Кажется, уже немало написано современными авторами о детстве, которое было их детством: восьмидесятые - девяностые прошлого века. Но каждую новую историю всё равно берёшь в руки с ожиданием узнать что-то и о себе, узнать там своё детство. И так становится трогательно и радостно, когда видишь точки пересечения. И это лишь одна из причин, почему я очень довольна знакомством с историей Евгении Овчинниковой "Сокровища".
Хотя начало не предвещало никаких параллелей. Северный Казахстан, летние каникулы у тёти в деревне. Всё моё детство прошло на Псковщине с редкими поездками в соседнюю Тверскую область. Без мамы у бабушки с дедушкой мы с сестрой оставались лишь пару раз на неделю-две. Поэтому чувства Аси, всё лето бегающей к остановке автобуса (не приедет ли навестить мама?) я могу лишь попытаться представить.
Там, в городе, у Аси обычная школа и музыкальная, в квартире - телевизор, в котором ежедневно можно увидеть её красивую маму. Но
...после уроков дома в пустой квартире совсем скучно даже с книжками и телевизором.
И с "вечным супом со звёздочками, который варила мама".
А в деревне нет даже электричества. Зато есть индюк, ведущий охоту на Асю, вредные двоюродные старшие сёстры, которым Ася проигрывает постоянно в карты, поэтому моет за них посуду, бурчащая бабушка, которой внучка читает по вечерам при свете фитилька, и никаких друзей-ровесников (пока что). Чувствуете, сколько трагедий, психологических травм может вылепить современный автор? Но в этой повести их нет!
У Аси хватает привычных занятий, скучает она только по маме, но это обычные чувства ребёнка без надрыва. Вредные старшие сёстры вполне добрые, а бабушка первая сочувствует разревевшейся внучке и даёт такие нужные Асе именно в этот вечер деньги на кино (из отложенных на смерть - "поживу, поди, ещё").
Семья Анганзоровых, думаю, похожа на многие другие семьи, живущие в те времена. Им нужно выкраивать и выгадывать, чтобы купить любую новую вещь, что-то перестроить, переделать. Взрослые постоянно в делах и трудах, дети тоже участвуют во всём. Об этом замечательно рассказала Евгения Шафферт, после отзыва которой я книгу и купила. Но есть в этой семье самые настоящие сокровища - это их внимание, забота к каждому члену семьи (да и не только). Столько ситуаций, когда ты понимаешь, что все всё видят и, если есть возможность, сразу помогают и словом, и делом. Вот правда, они все такие симпатичные! Было даже немного жаль, что мы видим только один срез, вот это вот настоящее, а так мало знаем об их прошлом. Немногочисленные детали лишь подогревают желание узнать историю семьи.
Вернусь к точкам пересечения. Вначале у меня было очень мало совпадений из детства (правда, у меня оно случилось слегка раньше), даже казалось, что их нет совсем, только что-то отдалённое... И вдруг ковшик.
Ковшик, из которого все пьют с жадностью и радостью. И тут я вспомнила, что и у меня же он был, тот самый ковшик с самой вкусной водой. И я даже помню переходные моменты, когда дать попить кому-то продолжало быть делом обычным, но уже не из ковшика. А ведь из ковшика вкусней!
И мыть посуду для меня было целым мероприятием, водопровода в доме не было. И чёлку я ставила "Прелестью"! И кассеты были, но ещё не с Мадонной, а с "Modern Talking". А романы про Анжелику я привозила маме из Пскова, когда была уже студенткой.
Кстати, здесь книги то и дело мелькают! Девочки читают не только бабушке, но и списки литературы на лето, не делая из этого события и не критикуя всё подряд. И вдруг, читая эту повесть, я вспомнила "Северный свет" Дженнифер Доннелли! Я рассказывала вам про дуэли на словах:
Здесь никто это так не называет, но абсолютно спокойно включаются все в подбор синонимов:
За это лето произойдут разные события в деревне: и похороны будут, и почти свадьба. Но почти всё не из разряда "так только в кино бывает", это просто жизнь, сама жизнь, где идёт чередование грустного и весёлого, где всё хорошо будет у тех, кто готов подставить плечо другому.
Получила громадное удовольствие от знакомства с историей. Удовольствие от того, что ни одна из заявленных тем не брошена, не забыта. Повешенные по ходу действия ружья выстрелят обязательно. Причём это так всё красиво пройдёт и к такому адекватному финалу приведёт. Я, перечитавшая тьму историй современных авторов, всё время ждала подвоха, даже готова была к тому, что начнутся страдания и вот сейчас, нет, вот сейчас точно... А там жизнь.
Понимаю, почему эта история стала лауреатом "Белой вороны -2022" и вошла в короткий список "Книгуру - 2022". И понятно, почему в финал "Книгуру" не вышла: там ведь подростки голосовали. Конечно, есть дети, которые любят читать о том, как было раньше, но вот рядом со мной таких не наблюдаю.
В прошлом году издательство "Белая ворона" впервые проводило конкурс обложек, было даже зрительское голосование, меня убившее наповал. Я решила поучаствовать, рассмотрела, выбрала, а потом увидела победителей: совпала я с мнением большинства ровно один раз, когда нужно было выбрать из двух вариантов. Книги, обложки к которым выбирали, выходили и выходят сейчас у "Белой вороны". Иногда я с грустью вспоминаю другие варианты, глядя на выбор издательства.
У "Сокровищ" обложка меня почти не раздражает, только большеголовое существо никак не хочет становиться Асей... Но сохраню тут на память варианты, предложенные в прошлом году:
После чтения повести было любопытно вернуться к этим обложкам, понять, где та же самая атмосфера, что для меня и в повести, а где удачные находки в композиции, деталях.
Удивительно, но я никогда не делала секретики, про которые так много в детских книжках, а вот сокровища у меня были всегда! Может, и не такие ценные, как у Аси, ведь я не стремилась их спрятать, закопать, но коробочки "с сокровищами" у меня и сейчас есть. Несколько лет назад старший племянник, тогда ещё дошкольник, стал просить показать мои сокровища, правда, он сказал "коробочку с интересностями". Я радостно достала одну коробку, перебирала, рассказывала, мы всё рассмотрели, но чувствовалось, что ребёнок не удовлетворён. Точно, последовал вопрос: "Это, конечно, интересно, но я про сокровища спрашивал. Ну есть у тебя хрусталя всякие и короны золотые?" 😉И так бывает.
Видите, одна книга, а сколько разных воспоминаний!