Найти в Дзене
Морена Морана

У современной матери много проверяющих и мало помощников

Недавно задумалась о том, куда можно обратиться матери, если у нее финансовые, жилищные или иные проблемы.

Началось все с того, что для одной знакомой искали шелтер, но оказалось, что за этим красивым импортным словом ничего не стоит. Чаще всего речь идет о том, что кто-то из благотворителей снимает квартиру, в которой временно размещаются женщины, или предоставляет временно свою, вот и все. И квартир этих мало, многие адреса и телефоны уже не актуальны, ну и опять же, располагаются такие центры обычно в крупных городах, а вот в маленьком поселке физически может быть некуда бежать. Кроме того, стены этих шелтеров далеко не так неприступны, как кажется. И при должной сноровке и связях подопечные извлекаются даже из них.

Издалека видела фонды социальной помощи населению. Сильно не вникала, но мне показалось, что им катастрофически не хватает ресурсов. По крайней мере, в провинции. Обычно они выделяют несколько более или менее благополучных семей, чьи проблемы не столь глубоки, им и перепадает иногда какая-то плюшечка, их же можно демонстрировать проверяющим. На настоящую бедноту в поколениях, их реабилитацию и переучивание, вытягивание в люди там денег нет, и не будет. Невозможно на пять рублей построить санаторий для тяжелых больных. Тут примерно такая же история.

Школа – очень странный орган в последнее время, нечто вроде аппендикса. Эволюционно он раньше зачем-то был нужен, но сейчас это явный атавизм. Школа совершенно точно ничему не учит, чтобы школа учила – это должна быть какая-то элитная школа. А обычная средняя школа – это такая большая камера хранения, куда родители скидывают детей, уходя на работу. Половину времени учителя там заняты отчетами, половину – опросами. Не объясняет там никто и ничего. А спасение утопающих, то есть родителей и детей – это дело рук утопающих. Хотят что-то понять – пусть сами сидят после уроков или берут репетиторов. Как по мне, комментаторы сейчас делятся на два лагеря. Кто ругает школу, и кто с ней в последние 10 лет не сталкивался. Руководство школы тоже недовольно. С одной стороны их третируют неадекватные родители – жалобами. С другой стороны, нужно найти время, чтобы промониторить соцсети училок. Вдруг кто в купальнике. И отчеты, опять же. Одно окно с решеткой – против терроризма. Одно без решетки – для пожарников. И старушка на входе – это охрана.

С врачами все неоднозначно. С одной стороны, в здравоохранение последние годы были большие вливания, и они видны невооруженным глазом, особенно в областных центрах. Областные больницы выглядят более чем прилично, а если учесть, что они еще и бесплатные – я другой такой страны не знаю, где так дешево лечится человек. Но это только если болезнь, как бы это помягче… распространенная. Стоит только заболеть какой-нибудь редкой болячкой, так это караул кричи. Узких специалистов практически нет. Если один такой в городе есть, то он постоянно в мыле. Пациенты идут потоком. А сколько из них не попадут на прием. Кадровый голод ужасный. Как будто всех специалистов съел какой-то ужасный дракон, ранее предпочитавший красивых девственниц. Иначе где они все? Еще одна нехорошая болезнь нашей медицины – там все надо делать через задний вход или даже проход. Нельзя просто прийти в кассу, дать денег и получить качественную услугу. Тебя качественно лечат или по протекции Бориса Петровича, или никак. А без протекции Бориса Петровича тебя за твои деньги только шпыняют и посылают к лешему.

С жилищными субсидиями дело обстоит наистраннейшим образом. Они вроде есть, но наиболее успешно их используют почему-то самые богатые. Те, кто без проблем и без субсидий закрыл бы ипотеку все равно. А вот потратить тот же материнский капитал элементарно на хлеб, к сожалению, нельзя. А что же тогда потратить на хлеб, если есть нечего?

С бабушками все неоднозначно. Они работают. Дедушки – тем более. Обратишься к ним – они тебе в ответ: «А кто работать будет?». Справедливо, в общем-то. Бабушки и будут работать. Потому что работодатель настороженный пошел, словно декретные платятся не из средств соцстраха, а из его личного бюджета. Недавно в одном месте было рассуждение, что она, мол, из 10 лет в организации 8 лет в декрете просидит. Выучишь ее – она в декрет… Выйдет – там сопли, больничные, и во второй… А потом опять раскачиваться будет. Как у них дело обстоит с мужчинами, я не знаю, наверное, на одном месте всю жизнь сидят. Хотя, по моим наблюдениям, толковые мужики обычно года через три сваливают навсегда – на зарплату повыше. А бестолковые пьют и лентяйничают почище, чем женщины рожают. Но дело не в этом. А в том, что работодателям мы, матери, тоже не больно-то нужны, если только не протаранишь стены лбом и не прыгнешь выше головы…

Зато проверяющих и карающих органов сколько… Недавно пообщалась с опекой – они приходили на счет соседей. Впечатление неприятное. Кажется, что они не помочь хотят, а зацепиться глазом за какую-нибудь ерунду, типа ремонта в коридоре. ПДН меня удивляет, кстати. Очень хорошо последнее время работают, на учете чертова туча народу, чуть не каждый десятый ребенок. У нас реально столько неблагополучных, или они себе там галки-палки накручивают? Откуда столько? И что за прегрешения у них? Дрался, курил, разбил окно… Ну, такое… На настоящих малолетних преступников особого впечатления не произведет, а вот домашнего ребенка с шаткой психикой могут закошмарить… Школьные учителя, кстати. Благодарна за неравнодушие, но раньше они звонили лишь по исключительным поводам. За мое детство один раз звонили – я с уроков ушла тогда. Меня мама отмазала грамотно – мол, месячные начались. А сейчас учителя каждую неделю на проводе. Это в обычной ситуации, не когда экзамены или Новый год. Ну ничего, им тоже несладко. Им в четыре утра контрольные присылают в ВК.

Хорошо, если отец попадется сознательный. Но сколько их, сознательных. В основном все породы «думать надо было, прежде чем ноги раздвигать». Алименты с таких еще стрясти надо. Я вот думаю – когда-нибудь государство будет трясти с них алименты столь же эффективно, как сейчас налоги с Блиновской?

Короче, сложно функционирует система. Проверяющих, карающих и упрекающих органов с десяток, а помощи ждать неоткуда. Никто тебе ничего не должен, а кто должен, с тех попробуй еще, получи. Ну и куда в таком случае пойти матери в случае проблем? К лешему?

С этим перекосом, когда проверяющих больше, чем помогающих, надо что-то делать? Вы не находите?