа, которые используют все известные рецепторы человеческого тела: зрение, слух, обоняние, осязание.
Все эти особенности воображения и фантазирования помогают актеру создавать правдоподобные и живые образы на сцене, которые будут жить в памяти зрителей надолго.
Навыки актера
Развитие актерского воображения непременно связано с выполнением каких-либо действий, поэтому актер должен развивать такие навыки:
- Сценическую речь – с ее помощью артист налаживает контакт со зрителем, доносит свои мысли и переживания. Регулируя тембр голоса, используя разные звуковые диапазоны, грамотно применяя правила орфоэпии, актер формирует особую атмосферу на сцене, дает зрителю возможность понять его.
- Память – она может быть эмоциональной и мускульной. Эмоциональная память – это способность повторно проживать чувства, которые когда-то возникли. На основании этих чувств, присоединяя воображение и фантазию, актер создает характер и ощущения своего персонажа. Мускульная память – это способность тела запоминать движения (жесты), которые сопровождают те или иные эмоции.
- Внимание – помогает концентрировать сознание на реальных и вымышленных объектах, облегчает способность мыслить во время игры, контролировать логику действий персонажа.
- Умение работать с партнером – сценическое взаимодействие с партнерами помогает раскрыть идею спектакля и характер персонажа, эффективное воздействие на зрителя происходит через живое общение с партнером.
- Сценическую веру – убежденность актера в правде вымысла помогает сделать игру убедительной, заставляет зрителя поверить в происходящее на сцене. Сценическая вера дает актеру свободу, делает его игру естественной и органичной.
Задача актера – создать с помощью своего воображения и фантазии полноценный образ своего персонажа, добавить те характеристики, которые не может отразить на бумаге автор сценария.
Упражнения для развития фантазии
Развивать фантазию и воображение можно с помощью таких упражнений:
- Сесть на лавочку в людном месте и наблюдать за прохожими: выбрав одного человека, рассмотреть его внешний вид и манеру поведения, затем придумать ему имя, род занятий, пофантазировать о его жизни.
- Попробовать подобрать как можно больше нестандартных ассоциаций к простым словам. Например, к слову «поэт». Большинство людей с этим словом связывают Пушкина, но актер должен постараться найти свежие и необычные ассоциации, которые идут в разрыв с шаблоном.
- За одну минуту сказать как можно больше существительных, не связанных между собой (предложения из них составлять не нужно). Цель – произнести как можно больше слов с минимальными паузами между ними. Результат можно записывать на диктофон, можно просить партнера слушать.
- Взять текст и прочитать его по-разному: громко, шепотом, медленно. Затем прочитать текст от имени ребенка, старичка, инопланетянина, заикающегося человека, какого-либо животного.
- Взять на руки воображаемое животное, попытаться погладить его, удержать на руках. По характеру движений (животное маленькое или большое, выскальзывает из рук, убегает, кусает и т.д.) партнеры или зрители должны угадать, что это за животное.
- Попробовать перевоплотиться в знаменитость, ребенка, представителя какой-либо профессии, животное. Нужно совершать действия, которые характерны для объекта копирования. Зрители должны угадать предмет перевоплощения.
- Взять три любых слова и составить с ними как можно больше предложений, записать их. Затем из предложений составить небольшой рассказ.
- Попросить кого-нибудь сказать пару предложений в качестве начала рассказа. Затем продолжить историю, используя придуманные факты, которых не может быть в реальной жизни. Должен получиться логичный, связный рассказ.
- Прочитать отрывок из книги, в котором разворачивается событие с участием нескольких персонажей. Закрыть глаза и представить, как будто все происходит на самом деле, стать участником этих событий. В своем воображении нужно нарисовать обстановку, одежду персонажей, попробовать «услышать» их голоса, отметить манеру поведения каждого, прочувствовать их мысли и ощущения.
Придуманные актером детали образа персонажа помогают раскрыть и высказать то, что не могут досказать автор и режиссер, другие создатели спектакля – здесь на актере лежит особая ответственность. Актерское воображение и фантазия должны быть активными – так творчество артиста будет глубоким и содержательным, а игра станет захватывающей и правдивой.
Тренинг разработали - Молодёжный театр "Подмостки" г. Екатеринбург