Найти тему
ArmInfo

Генпрокуратура Армении добивается переквалификации действий фигурантов дела 1 марта 2008 года

АрмИнфо. Генпрокуратура Армении желает переквалификации обвинения трем фигурантам дела 1 марта 2008 года со <свержения конституционного строя> на <должностное преступление>. Об этом заявила Генеральный прокурор Анна Вардапетян на заседании профильной комиссии в парламенте, представляя подробности о ходе дела.

Напомним, что 15 лет назад после прошедших 19 февраля очередных президентских выборов, на которых победил Серж Саргсян, в Ереване вспыхнули беспорядки, вылившиеся в столкновения с представителями правопорядка. Армянская оппозиция во главе с первым президентом Левоном Тер-Петросяном, который также баллотировался на выборах, с 20 февраля проводила в центре Еревана митинги, выражая недовольство итогами голосования.  Акции протеста вылились 1-2 марта в беспорядки и столкновения митингующих с силами правопорядка, в результате которых погибли 10 человек, в том числе, полицейские, свыше 200 получили ранения различной степени тяжести.

В 2021 году суд принял решение о прекращении уголовного дела о "1 марта", поскольку КС признал антиконституционной статью 300.1 (свержение конституционного строя), по которой и было предъявлено обвинение второму президенту Роберту Кочаряну, бывшему главе Генштаба Юрию Хачатурову и экс-министру обороны Сейрану Оганяну.

По словам Вардапетян, ранее Конституционный Суд не пожелал рассмотреть заявление Генпрокурора о переквалификации дела, указав на несубьектность по делу. Сейчас же надзорный орган подал жалобу в Кассационный суд, попросив выяснить позицию Конституционного суда относительно возможности переквалифицировать действия трех бывших должностных лиц как <должностное преступление>.

Что касается лиц, находящихся в межсудебном разбирательстве, то, по словам генпрокурора, переквалификация произошла. <На данный момент дело находится в суде, ведется расследование. Оно было направлено в суд, поскольку человек не согласился на прекращение уголовного преследования по неоправдывающим основаниям>, - сказала Вардапетя.

Генпрокурор также отметила, что расследование по делу о злоупотреблении должностными полномочиями следователем следственной группы было выделено из производства и направлено в суд с обвинительным заключением 12 августа 2023 года. <Оно было направлено в суд, поскольку человек не согласился на прекращение уголовного преследования по неоправдывающим основаниям>, - сказала Вардапетя.

Помимо этого, отменены обвинительные приговоры примерно по 30 делам, которые касаются уголовных преследований, возбужденных в отношении лиц, участвовавших в событиях 1 марта. В отношении одного человека вынесены оправдательные и частичные судебные акты. <Из 30 дел 16 жалоб было подано Генпрокуратурой>, - отметила Анна Вардапетян.

Вместе с тем, как указала Вардапетян, вопрос об истечении срока исковой давности по делу 1 марта все равно возникнет. <Разница здесь

заключается в прекращении уголовного преследования по оправдательным и неоправдывающим основаниям. Мы просто дадим соответствующую юридическую оценку, а почему бы и нет. Также можем обсудить вопросы, связанные с компенсацией, ведь в случае прекращения производства по необоснованным основаниям претензии могут быть предъявлены к лицу, вызвавшему последствие через некоторые другие процедуры. Это дает определенные возможности потерпевшим с юридической точки зрения>, - пояснила генпрокурор..

Отметим, что несмотря на то, что еще 17 августа 2018 года Никол Пашинян заявил, что дело о событиях 1-2 марта 2008 года в Ереване полностью раскрыто, 1 марта 2023 года премьер признал, что однако виновные пока что не наказаны. <Но то, что до сих пор убийцы не обнаружены, еще не означает, что этого не будет. Самая большая проблема, или одна из них - по материалам уголовного дела обосновано, доказано, что следствие сразу после 1 марта 2008 года не только не приложило усилий для раскрытия преступления, но и всеми силами пыталось осложнить или сделать его невозможным>, - сказал он.

К примеру, как указал Пашинян, собранные на месте событий гильзы в ходе расследования были заменены. Таких примеров много, сказал он. При этом, премьер уверен, что нужно добиться полноценного раскрытия дела. Что касается его раннего заявления о том, что дело раскрыто, Пашинян отметил, что готов повторить это и сейчас. Уголовное дело было прекращено из-за правовых комментариев, и эта проблема находится в другой плоскости, пояснил он. Глава кабмина отметил, что основные ответственные были в суде, но возникли <всем известные обстоятельства>. При этом, как подчеркнул премьер, он не желает комментировать <не подлежащие обжалованию правовые решения>. <Решение принято, и мы все должны принять это к сведению>, - заявил он